Домой » Декабрь » Кто в доме хозяин?

Кто в доме хозяин?

Многочисленные отклики вызвала статья по проблемам реформы жилья в стране «Сакраментальные вопросы без ответов», опубликованная 15 ноября. Звонки и письма от жителей столицы красноречиво свидетельствуют о том, что публикация задела болевой нерв, и тема — как обустроить наши многоэтажки — становится общенародной заботой.
Свое мнение о реформе жилищно-коммунального хозяйства высказали специалисты, которые непосредственно занимаются проблемами в этой сфере экономики.
ВРЕМЕНА СЛОЖНЫЕ — ДЕЛА НЕОТЛОЖНЫЕ
— Экономическое положение страны пока не позволяет делать крупные финансовые вливания в реформу жилья, но в то же время правительство и местные органы власти делают все возможное, — говорит Рахманбек Усманов, заместитель хокима Мирзо-Улугбекского района Ташкента. — Разработана законодательная база, взамен арендных предприятий созданы товарищества собственников жилья. Однако практика работы показывает, что сегодня у ТСЖ масса проблем — от поиска толковых людей на должность председателей до крупных хозяйственных проблем с ремонтом старого жилого фонда. Думаю, что на первых порах должно быть понимание этих проблем со стороны граждан и поиски разумных компромиссов в интересах дела.
По мнению Р.Усманова, сбои в реформе жилья происходят из-за комплекса причин: устаревшие инженерные коммуникации и нерасторопность коммунальных служб, неотлаженный механизм сотрудничества разных городских служб с ширкатами, хронические неплатежи населения.
Давайте на примере одного района разберемся в проблемах и реально посмотрим на состояние дел в жилищном комплексе. Больной вопрос, поднятый газетой, — возмещение средств льготным категориям граждан. Что это такое? В каждом доме есть жители, которые частично или полностью освобождены от квартирной платы. Это заслуженные люди страны: учителя и врачи, защитники Отечества и участники второй мировой войны, другие категории граждан. Затраты по содержанию жилья льготников возмещаются государством. По сообщению Р.Усманова, Мирзо-Улугбекскому району в этом году было выделено около 120 миллионов сумов и 100 миллионов сумов в 2001 году дотаций на льготников. Дотации район получает не деньгами, а строительными материалами для ремонта домов.
В 2001 году на баланс района принято ведомственное жилье от ГАО «Ташкентский тракторный завод» — 67 домов с денежной компенсацией за несделанный ремонт около трехсот миллионов сумов. Люди, которые живут в домах бывшего ведомственного фонда, требуют провести капитальный ремонт, ссылаясь на наличие средств. Но деньги так и не поступили в район, они ушли по системе взаимозачетов на уплату старых долгов тракторного завода «Таштеплоэнерго»…
В прошлом году коммунальная служба района сделала капитальный ремонт 43-го дома на массиве ТТЗ-4, сметная стоимость — 5 миллионов 162 тысячи сумов, при этом сам ширкат не вложил ни одного сума. В этом году капитально отремонтирован 42-й дом на этом же массиве за счет спонсорских средств, затраты на ремонт составили 14 миллионов сумов. В этом доме отремонтированы не только инженерные коммуникации, но и кровля. Ремонтные работы ведутся по всему району.
Безусловно, одних только бюджетных средств на возмещение затрат по льготникам на капремонты не хватает, поэтому район привлекает внебюджетные источники финансирования. В этом году они составили 350 миллионов сумов. На эти деньги в районе капитально отремонтирован 81 жилой дом. В Мирзо-Улугбекском районе 1300 домов, из них 1150 с мягкой кровлей, которая пролежала на крышах по 20-30 лет. Такие дома нужно ремонтировать в первую очередь. Хокимият заключил прямой договор на поставку 440 тонн битума. Благодаря прямым поставкам удалось отремонтировать 150 тысяч квадратных метров мягкой кровли при задании города привести в порядок 37 тысяч квадратных метров мягкой кровли.
Битум на строительных рынках стоит 150-160 тысяч сумов за тонну, а район получил материал по 62-63 тысячи. Это намного удешевило стоимость капремонта. В итоге при тех же средствах сделан больший объем работ. С небольшой наценкой на транспортные расходы битум продали ширкатам, некоторым из них дали сырье авансом с рассрочкой на год-полтора.
По решению правительства, дома, построенные до 1991 года, должны быть полностью отремонтированы в ближайшие четыре года. В этом районе из 1300 домов старый фонд составляет 670 домов. Уже отремонтированы 370 домов. Остаются солидные, но вполне выполнимые объемы работ.
