Домой » Август » ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА

«Главная наша стратегическая цель остается неизменной — это строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества».
И. А. Каримов.
Возрастающее значение таких основополагающих ценностей, как свобода личности, демократия, гуманизм, вызывает повышенный интерес к исследованию проблем формирования гражданского общества. Ведь именно оно, гражданское общество, в идеале олицетворяет собой общество свободных граждан, обладающих реальными широкими гражданскими и политическими правами, а государство создает им все условия для достижения своих экономических, политических и социокультурных целей. Вот почему гражданское общество рассматривается как идеальная модель будущего человечества, как наивысшая стадия и наиболее совершенная форма человеческой общности. С этой точки зрения, очевидно, будет правильным оценивать социально-экономические, политические и духовные перемены, происходящие в Узбекистане, взяв в качестве основных критериев компоненты гражданского общества, как это сделано в книге академика
М. Шарифходжаева «Формирование открытого гражданского общества в Узбекистане». В ней, в частности, утверждается, что формирование гражданского общества не только олицетворяет собой всю глубину современных реформ в нашей республике, но и характеризует их потенциальные перспективы на первые десятилетия XXI века. Вступая в новое столетие, Узбекистан взял на себя ответственность идти по тому направлению общественного прогресса, который современными мыслителями и политиками понимается как гражданское общество.
Автор прослеживает возникновение теории гражданского общества, взгляды великих мыслителей Запада и Востока об идеальном городе, мудром государе, справедливой налоговой системе, гуманизации отношений в государстве. Как известно, понятие «гражданское общество» было введено Аристотелем, который называл им сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства. Но в то же время он предостерегал: «Закон должен властвовать над всем». Наиболее активное продолжение его идеи получили в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка,
Ш. Монтескье, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Гегеля и др. Однако сам термин стал широко употребляться лишь с конца XVIII века. Вместе с тем в юридической сфере появилось и такое близкое по значению понятие, как «правовое государство». Автор справедливо отмечает тесную взаимосвязь гражданского общества и правового государства: «Гражданское общество практически невозможно отделить от государства, трудно провести и линию их различий». Причем, по его мнению, «принцип саморазвития, органически дополняемый государственным регулированием, — вот главный критерий, по которому следует оценивать наше продвижение к стратегической цели».
Принципиально важным является подход ученого к определению сущности будущего гражданского общества в Узбекистане. Базовой основой для этого послужили идеи и разработки Президента И. А. Каримова о шести приоритетах построения гражданского общества: 1) либерализация политической и экономической жизни, государственного и общественного строительства; 2) дальнейшее духовное обновление общества; 3) подготовка современных высококвалифицированных кадров; 4) достижение устойчивого и поступательного роста материального благосостояния народа, усиление социальной защиты населения; 5) структурные преобразования в экономике и развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; 6) обеспечение стабильности, мира, межнационального и гражданского согласия в обществе. Таким образом, формирование гражданского общества связывается с выполнением конкретных общественных задач, а реальное выполнение этих задач определяет уровень подготовленности государственной и общественной системы к саморазвитию, самопреобразованию и восприимчивости к новым ценностям, когда интересы личности, гражданина находятся в центре социальной политики государства.
Одним из ценных достоинств книги является то, что М. Шарифходжаев как крупный ученый-экономист раскрывает внутренние механизмы воздействия рыночной экономики на формирование гражданского общества. По его мнению, содержание экономических основ гражданского общества может быть раскрыто через следующие рыночные принципы:
Первый — свобода выбора видов и форм деятельности. Без такой свободы нет ни демократии, ни гражданского общества. Однако и экономическая свобода должна быть ограничена рамками закона. Без общественных ограничений такая свобода может превратиться в анархию, станет насилием над другими.
Второй — равноправие всех форм собственности.
Третий — независимость хозяйствования. В гражданском обществе деятельность хозяйствующих субъектов зависит только от их финансового состояния.
Четвертый — функционирование рыночного хозяйства в гражданском обществе базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Благодаря такой конкуренции удовлетворение интересов и потребностей граждан находится в центре внимания товаропроизводителей. Таким образом принципы рыночной экономики и частная собственность служат формированию основ гражданского общества.
Краеугольным камнем, как известно, является вопрос о месте власти в государстве и в обществе. С этой точки зрения в книге рассматриваются реформы власти, государственного устройства, имевшие место в различные периоды в США, Германии, Швеции, Англии и других странах. По мнению автора, только демократическое правовое государство, где осуществляется разделение трех ветвей власти и создаются реальные механизмы защиты прав и свобод граждан, может стать источником и гарантом формирования гражданского общества, когда личность с ее правами имеет приоритет в обществе. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих возможностей, обеспечиваются плюрализм мнений, личные права и свободы.
В книге содержится важный вывод о том, что формирование гражданского общества предполагает сближение национального и международного права. И таким образом функционирование гражданского общества непосредственно обретает глобальные признаки.
М. Шарифходжаев тщательно анализирует теорию открытого общества К. Поппера и Дж. Сороса и делает вывод о том, что гражданское общество по своей сути должно быть открытым, особенно для прогрессивных изменений и никогда незаканчивающегося процесса совершенствования и саморазвития.
