Домой » Декабрь » ЭХ, ПРОКАЧУ! НО УВАЖАЯ ЗАКОН

ЭХ, ПРОКАЧУ! НО УВАЖАЯ ЗАКОН

Для жителей столицы уже стало привычным появление на остановках в часы «пик» частных автобусов и легковых машин, что с ходу стараются снять напряжение в толкучке пассажиров, помочь им быстро и комфортабельно добраться до дома с работы или наоборот. Узнать этих «извозчиков» нетрудно — на окнах автобусов они выставляют названия или номера маршрутов и цену проезда. А иные зазывают желающих прокатиться с ветерком. Разница в оплате на проезд у частника по сравнению с тарифом на транспорте госассоциации «Ташгорпасстранс» существенна, но зато скорость и приличные условия в салоне чаще всего обеспечиваются. Поэтому и пользуются этим видом извоза многие ташкентцы.
Созданная хокимиятом города ассоциация частных перевозчиков сегодня объединяет в себе порядка 1200 автомобилей различных марок, что работают по 103 маршрутам. И тендеры на освоение частниками новых линий продолжаются. В частности, скоро состоятся конкурсы для государственных, частных, арендных и кооперативных организаций, а также физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров, на размещение городских маршрутов. По десять из них предлагается выиграть в каждом тендере. Причем это самые пассажиронапряженные маршруты: ТТЗ — Кадышева, Ибн-Сино — массив Чорсу, Чукурсай — автостанция «Келес», станция метро «Беруни» — ТашМИ, Сергели — Янгиабад, Фархадский базар — Алайский рынок и т.д.
Кто имеет лицензии на право перевозки пассажиров, заполнит пакет тендерных документов, даст свои предложения, тот имеет возможность победить в конкурсе и заключить контракт на оказание услуг пассажирским транспортом на одном из маршрутов столицы. Проводит конкурс комиссия по организации перевозок совместно с Центром координации деятельности всех видов транспорта Ташкента (рабочий орган комиссии).
Центр координации создан в августе нынешнего года, но за минувшее время сделал уже немало для упорядочения перевозок в городе на государственном и негосударственном транспорте.
— Казалось бы, зачем понадобилось создавать еще одну структуру при хокимияте города, — говорит директор центра Альтаир Сапаров, — когда все вроде бы просто и понятно: маршруты пассажирского транспорта давно проложены, по ним «бегают» автобусы, троллейбусы, трамваи, такси. Не говоря о метро. А все дело в том, что с переходом на рыночные отношения возник и частный перевозчик, подрядчик в таксопарках и других предприятиях.
У многих автовладельцев появилась возможность зарабатывать пассажирским извозом. И этот «пласт» транспортников с каждым днем все больше заявляет о себе, вклиниваясь в те самые отработанные годами маршруты, носясь перед городскими, как говорится, снимая «сливки» и оставляя государственные экипажи без запланированной налички.
Мало того, они игнорируют тех, кто имеет право на льготу при проезде. Действуя по принципу «что хочу, то и ворочу», они стали не только конкурентами, но и помехой государственному транспорту. Значит, пришло время делить маршруты и создавать равные условия для тех и других. Тревожит руководство транспортной отрасли, что на дорогах появились автолюбители, не только не имеющие лицензионных карточек на извоз, но и без прав на вождение транспортного средства.
И Альтаир Абдухаликович привел в пример безобразнейший случай, что произошел недавно в районе автостанции Кадышева. Загрузив до отказа микроавтобус «Дамас», водитель, заметив, что идет проверка группой лиц в униформе, «дал газу» и помчался в сторону города. Представители комиссии хокимията, в состав которой входили сотрудники УСБДД, налоговой инспекции, специалисты по безопасности движения «Ташгорпасстранса» и городского отделения Агентства транспорта и других, обратив внимание на «оперативность» частника, пытались его остановить, но тот только прибавил скорость. Пришлось прибегать к помощи автоинспекторов. Оказалось, что водитель не только не имел никаких документов на допуск к частному извозу, но и необходимой квалификации. Хорошо, что все закончилось благополучно для пассажиров, а могло быть…
К сожалению, случаев нарушений порядка регистрации и деятельности частников, правил дорожного движения и работы на своем маршруте среди этой категории немало. Хорошо, когда за рулем собственного автомобиля, будь то автобус или легковушка, профессионал, бывший шофер автопарка или иной организации, но ведь все чаще на дорогах автолюбители, новички. Причем они устраиваются в частные предприятия водителями по договору об аренде. И если добросовестные предприниматели, имея лицензию и патент на пассажирский извоз, заботятся о том, чтобы их работники за рулем были обеспечены лицензионными карточками, то иные и этого не делают. Вот и «снимают сливки» частники у городских экипажей, не только не имея права работать на конкретном маршруте, но и на провоз пассажиров. Мало того, многие из них даже не платят положенные налоги, прикрываясь различными «льготами». Не вошло у них в норму и продавать билеты, как это принято на маршрутках. Не говоря уже о том, чтобы сдавать выручку в отделения банка.
Понятно, что частник более мобилен и свободен в своих действиях, но это не значит, что он может работать на маршруте когда вздумается. Вот и пытается Центр координации упорядочить режим работы на закрепленных за ними маршрутах. Для этого сотрудники центра вместе с бригадирами частных маршрутов обследовали пассажиропоток на разных направлениях. Ведь маршрут — это муниципальная собственность, и кому на нем работать — решает тендерная комиссия. Причем ей важно, чтобы перевозчик не только отвечал за техническую исправность своей машины, но и гарантировал безопасность пассажиров.
Рейды же, проводимые раз в неделю Центром координации, выявляют множество нарушений. В октябре-ноябре выяснилось, что билеты частники не продают, выручку в банк не сдают, 25 процентов водителей не имеют лицензионных карточек, а 10 процентов имеют патент частных предприятий. Таким образом нарушаются лицензионные соглашения.
Когда же сотрудники центра или члены комиссии обращают внимание руководителей частных предприятий на их упущения и требуют выполнения законных положений, то в ответ слышат, что они тормозят развитие малого бизнеса, зажимают деловую инициативу.
С целью разъяснения существующего законодательства по проблемам пассажирских перевозок и бизнеса в этой отрасли Центр координации провел для них и для заинтересованных лиц семинар-совещание. Особое внимание на нем было уделено постановлению правительства страны «О вопросах организации и проведения открытых тендеров на городском пассажирском транспорте» (1998 г.) и доведению целей и задач Центра по координации деятельности всех видов транспорта Ташкента. А задачи его таковы: добиться гарантии безопасности перевозок пассажиров; установить контроль за регулярностью движения на закрепленных маршрутах; наладить техническое обслуживание машин в частном секторе, снабжение их качественными запасными частями; организовать заправку машин в определенных АЗС по пластиковым карточкам. И наконец сделать все возможное, чтобы частники проходили перед выездом на линию медконтроль. А цель одна — обеспечить потребности жителей в качественных перевозках.
Так пусть же транспорт столицы как выходящий из ворот предприятий ассоциации «Ташгорпасстранс», так и из гаражей частных и ведомственных организаций будет всегда технически подготовленным и комфортным, а водители — высокой квалификации.
Борис Палацкий.
Корр. «Правды Востока».