Домой » Наука и образование » ДОРОГИ УЧЕБНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ГОСУДАРСТВА

ДОРОГИ УЧЕБНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ГОСУДАРСТВА

Специалисты уверяют: проблема снабжения учащихся хорошими современными учебниками в соответствии с государственными стандартами образования близится к своему решению
Книги сегодня дороги, учебники для школьников — тоже. Дороги для родителей — покупать-то каждый год приходится. А если детей-школьников несколько?.. Дорого обходится учебник и государству, которое расходует на эти цели значительные средства, ведь учебник вначале надо создать, потом он проходит апробацию в школах, в него вносятся необходимые коррективы, и только потом рукопись уходит в издательство.
И так все последние годы, после принятия Закона «Об образовании» и новых государственных стандартов. Работа шла напряженно, пришлось создавать новые учебники по всем предметам. Министерству народного образования помогают Азиатский банк развития, Британский совет, но все равно учебники пока поступают в школы с опозданием, и в прошлом году по отдельным предметам не были готовы. Тем более, что все время существовали трудности с переводом написанных по государственным стандартам учебников на русский, каракалпакский и другие языки, на которых тоже ведется обучение в школах Узбекистана.
Нынешний год — не исключение. Только он начался, в газету стала стекаться проблемная информация:
«Внучка пошла в первый класс. Букварь, конечно, получила новый — как часть президентского подарка. А вот учебник «Окружающий мир», который выдали из школьной библиотеки с напутствием беречь его, растрепан и исчеркан. Катюша взяла его в руки, развернула и спрашивает: «А как его беречь?»
Другое обращение: «Книга для чтения «Путешествие в мир слов» отпечатана на замечательной бумаге, с красивыми иллюстрациями, но в мягкой обложке. При первой попытке перелистать книгу из нее стали высыпаться страницы. Издательство «Узбекистан» выпустило это «чудо» по цене 1540 сумов. И почти все остальные учебники также в мягких обложках. Отличается только учебник по русскому языку — издательство ИПАК «Шарк» выпустило его в жесткой обложке и по более приемлемой цене — за 995 сумов. Очень неудобен в пользовании и большой формат учебников — это ведь не Букварь для первоклассника».
Когда положение с учебниками начнет меняться в лучшую сторону? Мы адресовали этот и другие вопросы родителей Рано Назаровне Атабаевой, начальнику управления учебников и учебной документации Министерства народного образования Республики Узбекистан.
— Пока еще не все проблемы с созданием и изданием учебников решены, и дело не только в том, что государство вынуждено каждый год расходовать на это большие средства. Ведь новые учебники создавались в большой спешке, и при их «эксплуатации» в школах стала выявляться недоработанность некоторых, неточности и даже ошибки. К тому же, в наше время информация стремительно обновляется, и часть учебников, изданных два-три года назад, морально устарела.
Но мы ищем новые возможности для решения этих проблем, и рынок нам сегодня их предоставляет. Если раньше мы проводили конкурс между авторами, а потом сами решали проблемы с издательствами, часто с большим трудом, особенно это касалось перевода, то теперь проводим конкурс между издательствами. В республике появились новые издательства и появилась возможность выбора, а издательствам приходится побольше «крутиться», чтобы получить заказ и чтобы его получше выполнить. Так, неплохо выглядит учебник математики для первого класса, выпущенный «Узинкомцентром» МВЭС. Что касается еще книжек для первоклассников, то к нынешнему учебному году все они получили новенькие Буквари, а вот другие учебники выпущены в объеме от тридцати до пятидесяти процентов от потребности. Поэтому приходится детям пользоваться старыми.
В прошлом году провели тендер для создания новых учебников первоклассникам, сейчас решаются вопросы их печатания — тоже по тендеру, и с будущего учебного года ребята будут получать по четыре новых учебника.
Мы планируем на следующий год опять отпечатать 100 процентов Букваря, который остается первокласснику, и по 110 процентов остальных книг. Их будут возвращать в школьные библиотеки с тем, чтобы через год допечатать в объеме 50 процентов, а через два — опять 110 процентов ежегодной потребности. Тем самым мы положим начало созданию школьных фондов обновленных учебников.
Ну а то, что мы не стали печатать в объеме полной потребности старые учебники для первого класса, помогло нам сэкономить более 1,5 миллиарда сумов, которые опять-таки пошли на разработку, печатание, доставку учебников. С учетом еще 3,5 миллиарда сумов, выделенных Азиатским банком развития, и бюджетных средств, у нас оказалось на эти цели около 9 миллиардов сумов. Из них на 115 миллионов сумов Узбекистан купил готовые учебники естественно-математического цикла у Российской Федерации.
И еще я хочу поблагодарить за помощь Министерство финансов и Антимонопольный комитет. Их специалисты помогли определить точную стоимость каждого учебника (а их у нас издается 504 наименования на семи языках), в результате удалось предотвратить не всегда оправданные завышения издательствами стоимости учебников. Благодаря этому есть возможность бесплатно снабдить учебниками из школьного фонда больше детей из малообеспеченных семей. Теперь 20 процентов контингента учащихся (без первоклассников) против 15 процентов год назад получают учебники бесплатно.
Чем мы особенно довольны в этом году — учебниками для девятого класса, все восемнадцать издали впервые на латинском шрифте и по новым стандартам. Комплект из десяти новых учебников выдается на арендной основе (об этом опыте, начавшемся год назад в двенадцати районах — по одному в каждой области, «Правда Востока» в свое время писала) и стоит всего 3250 сумов. К началу учебного года они поступили во все школы.
На вооружение берем опыт коллег из Армении — в этой стране, первой в СНГ, уже пять лет как применяется аренда по обеспечению всех учащихся учебниками. Правда, школ в Армении в три раза меньше, чем у нас, но я надеюсь, что и мы сможем полностью перейти на аренду с тем, чтобы родители платили только четвертую часть стоимости учебников. Планируем с будущего года перевести на аренду вторые-пятые классы, а через год — шестые-восьмые.
Благодаря применению аренды через четыре года в каждой школе будет свой фонд учебников.
Что делается сейчас для этого? Проведен тендер на создание новых учебников для четвертого и пятого классов и частично шестого — восьмого, они создавались в 1998 году и уже «собрали» много замечаний. Тендерным комиссиям, в которые входили эксперты, учителя из всех областей Узбекистана, большую помощь оказал Британский совет. Специалист из Великобритании господин Эндрю Смарт неделю читал лекции привлеченным экспертам и учителям, были сформулированы — на четырех листах — критерии оценки рассматриваемых учебников, затем уже с их помощью делался отбор лучших.
Вот так мы работаем над устранением недостатков в издании школьных учебников, на которые указывают и родители, и учителя. Я уверена, что наши учебники с каждым годом будут вызывать все меньше нареканий с их стороны, будут все больше нравиться детям.
И еще об одном направлении нашей работы хотела бы рассказать — создании электронных версий учебников нового поколения. Над этим тоже работают специалисты Республиканского центра образования. Состоялась презентация такого учебника по информатике, готовится электронная версия учебника по математике. Помогают в их создании опять-таки специалисты из Великобритании.
Так что родителям могу сказать только одно: проблема снабжения учащихся хорошими современными учебниками в соответствии с государственными стандартами образования близится к своему решению и, я уверена, — мы работаем в правильном направлении.
Кира Яковлева.