Содержательная основа формирования гражданского общества в Узбекистане включает в себя как многовековой опыт развития узбекской государственности, так и эффективные, но не имманентные нам западные формы социальной практики. Стоит упомянуть, что первые мысли, созвучные с некоторыми понятиями гражданского общества, можно встретить в созданной почти три тысячи лет назад «Авесте». В трудах мыслителей Востока Фараби, Беруни, Ибн Сино, Ходжиба, Джами, Мухаммада Шарифа Бухари, Низомул-мулка, Алишера Навои выдвигались идеи равенства, братства, гуманизма… Актуальные и ныне, они могут послужить для разработки узбекской модели открытого гражданского общества.
Автор показывает, как советский тоталитарный режим организовывал массовые аресты инакомыслящих, пресекая малейшие проявления свободомыслия. Формально провозглашались гражданские права, в действительности все обставлялось так, что ими пользовались исключительно в интересах господствующей власти.
Наиболее уродливые формы принял тоталитаризм в Узбекистане в 80-е годы, в период, когда разыгрывалось так называемое «узбекское дело». Тысячи людей были арестованы. Некоторые, не выдержав ложных обвинений и насилия, заканчивали жизнь самоубийством. Только после обретения независимости 2,5 тысячи человек были реабилитированы. Негативно оценивалось все, что касалось вопросов частной собственности, экономической самостоятельности граждан, а ведь это основы гражданского открытого общества.
За годы независимости Узбекистану пришлось преодолевать многочисленные диспропорции, образовавшиеся в советский период. Причем следует особо подчеркнуть,что реформы в республике осуществлялись путем последовательного предоставления широких гарантий экономической свободы гражданам и хозяйствующим субъектам. Государство в интересах всего народа инициировало процесс реформ, определяет стратегию развития рыночных отношений, вырабатывает и организует выполнение политики коренных преобразований. По мнению М. Шарифходжаева, все это в определенной мере сдерживало формирование гражданского общества, однако позволяло сохранять и накапливать материальные предпосылки этого процесса.
В чем же особенности ныне формируемого узбекского гражданского общества? Во-первых, в реформировании общества, на первых этапах которого главная роль принадлежит государству. В развитии самоуправления граждан и органов местной власти. В создании всех необходимых условий для перехода «от сильного государства — к сильному гражданскому обществу». В духовном возрождении народа, развитии национальных культур и общечеловеческих ценностей. В либерализации общественной и политической жизни.
Анализируя отличительные особенности узбекской модели реформ, ученый приходит к выводу, что без либерализации всех сторон общественной и политической жизни формирование гражданского общества невозможно. И особенно важны меры по либерализации экономической практики, поскольку именно эта сфера прежде всего связана с ограничением регулирующей роли государства, расширением экономических свобод, укреплением роли и права собственника. Наличие большого числа собственников, как показывает опыт развитых стран, служит гарантом стабильности, благополучия и заинтересованного участия граждан в общественном и государственном управлении.
Раскрывая значение формирования основ гражданского общества, академик
М. Шарифходжаев обращается к личности основателя Узбекского суверенного государства, первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.
Идеями формирования гражданского общества пронизаны многие труды И. Каримова. Но особенно глубоко это проявилось в сформулированных им пяти принципах узбекской модели реформ, шести приоритетных направлениях стратегического развития Узбекистана конца XX — начала XXI столетия.
Не будет преувеличением, пишет ученый, если мы скажем, что именно он, Ислам Каримов, является автором концепции формирования гражданского общества в Узбекистане. На IV сесии Олий Мажлиса первого созыва он, в частности, отмечал: «Когда мы говорим об углублении реформ, о продвижении по пути демократических преобразований, когда мы говорим об утверждении в нашей жизни подлинных демократических ценностей, мы прежде всего имеем в виду переход на основы гражданского общества, о всемерном расширении институтов гражданского самоуправления. В этом главная суть, главная логика всех наших реформ». А впоследствии на VI сессии Олий Мажлиса первого созыва дал развернутую характеристику гражданского общества: «Сегодня с позиций достигнутого, ставя перед собой задачи углубления демократических, политических реформ, мы должны исходить из необходимости достижения конечной цели — построения гражданского общества. То есть создание такого государственного и общественного устройства, когда сильная центральная власть концентрировала бы свои усилия на главных общенациональных функциях, к которым можно отнести оборону, государственную безопасность и безопасность граждан, правопорядок, внешнюю политику, формирование валютно-финансовой, налоговых систем, принятие законов и другие стратегические задачи развития общества. А решение остальных вопросов постепенно должно передаваться из центра на места, от органов государственной власти к общественным организациям и органам самоуправления граждан».
Идея либерализации политической и экономической жизни страны в политической философии Президента И.Каримова занимает особое место. Она направлена на совершенствование системы государственного управления, углубление структурных реформ в законодательной, исполнительной и судебной власти, создание в 2004 году профессионального двухпалатного парламента, дальнейшее развитие самоуправления и социально-правовой активности граждан. Это, по сути дела, совершенно новый этап на пути формирования открытого гражданского общества, национального развития.
Нарзулла Шодиев.
Доктор филологических наук, профессор.
Виктор Алимасов.
Доктор философских наук.