Домой » Общество » БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДА — ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА

БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДА — ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА

В нашей стране уделяется огромное внимание усилению адресной поддержки со стороны государства социально уязвимых слоев населения. Повышается уровень их материального благосостояния. Ведется активная работа по обеспечению защиты интересов старшего поколения. Создаются условия для полноценного физического, интеллектуального и культурного развития подрастающего поколения.
Ярким примером тому являются принятые недавно такие важные документы, как Указ Президента Узбекистана «Об усилении адресной поддержки социально уязвимых слоев населения», постановления правительства «О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы», «О дополнительных мерах по укреплению здоровья женщин и подрастающего поколения». Мы попросили рассказать о важности этих документов министра труда и социальной защиты населения Акила АБИДОВА:
— Основной целью нашего государства является повышение благосостояния населения. Именно с этих позиций и нужно рассматривать те меры, которые предпринимаются правительством во всех сферах жизни нашей страны, и не только в области социальной защиты, но и в экономической, политической и духовной сферах. Вот почему актуальность недавно принятых документов, касающихся непосредственно вопросов социальной защиты населения, нужно рассматривать в контексте с реформированием всех сфер жизни государства и, в первую очередь, в связи с дальнейшей либерализацией экономики.
Сегодня в стране созданы все условия для повышения экономической активности, личной инициативы и трудовых доходов граждан. Максимально поощряется предпринимательская деятельность населения, посредством активной и целенаправленной инвестиционной политики создаются новые рабочие места во всех отраслях экономики, в первую очередь в малом и среднем бизнесе. Результатом этого явились рост доходов населения, в первую очередь заработной платы, реальный размер которой только за истекший год вырос на 20 процентов по сравнению с 2000 годом. Иными словами, тот, кто может активно трудиться, сегодня имеет возможность самостоятельно обеспечить себе и своей семье достаточно высокий уровень жизни.
Вместе с тем процессы дальнейшей либерализации всех сфер жизни нашего общества предъявляют повышенные требования к надежности и эффективности системы социальной защиты социально уязвимых слоев населения, то есть тех наших граждан, которые в силу объективных обстоятельств не имеют возможности самостоятельно, за счет собственной трудовой деятельности, обеспечить себе уровень жизни, отвечающий требованиям цивилизованного общества. Именно на усиление социальной поддержки таких групп населения и направлены меры правительства по обеспечению адресной поддержки.
Принятые Олий Мажлисом и правительством документы являются логическим продолжением и развитием той социальной политики, которую наша страна проводит на протяжении всех лет независимости. Она является приоритетной и неотъемлемой частью нашей национальной модели неуклонного продвижения по пути рыночных реформ, суть и стратегию которой определил глава нашего государства Ислам Каримов. Эти документы по своей сути реализуют комплексный и взаимоувязанный подход к осуществлению мер по усилению адресности поддержки населения, расширяют сферу охвата населения мерами по социальной поддержке, всемерно повышают роль органов самоуправления граждан.
Важное значение имеет финансовое и ресурсное обеспечение мер по социальной защите населения. Рост экономики в целом позволяет сегодня выделять на социальные цели около 50 процентов общих расходов госбюджета. Это — огромные ресурсы и распоряжаться ими нужно максимально эффективно и адресно. Вот почему в принятых документах наряду с собственно государственными формами социальной поддержки населения большое значение придается органам самоуправления граждан как активным проводникам в жизнь механизмов обеспечения адресности социальной защиты населения, гарантам обеспечения социальной справедливости, открытости и гласности при распределении социальной помощи.
Еще раз хочу подчеркнуть, что принятые недавно документы являются продолжением и развитием комплексных мер, направленных на повышение благосостояния населения, в первую очередь, его социально уязвимых слоев, определяют конкретные и ясные механизмы социальной поддержки населения с учетом потребности каждой отдельной ее категории.
— Указом Президента Республики Узбекистан и постановлением правительства «О государственной программе «Год защиты интересов старшего поколения» предусматриваются конкретные меры по повышению уровня социальной защиты лиц преклонного возраста. Не могли бы вы более подробно остановиться на вопросах, касающихся социальной защиты этой наиболее почитаемой у нас категории населения?
