ФАНТАСТИКА МОЖЕТ СТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ

В ходе реализации Национальной программы подготовки кадров в сфере образования появилось ноу-хау — комплекс сад-школа
Подготовка детей старших групп к школе уже давно вошла в практику работы детских садов, а вот начальное обучение в них — недавно, с середины 90-х годов. Оно стало эффективным способом безболезненной перестройки психики детей шести-семи лет, адаптации их к новой обстановке, другой социальной среде, к системе иных обязанностей и отношений.
Не выходя за порог детского сада, где ребенок провел 3-4 года, а иногда все 5 лет, не отрываясь от полюбившегося дворика с привычными качелями, горками, песочницами и беговыми дорожками, встречаясь ежедневно со своими воспитателями и нянями, он усаживается за ученический стол. Друзья, подружки — рядом, никакой травмирующей при этом ломки нет.
Маленькому человеку в столь сложный момент обеспечен плавный переход из состояния детства к более насыщенному, школьному периоду с его многочисленными обязанностями необходимостями, оценочной системой труда и учебы. Не случайно классы в комплексах почти переполнены — родители скоро поняли и оценили преимущество такого школьного начала для своих детей.
Рома Кузнецов учится в выпускном четвертом классе комплекса сад-школа № 557 Хамзинского района. Его бабушка, Тамара Степановна рассказывает:
— Роме был один год и девять месяцев, когда мы привели его в этот детский садик. Получается, почти всю свою жизнь он провел в нем. На наше счастье здесь открылась начальная школа, и внук мой благополучно перешел садовский рубеж и стал первоклассником. У Ромы замечательные успехи в учебе: он — отличник, стал победителем школьной и районной олимпиад по математике, первое место занял в районном конкурсе бальных танцев. В школе хороший спортивный зал, и внук мой увлекся спортом. Остается лишь сожалеть о том, что в этом году он, закончив четвертый класс, должен перейти в другую школу, покинуть своих учителей, привычную обстановку… Было бы очень хорошо, если бы в комплексе обучение продолжалось хотя бы до девятого класса.
Такое же мнение высказали родители Валерии и Димы Литашиных. Валерия учится сейчас вместе с Ромой, а Дима — в первом. Родным домом он стал и для первоклассницы Карины Иногамовой.
Эпитет «родным» употреблен не для красного словца, а для определения истинной сути школьного обустройства: домашнюю ауру создают уют, тепло, чистота и эстетическое убранство в холлах, коридорах, классах, комнатах, столовой, в каждом уголке сада и школы. И что совсем уж приятно поражает — это отсутствие свойственных для школ ребячьих криков, визгов на переменах. Воспитатели и учителя находятся постоянно с детьми, а не несутся с журналами в руках в учительскую.
Кто-то ведет своих ребят в спортивный зал, кто-то в столовую или буфет, переводят в другой класс на занятия английского языка, а то и просто беседует с детишками…
Бегать, скакать в помещении, а тем более съезжать по перилам лестницы здесь просто не принято. Конечно, учащихся не очень много — в восьми классах 250 ребят. В этом и есть одно из преимуществ комплекса: в начальном звене дети еще маленькие и должны быть постоянно под присмотром учителя. Иные классы здесь переполнены. Родители стремятся определить своих детей к лучшим учителям Ольге Георгиевне Ильиной, Наталье Петровне Сафоновой, Юлдуз Юсуповне Рахимджановой… Из разговора с завучем Саодат Тураповной Махсудовой явствует, все учителя — высокого класса, профессиональны и, главное, работают ответственно и с душой.
По окончании уроков большинство детишек первых — третьих классов останутся здесь до вечера. Отправятся в столовую на обед.
Потом под руководством учителя будут выполнять домашнее задание, затем — двухчасовой сон, полдник и игры, либо занятия в одном из кружков, которых в комплексе предостаточно: бальный, спортивные, языковые — английского, государственного, русского (для нерусских), математический, литературный, музыкальный. Все кружки организовали для ребят учителя комплекса. И общественная жизнь здесь довольно насыщенная. Неделя начинается с линейки. После исполнения Государственного гимна называются имена отличников, победителей конкурсов и соревнований, поздравляют именинников. Проводятся праздничные мероприятия, концерты художественной самодеятельности, театрально-кукольные представления.