По сообщению Р.Усманова, сегодня коммунальные проблемы не сходят с повестки дня районных властей. Из десяти жалоб, поступающих в хокимият, восемь — по коммуналке. Возникает резонный вопрос: почему люди обращаются в хокимият, а не в свое товарищество? Потому что не все товарищества встали на ноги и не все председатели владеют всем спектром вопросов. Если говорить конкретно, из 45 ширкатов района только половина председателей способны самостоятельно решать проблемы обслуживания жилого фонда.
— Среди причин беспомощности некоторых ТСЖ назову такие: к руководству ширкатами пришли люди без специального образования или без организаторских способностей; в микрорайоне большая задолженность по квартплате и нет на счету средств для ремонта домов; правовая неграмотность, а порой и криминальные факты, — констатирует Р.Усманов. — Только в этом году в районе поменялись 12 председателей товариществ, на четверых открыты уголовные дела. Местная власть внимательно изучает работу товариществ, и я уверен, что через два-три года все ширкаты встанут на ноги и успешно будут решать вопросы без участия хокимията.
В районе есть такие ширкаты, где правильно организована работа, и от жителей не поступают жалобы. Один из ширкатов завоевал первое место по итогам городского конкурса на лучшее товарищество в Ташкенте. Поначалу и там не все складывалось гладко. Но в этом товариществе взялись за сбор долгов и ремонт подъездов, установили железные двери и домофоны, отремонтировали кровли и инженерное оборудование, выбрали достойных домкомов, которые следят за порядком.
Мирзо-Улугбекский хокимият постоянно обучает новых руководителей ТСЖ, проводит еженедельные семинары-совещания по реформе жилья. Здесь происходит обмен мнениями руководства товариществ со специалистами коммунального хозяйства, Теплоэнерго, Водоканала, других служб, приглашаем также судоисполнителей по взысканию долгов с жителей.
КРАВСЫ СТАНУТ БЕЗРАБОТНЫМИ?
— Я много лет проработал в коммунальной сфере Юнусабадского района и хорошо знаю проблемы жилья, — говорит Кабул Фарманов, заместитель генерального директора Ташкентского городского территориального коммунально-эксплуатационного объединения (ТГТКЭО). — Недостатки, о которых идет речь, конечно, имеют место. Но вы же знаете, что хлопок в ладоши — это участие обеих рук. И в коммунальной сфере обе стороны — власти и ширкаты — должны понимать ситуацию и сотрудничать, а не противостоять друг другу. Конечно, в домах подвалы сырые, трубы гнилые, а крыши дырявые. Но все понимают, что республика еще не окрепла в экономическом плане и сразу всех проблем в коммунальном хозяйстве решить не может.
В законодательстве о реформе жилья основной упор сделан на товарищества, которые пока еще не встали на ноги. По мнению К.Фарманова, параллельно с ними какое-то время еще будут действовать старые структуры, у которых есть опыт работы в коммунальной сфере. КРАВСы там, где пока не справляются сами товарищества.
Давайте посмотрим на проблемы коммунального хозяйства с другой стороны. Жители справедливо ругают коммунальщиков. Трубы текут? Крыши текут? Лифты не работают? Все это так. Но если сделать финансовый анализ, сколько мы должны заплатить за то, чтобы получить качественные услуги? По сведениям ТГТКЭО, долги жителей составляют астрономические суммы. Яркий пример — лифтовое хозяйство. В городе около 4,5 тысячи лифтов. Около полумиллиарда сумов должно население Ташкента за ремонт лифтов.
Месячные начисления по лифтам в городе составляют 74-75 миллионов сумов. Эта сумма необходима «Лифтремонту» для того, чтобы он выдал зарплату, закупил минимум материалов для текущего ремонта. А жители платят всего лишь 50-60 миллионов. Почему товарищества не организовывают сбор денег? В этом может помочь махаллинский комитет.
К.Фарманов привел грустный пример: в Сергелях ремонтники лифтов не вышли на работу из-за того, что им вовремя не заплатили денег. В итоге неделю простояли семьсот с лишним лифтов, их постепенно начали растаскивать буквально по винтикам. Товарищества оказались как бы в стороне. По закону КРАВС не имеет права вмешиваться, кто же будет нести ответственность за разгромленные лифты?