— Программой предусмотрено около 100 конкретных мероприятий, способствующих повышению уровня благосостояния пожилых людей, обеспечению их активного участия в преобразованиях общества, воспитанию здорового поколения, преемственности и передаче молодежи богатого профессионального и жизненного опыта, добрых традиций и культурных ценностей. Общие затраты на их реализацию только в текущем году составят более 90 миллиардов сумов, преимущественно за счет средств бюджета и Пенсионного фонда.
Все эти меры способствуют достижению повышения роли семьи, махалли, творческих объединений, общественных организаций, средств массовой информации в освещении и пропаганде вековых традиций почитания, достойного вклада старшего поколения в формирование атмосферы мира, согласия и счастья в каждой семье и стабильности в обществе. Конкретный механизм реализации этих мер заключается в более полном задействовании соответствующих организаций и материальных ресурсов для обеспечения достойной старости, моральной и экономической поддержки пожилых людей. Задача — сформировать вокруг людей старшего поколения атмосферу заботы и почитания.
Важно также совершенствование пенсионного обеспечения пожилых, улучшение их медицинского, санаторно-курортного, коммунально-бытового и транспортного обслуживания. Иными словами, создание для людей преклонного возраста условий жизненного комфорта.
Программой, в частности, предусматривается повышение пенсий и пособий, выплачиваемых пожилым людям, в размерах, опережающих инфляцию. Эта мера позволит обеспечить постоянный рост покупательской способности этих выплат, что в свою очередь послужит основой неуклонного повышения реальных доходов пенсионеров.
Особое место в программе занимают меры по оздоровлению лиц престарелого возраста. Предусматривается расширить комплекс специфических медицинских услуг с учетом особенностей организма пожилых людей за счет проведения ежегодных профилактических медицинских осмотров и лечения в специализированных отделениях поликлиник. Создается сеть геронтологических центров, увеличивается выпуск лекарственных препаратов, потребляемых преимущественно пожилыми людьми по максимально доступным ценам или на бесплатной основе (для тех категорий пожилых людей, кто имеет право на льготы по безвозмездному обеспечению лекарственными препаратами).
Хочу обратить внимание на одну очень важную меру, предусмотренную программой, — улучшение доступа пожилых людей, проживающих в отдаленных районах, к квалифицированной медицинской помощи. Теперь она будет оказываться силами медико-санитарных бригад в специализированных железнодорожных поездах. Пенсионеру не нужно будет далеко ехать, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь или пройти ежегодную диспансеризацию.
soc
В целях расширения санаторно-курортного обеспечения пожилых людей в текущем году предусмотрено введение первой очереди реконструируемого санатория для ветеранов войны и труда «Касансай» в Наманганской области, также для обслуживания людей преклонного возраста перепрофилирован санаторий-профилакторий Тахиаташской ГРЭС. Укреплена материально-техническая база других действующих специализированных санаториев и домов отдыха. Только на меры по улучшению санаторно-курортного обслуживания лиц старшего поколения из госбюджета в текущем году выделено более 2,4 миллиарда сумов.
Касаясь вопроса об улучшении бытовых и транспортных услуг для престарелых граждан, хочу отметить, что программой предусмотрены скидки для пенсионеров и инвалидов при пользовании услугами парикмахерских, химчистки и банно-прачечных учреждений, а также распространение опыта хокимията г.Ташкента по предоставлению скидок в размере 50 процентов при покупке одинокими пенсионерами месячных проездных карточек.
Вместе с тем предусмотрено усиление заботы об одиноких престарелых, пенсионерах и инвалидах, участниках и инвалидах войны. В частности, планируется существенно улучшить патронажную помощь этим категориям граждан в социальном обслуживании на дому. Будет расширено оказание им гуманитарной и материальной помощи. Предусматривается также максимальное обеспечение потребности одиноких пенсионеров в протезно-ортопедических изделиях, оптических очках, зубных протезах и слуховых аппаратах. Большое внимание в программе уделено созданию условий для санаторно-курортного обслуживания одиноких престарелых граждан для полноценного отдыха и общения.
Программой установлено также пособие на гражданское обслуживание в случае смерти получателя социального пособия. Оно будет выплачиваться тем лицам или организациям, которые непосредственно взяли на себя организацию и проведение похорон получателя социального пособия — соседям, махалле и другим лицам.
— Указом Президента от 25 января этого года «Об усилении адресной поддержки социально уязвимых слоев населения» предусмотрена отмена с 1 января 2002 года действующих ограничений при исчислении пенсии за стаж работы сверх требуемого для назначения полной пенсии. Не могли бы вы подробнее разъяснить, как теперь будет действовать этот механизм?