Спрашиваю директора комплекса Тамару Владимировну Айрапетян:
— Создается такое впечатление, что в вашей «коммуне» жизнь идет гладко, без проблем. Как вам это удается?
— Проблем и у нас достаточно, просто мы не драматизируем их, оставляем для детей и родителей свои «болячки» за кадром, — отвечает она.
Тамара Владимировна приняла этот садик 16 лет назад. Тогда были только стены, молчаливо ожидавшие питомцев. Жилой массив был тоже новым, но уже прилично заселенным и, конечно, детский садик стал настоящим подарком для жителей, среди которых было много молодых семей.
Вместе с первыми воспитателями и сотрудниками начали обустраиваться: украшать комнаты и спальни, залы, служебные кабинеты… Многое, как и водится, приходилось добывать, «выбивать», выпрашивать.
Были они тогда совсем молодыми, энергичными, верили, что их садик станет в районе одним из лучших. Те первые воспитатели и составили костяк садовского коллектива.
— Некоторые воспитатели переквалифицировались в учителей, пройдя специальную подготовку, — рассказывает Тамара Владимировна. — Мы стараемся развивать преемственность. Учителя посещают занятия и сами иногда ведут их в старших группах садика, дети которых на будущий год придут к ним учениками. А воспитатели в свою очередь — частые гости на уроках своих бывших воспитанников, интересуются их успехами в учебе. Организуем совместные педагогические советы, мероприятия… Каждый наш педагог не только обладает профессиональным опытом, но относится к своему делу как решающему в жизни каждого воспитанника и учащегося. Ведь это так и есть. Дети проводят у нас первые 5-8 лет — это те годы, когда закладывается фундамент будущей взрослой личности…
— Тамара Владимировна, в вашем комплексе не просто уютно, но и красиво… В игровых комнатах много игрушек, в спортивном зале — новый, современный инвентарь. Откуда средства на все это?
— Во-первых, нам неплохо помогли спонсоры — коллектив АО «Узэлектрокабельсавдо», обеспечивший спортивной формой, реконструировавший спортивный зал. Они подарили нам видеомагнитофон. Но все же необходимы нам и другие спонсоры, которых сейчас ищем.
Согласно постановлению Кабинета Министров от 3 сентября 1999 года № 414, мы приступили к работе по переходу на хозрасчетные виды деятельности. Например, питание в продленке оплачивают родители, некоторые кружки (английского языка, спортивные) для приходящих к нам детей сделали платными. Но все это лишь подступы к зарабатыванию средств. Мы поставили дело так, что каждый работник комплекса — от младшего технического до директора — учится экономии: электричества, воды, тепла, каждого лоскутка материи. Кроме того, учимся предприимчивости. Разработали анкету для родителей и своих сотрудников. Включили в нее вопросы: какие услуги хотели бы получить, не выходя из комплекса?
Предлагается тренажерный зал, массаж, косметический кабинет, психологический центр «Сам себе психолог», клубы по интересам и многое другое. На основе данных будем заключать с желающими придти к нам договоры.
В ближайшей перспективе также сдача в аренду помещений, без которых можем обойтись. Я посоветовалась с директором школы № 307 Светланой Алексеевной Бочкаревой, у которой огромный опыт хозрасчетной деятельности, и заручалась ее обещанием помочь нам в организации аналогичных форм в комплексе.
Предоставленная воспитательным и учебным заведениям самостоятельность, безусловно, благо, поскольку «развязывает» руки, вызывает инициативу, обязывает учиться предпринимательству. Но надо признать, что даже по прошествии почти трех лет после выхода в свет постановления Кабинета Министров, не все готовы к самообеспечению. Еще предстоит поработать над преодолением внутренних стереотипов и сдерживающих смелость.
Важно также накопить знания и опыт, чтобы создать результативную систему хозрасчетной деятельности. Но я верю, что у комплексов «Сад-школа» надежное будущее, хорошие перспективы. Это доказывает и первый выпуск наших учащихся, состоявшийся в прошлом году. Более девяноста процентов ребят закончили школу с отличными и хорошими оценками и по информации, которую мы имеем из тех учебных заведений, где они занимаются сегодня, их успехи по-прежнему заметны. Если нам удастся осуществить программу-максимум, то желание многих родителей о девятилетнем образовании в нашем комплексе окажется не такой уж и фантастикой.
Элла Хохрова.
Корр. «Правды Востока».

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

21 год ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

21 год ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

21 год ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

21 год ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

21 год ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

21 год ago