Домой » Август » КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

Практически каждый день мы сталкиваемся со сферой торговли и других различных услуг. Не всегда эти взаимоотношения приносят нам радость. Но часто ли мы противимся тому, что нас обвешивают, обсчитывают, продают бракованный товар? Хотя в стране создана мощная законодательная база, гарантирующая потребителям защиту их прав и интересов,защитить их, к сожалению, могут не все. Зачастую виной тому наша пассивность и правовая неосведомленность.
Как переломить ситуацию? Об этом и многих других вопросах, касающихся защиты наших с вами прав — беседа корреспондента газеты с начальником Управления по надзору законодательства о защите прав потребителей и о рекламе Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции Республики Узбекистан Давранбеком Миртаджиевым.
-Давранбек Турсунович, в большинстве своем люди особо не проявляют активности в деле защиты своих потребительских прав из-за того, что это требует определенных знаний, времени и, согласитесь, нервов.
-Есть такое философское понятие: хорошо, что есть люди, которые возмущаются, они своего рода движущая сила прогресса. А народная мудрость гласит: бойся не того, кто говорит, а того, кто молчит. От позиции потребителя зависит очень многое. Опыт многих стран показывает, что на рынке главная фигура — не продавец, не производитель, а потребитель, именно он диктует условия, если, конечно, знает свои права. На защиту прав потребителей нацелены более 50 различных нормативно-законодательных документов, нельзя ограничиваться только Законом «О защите прав потребителей».
Мы поставили перед собой цель — довести до населения суть этих документов. Пока люди не будут знать тонкостей хотя бы Закона « О защите прав потребителей», они не смогут правильно строить свои взаимоотношения с производителями, работниками торговли и сферы услуг, не смогут противостоять нарушениям потребительских прав в условиях рыночной экономики. Ведь этот закон был принят еще в 1996 году, однако по сей день большинство населения не знает, как защитить свои права, а этим пользуются недобросовестные производители, работники сфер торговли и услуг.
-Что делается в этом направлении?
-В первую очередь мы отпечатали Закон « О защите прав потребителей» массовым тиражом — десять тысяч экземпляров и бесплатно раздали всем министерствам, ведомствам, учебным заведениям, махаллинским комитетам. Кроме этого, нами разработано более 20 постеров о том, что права потребителя защищены законом, которые вывешены на улицах столицы республики и областных центров. Также во всех вагонах метро были вывешены плакаты трех вариантов. Первый — о правах потребителя, второй — об обязанностях продавца, третий — о сфере действия закона. Специально были разработаны плакаты с кратким содержанием Закона «О защите прав потребителей» для учебных заведений, махаллинских комитетов. Их мы рекомендовали также предприятиям сферы торговли, бытовых, коммунальных услуг, фармацевтическим организациям.
В программу учебных заведений республики введено изучение основ потребительской культуры. Повышенный интерес к теме защиты прав потребителей проявляют сейчас средства массовой информации.
-До недавнего времени практически в каждом магазине встречались объявления такого содержания: «Купленный товар обмену не подлежит». Сейчас работники торговли подобные предупреждения делают редко. Это свидетельство повышения правовой грамотности продавцов?
-Теперь практически нигде нет таких объявлений, потому что работники торговли знают, что согласно Закону «О защите прав потребителей» не только некачественный товар, но и тот, что не устраивает покупателя по каким-либо другим параметрам, должен подлежать обмену при условии, я подчеркиваю, наличия кассового чека или другого подтверждающего факт купли документа.
-Это касается всех видов товара, в том числе и продуктов питания?
-Бывает, что купленный товар не подходит по цвету, размеру и т. д. В таких случаях покупатель имеет право обменять его в том же месте на другой. Но только при условии, что товаром не пользовались. Товар необходимо вернуть с упаковкой и всеми документами о его продаже. Это касается всех видов товаров, в том числе некачественных продуктов питания.
-Но не все товары мы приобретаем в магазине, как быть, если покупка была сделана на базаре, но оказалась бракованной?
-Потребитель должен знать, что при покупке на базаре дорогой вещи необходимо брать с продавца расписку. Закон защищает всех потребителей, независимо от того, где сделана покупка, но при условии подтверждающего документа. В данном случае таковым является расписка продавца рынка.
-Продавец несет ответственность за продаваемые им товары?
-Обязательно. Продавец обязан давать о товаре достоверную и полную информацию. Эти правила распространяются на магазины, рынки, уличные торговые точки. Продавец, наряду с инструкцией об использовании товара на доступном языке (узбекском или русском), обязан давать дополнительно и устную — об особенностях товара, условных знаках, используемых в международном плане, и прочему. Кроме того, продавец обязан правильно строить взаимоотношения с производителем или поставщиком. У него всегда должна быть запасная партия товара, которую можно использовать для обмена. Продавец не имеет права навязывать покупателю в дополнение к купленному товару еще и другие. Точно так же, как нельзя навязывать какие-нибудь лотереи в дополнение к пенсии или к заработной плате. Или навязывание каких-либо других услуг за оплату в остальных сферах.
К примеру, водитель приезжает на заправочную станцию, чтобы купить бензин, а ему в обязательном порядке протирают лобовое стекло и требуют дополнительную плату. Это явное нарушение закона, и потребитель должен отстаивать свои права. Вообще, среди населения бытует ошибочное мнение, что Закон «О защите прав потребителей» распространяется лишь на сферу торговли. Нет, он охватывает все сферы, с которыми мы каждый день сталкиваемся.
-С какими заявлениями чаще всего к вам обращаются люди?
-Большую часть составляют претензии на качество коммунальных услуг. Люди пишут о плохой работе лифтов, телефонной связи, о перебоях с водой.Последнее время мы наблюдаем увеличение жалоб на качество импортной обуви, а также телевизоров, телефонных аппаратов и другой электроники.
Записала
Джамиля Аипова.