— С 1 января в соответствии с указом Президента отменяется действие ограничений, установленных частью 3 статьи 27 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан». Если раньше размер пенсии по возрасту или по инвалидности 1-й и 2-й групп не мог превышать 75 процентов от заработка, принимаемого для исчисления пенсии (для инвалидов 3-й группы и пенсии по потере кормильца — 40 процентов), то начиная с 2002 года размер пенсии будет определяться исходя из заработка, принятого для исчисления пенсии, с учетом всего стажа работы, который работник имел до выхода на пенсию, и тем самым будет усилена зависимость размеров пенсии от продолжительности стажа работы.
Иными словами, если у мужчины-пенсионера стаж работы составляет, к примеру, 50 лет с учетом льготных периодов, скажем, для участников войны (год участия в военных действиях засчитывается в трудовой стаж как три года), то размер его пенсии будет определен исходя из размеров базовой пенсии, которая составляет 55 процентов от заработка, назначаемого за полный трудовой стаж — 20 лет у женщин и 25 лет — у мужчин, и плюс по 1 проценту к этой базовой пенсии от заработка за каждый год сверх требуемого стажа для начисления полной пенсии. Скажем, наш пенсионер, имеющий трудовой стаж 50 лет, получит пенсию в размере 80 процентов от заработка, принятого для исчисления пенсии, в то время как до принятия указа Президента его максимальная пенсия могла составить 75 процентов от заработка.
Хочу особенно подчеркнуть, что отмена указанного ограничения по стажу работы касается не только тех пенсионеров, которые имеют значительный трудовой стаж и которые получают пенсию сегодня, но и будущих пенсионеров. Органами социального обепечения уже завершается работа по пересчету размера пенсий пенсионерам, имеющим стаж, превышающий ранее установленный предельный трудовой стаж, численность которых сегодня составляет более 370 тысяч человек.
При этом обращаю внимание на то, что согласно действующему законодательству время работы после назначения пенсии в трудовой стаж для ее начисления не засчитывается. Иными словами, если работник вышел на пенсию, имея трудовой стаж 30 лет и затем продолжал работать, то для расчета размера его пенсии в этом случае будет приниматься стаж только 30 лет, то есть трудовой стаж, который он имел до выхода на пенсию.
— Указом Президента и постановлением правительства «О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы» предусмотрено существенное увеличение размера пособий по уходу за ребенком и расширение охвата нуждающихся семей различными видами социальной поддержки. Как это отразится на уровне роста благосостояния социально уязвимых слоев населения?
— Указом предусматривается установление ежемесячного размера пособий матерям по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет в 2002 году в размере 170 процентов от минимального размера оплаты труда, а в 2003 году — в размере 200 процентов, то есть при действующей минимальной заработной плате размер этого пособия составит 5831 сум, а в начале следующего года — 6860 сумов в месяц. Если учесть, что контингент получателей данного пособия сегодня значительно превышает 1 миллион семей, то это довольно существенная прибавка в семейный бюджет.
При этом предусматриваются некоторые изменения в механизме предоставления данного пособия неработающим матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 2-х лет, которых сегодня насчитывается около 600 тысяч, а на выплату ежемесячных пособий из бюджета расходуется более 45 миллиардов сумов. Теперь органы самоуправления граждан, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют назначение данного пособия неработающим матерям, будут наделены правом отказывать в назначении этого пособия неработающим матерям из материально обеспеченных семей. Здесь важно понять логику предоставления этого пособия. Ведь любое пособие по своей сути является помощью тем, кто в ней нуждается. А можно ли считать нуждающимися семьи, у которых среднедушевой доход во много раз превышает доход, которым располагает средняя семья? Ответ однозначен — нельзя, поэтому органам самоуправления дано право на основании объективной оценки нуждаемости семей в данном пособии, принимать решение о назначении или отказе в нем.
Все средства, высвободившиеся от реализации данного механизма, будут направлены на оказание социальной поддержки именно нуждающимся семьям, в частности, на увеличение объемов финансирования оказания материальной помощи малообеспеченным семьям.