— Сегодня у ТГТКЭО связаны руки, мы не можем влиять на товарищества и требовать отчетов о проведенных ремонтах и движениях финансовых потоков. И это происходит на фоне слабого становления товариществ, среди которых только четверть действительно знают коммунальную сферу и понимают, как правильно и по закону вести дело, — говорит К.Фарманов. — Если по закону мы не можем вмешиваться в деятельность ТСЖ, то как нам наладить эту работу? Коммунальные объединения типа КРАВС существуют для того, чтобы объединить ТСЖ с органом власти. На мой взгляд, мы как раз и есть то недостающее связующее звено, которое должно объединить усилия и скоординировать работу по реформе жилья. Не секрет, что в Ташкенте до сих пор есть дома, которые не числятся ни в одном из товариществ. Кто их будет обслуживать? Они остались на балансе районных КРАВСов. Мне кажется, что КРАВСы еще долгое время будут востребованы. У них крепкая материальная база, хорошо обученные специалисты, а таким богатством разбрасываться не стоит, ведь в рыночном хозяйстве эти реалии имеют особую ценность.
ЗАРОЕМ ТОПОР ВОЙНЫ…
По мнению Зухры Саидаминовой, председателя Федерации обществ защиты прав потребителей Республики Узбекистан, отправной точкой при обсуждении проблем коммунального хозяйства должно быть законодательство. В законах ясно говорится о том, что товарищество — это организация, представляющая частную собственность граждан. По закону никто не имеет права вмешиваться, управлять, навязывать собственникам жилья свои условия.
В республике за полтора года более 90 процентов жилья передано в ТСЖ. Хорошо это или плохо? Хорошо в том плане, что частная собственность должна управляться самими собственниками. Плохо — что к этой важной форме самоуправления граждан собственным жильем подошли по-кампанейски, единовременно, без предварительной подготовки населения, а самое главное — без подготовки профессиональных управляющих. Поэтому имеют место и правонарушения, и безнаказанность, и самоуправство, и злоупотребления.
Бесспорно, в реформе жилья важна роль хокимията. Она заключается не в мелочной опеке, а в обеспечении жилого фонда коммунальными услугами и социальной инфраструктурой.
— Хочу подчеркнуть: по закону хокимият не является вышестоящей организацией ТСЖ. В законодательстве нет ни одного документа, по которому хокимият может регламентировать деятельность ширкатов, — говорит З.Саидаминова. — По закону о реформе жилья все строится на договорах и добровольных началах. Если говорить о льготниках, то по закону государство платит дотации, которые «сидят» в бюджете страны и восполняют средства на содержание жилья льготников. Все это подробно расписано в постановлении Кабинета Министров № 454 от 4 октября 1999 года. В этом документе четко оговорено, что эти дотационные средства идут управляющей компании — товариществам собственников жилья (ширкатам). Не понимаю, почему конкретные средства, заложенные в бюджете страны, предлагаются товариществам в виде труб и битума? Что за натуральный обмен? Отдайте товариществам положенные деньги, и они сами разберутся, на что их истратить. Эта практика, к сожалению, характерна для Ташкента. Хотите контролировать финансово-хозяйственную деятельность ширкатов? Это функция правоохранительных и налоговых органов, прерогатива районных финотделов и банков, но никак не функция КРАВСов и хокимиятов. КРАВСы в рыночных условиях должны сами зарабатывать деньги. Хотите сотрудничать с товариществами? Сделайте свои услуги привлекательными. Тогда по законам рынка к вам придут не только ширкаты, но и другие заказчики.
По словам З.Саидаминовой, в структуре эксплуатационных расходов лишь тридцать процентов средств перечисляется на депозитный счет для будущего капитального ремонта. А семьдесят процентов — деньги, на которые товарищества должны обслуживать дома, делать уборку территории и содержать штат ширката.
В Федерации обществ защиты прав потребителей периодически проводятся «круглые столы». Участники часто задают вопрос о том, где информация о капитальном ремонте домов конкретного товарищества с разбивкой по годам? Ведь есть утвержденный график по республике, однако по конкретным ТСЖ эта информация находится за семью печатями. Это должна быть прозрачная информация.
Другая проблема: председатели и жители многоэтажек часто обращаются с необычной просьбой: сделать экспертизу всех капитальных ремонтов в их домах. И федерация будет делать такие экспертизы. Под эгидой федерации в Чиланзарском районе, например, будет создан наблюдательный совет при хокимияте для помощи товариществам.
Сегодняшний обмен мнениями — это замечательное начало большого, хорошего, конструктивного диалога, который объединит всех, кто поддерживает реформу жилья и хочет, чтобы наши дома и дворы выглядели лучше и нам жилось уютнее.
Записала
Наталья Полянская.
Корр. «Правды Востока».