Несколько другой характер имеет данное пособие в отношении к работающим матерям. В этом случае, кроме функции оказания социальной помощи семье, пособие выполняет функцию частичной компенсации матери ребенка потери в трудовом доходе, который она имела до рождения ребенка. Вот почему назначение и выплата пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет, должна осуществляться без всяких условий. Пользуясь случаем, хочу напомнить работодателям: выплата своим работницам пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет — это обязанность, и не может быть никаких оправданий задержкам или отказам матерям в выплате этих пособий.
Дальнейшее развитие механизмов социальной защиты населения, как уже отмечалось, обусловлено демографическими, экономическими и социальными условиями. Так, реформирование системы образования приводит к тому, что дети будут получать обязательное образование до 18 лет. Этот факт нашел отражение в Указе Президента и постановлении правительства: с нынешнего года категория получателей детских пособий расширится за счет включения в число получателей семей, имеющих детей до 18 лет, если они обучаются в общеобразовательных школах, академических лицеях или профессиональных колледжах. Как известно, размер этого пособия зависит от числа детей в семье. Если в семье имелись дети старше 16 лет, то согласно ранее действующему положению, они не принимались в расчет для определения размера назначаемого пособия. Теперь, при его назначении будут учитываться также дети старше 16 лет, вплоть до достижения ими 18-летнего возраста, то есть возраста, с которого человек после получения образования обладает реальной возможностью иметь самостоятельный доход. Эта мера увеличит контингент семей, получающих данное пособие, более чем на 10 процентов.
Существенную материальную поддержку малообеспеченные семьи получат за счет значительного расширения контингента учащихся, обеспечиваемых бесплатными комплектами зимней одежды. До сегодняшнего дня ее получали только учащиеся из малообеспеченных семей, обучающиеся в начальных классах общеобразовательных школ. С выходом вышеуказанного постановления правительства бесплатные комплекты зимней одежды будут также получать учащиеся 5-9 классов из малообеспеченных семей, то есть контингент получателей этого вида социальной помощи расширится более чем в 2 раза. Механизм обеспечения бесплатной зимней одеждой учащихся школ оправдал себя и остается неизменным: контингент учащихся, которым выдается комплект зимней одежды, определяется педагогическим коллективом школы совместно с представителями общественности — родительским комитетом и махаллей. Выдача же зимней одежды производится ежегодно до начала наступления холодов.
Также постановлением предусматривается поэтапное обеспечение учащихся из малообеспеченных семей комплектами учебников из библиотечного фонда. Данная мера позволит существенно снизить затраты, которые малообеспеченным семьям необходимо нести для обучения ребенка, а это — более 9 тысяч сумов в расчете на одного ученика или более 1,8 миллиарда сумов на всех учащихся из малообеспеченных семей. В 2003 году бесплатные школьные учебники получат практически все учащиеся общеобразовательных школ из малообеспеченных семей.
— В Программе адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы значительное место занимают меры по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Насколько актуальна эта проблема именно сегодня?
— Забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей постоянно находится в зоне особого внимания нашего государства. От того, насколько заботливо и гуманно будет относиться государство к детям, лишенным родительского крова, зависит их будущее, а это и частичка будущего государства. В нашей республике практически изжиты беспризорность и безнадзорность детей, являющихся сегодня большой проблемой и трагедией для многих стран СНГ и западного мира. Это — результат усилий правительства, и что очень важно, особенность нашего национального менталитета, не позволяющего обойти вниманием ребенка, оставшегося без крова и попечения родителей.
Однако неизбежно наступает период, когда ребенок должен и может выйти из-под государственной опеки и приступить к самостоятельной жизни. При этом он должен иметь необходимые материальные средства. В связи с этим программой предусматривается увеличение в 5,5 раза пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на полном государственном обеспечении, единовременного пособия, выплачиваемого при выпуске из всех типов образовательных учреждений и трудоустройстве. При сегодняшней минимальной заработной плате размер целевого пособия на приобретение одежды, обуви и инвентаря составит около 278 тысяч сумов, а единовременного денежного пособия — более 10 тысяч. При этом абсолютный размер этих пособий будет увеличиваться при каждом увеличении минимального размера оплаты труда.
Принципиально важным моментом является увеличение материальной поддержки тех семей, которые принимают детей-сирот на воспитание (патронат). Начиная с этого года государство будет выплачивать таким семьям ежемесячное пособие в размере трехкратной минимальной заработной платы. Иными словами, государство не снимает с себя материальных обязательств даже по отношению к тем детям, которые приняты на воспитание в приемные семьи. Это ли не высшее проявление гуманности и заботы государства о детях!
— Большой объем социальных выплат, обеспечение их адресности и эффективности — это меры, которые могут на время повысить жизненный уровень социально уязвимых слоев населения, и если их не поддержать активными мерами по обеспечению роста самостоятельных доходов семей, то для поддержания доходов социально уязвимых слоев населения будет постоянно требоваться все больше и больше средств. Предусмотрены ли в программе активные меры по выводу семей из категории малообеспеченных?
— Действительно, одними пособиями и материальной поддержой всех проблем социально уязвимых групп населения не решить. Более того, существует опасность, что пособия и материальная помощь будут способствовать укоренению среди отдельной части населения настроений иждивенчества, стремления решать свои материальные проблемы за счет государства. Однако рассматривать социальную помощь как временную меру по отношению ко всем социально уязвимым слоям населения не совсем правильно.
Имеются категории населения, а их не так мало, для которых социальная помощь должна носить не временный, а постоянный характер. И только через прямую социальную поддержку можно обеспечить нормальную жизнь для отдельных одиноких пенсионеров, детей-сирот, инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе. И эти категории населения должны и будут постоянно охвачены государственной поддержкой. Именно поэтому нужно особенно подчеркнуть, что одним из ключевых моментов Программы является обеспечение адресности, то есть предоставление социальной поддержки тем и только тем слоям населения и семьям, кто в этой поддержке объективно нуждается. Усиление адресности, реализация механизма распределения государственной социальной помощи органами самоуправления граждан является тем гарантом, который не позволит развить у населения чувство иждивенчества.
Как я уже отметил, в республике созданы все условия для роста экономической активности граждан, максимально полного проявления частной инициативы и развития предпринимательства. Однако по понятным причинам легче реализовать свои предпринимательские проекты могут преимущественно обеспеченные слои населения. В данной программе предусмотрены меры по непосредственному вовлечению социально уязимых слоев населения в активную предпринимательскую деятельность через расширение пока еще ограниченных проектов микрокредитования частного предпринимательства. В частности, предусмотрено выделение средств из фонда содействия занятости и других источников финансирования на предоставление микрокредитов тем малообеспеченным семьям, которые пожелают организовать семейный бизнес. При этом учитывается, что у этих семей, как правило, отсутствует залоговое обеспечение, необходимое при получении кредитов в коммерческих банках. Программой предусматривается возможность получения микрокредитов малообеспеченными семьями под гарантию возвратности со стороны органов самоуправления или каких-либо других финансово устойчивых негосударственных некоммерческих организаций. Данная форма гарантий возвратности кредитов, наряду с упрощенной процедурой их получения и регистрации в качестве субъекта семейного предпринимательства, должна привлечь значительное количество малообеспеченных семей, чувствующих свои силы в организации семейного бизнеса, но не имеющих достаточных стартовых средств для его осуществления. Полагаю, что расширение механизма микрокредитования семейного бизнеса с вовлечением в него социально уязвимых слоев населения обеспечит повышение экономической активности этих категорий граждан. И если можно так выразиться, самым коротким и надежным путем выведет значительную часть населения из состояния малообеспеченности.
В настоящее время нами детально прорабатываются механизмы и определяются объемы финансирования семейного предпринимательства с вовлечением в него преимущественно социально уязвимых слоев населения.
Назокат Усмонова.
Корр. УзА.

ВЕТЕРАНСКАЯ НАУКА
В минувшем году Сурхандарьинское областное отделение фонда социальной защиты ветеранов «Нуроний» провело свыше пятисот встреч и собраний, на которых рассмотрены вопросы материального положения людей старшего поколения, воспитания у молодежи любви и преданности своей родине.
Отчитываясь за проделанное в 2001-м, председатель отделения Арзикул Соатов постарался глубоко осветить все аспекты деятельности. Шел самокритичный разговор и о том, что не удалось осуществить.
Хоким области Бахтияр Алимджанов сердечно поблагодарил ветеранов войны и труда за их вклад в развитие Сурхандарьи. Руководитель области призвал по достоинству ценить опыт, знания людей старшего поколения, опираться на их мудрость, учиться у них преодолевать трудности.
На отчетно-выборном собрании избран новый состав правления отделения.
Назип Сулейманов.
Соб. корр. «Правды Востока».