МИДИБУСЫ ВЫРУЧАЮТ

Так говорят джизакцы о мидибусе «Узотойол».
«Уважаемый Гайрат Уралович, — пишет группа аксакалов директору дочернего предприятия «УзЭксайдтранс» узбекско-американского СП «УзЭксайд» Г. Ташбекову. — Мы искренне благодарны вашему коллективу за удобства и высокую культуру обслуживания пассажиров».
Это лишь одно из многих писем, поступивших в автопредприятие в прошлом и нынешнем годах. Люди звонят и приезжают, чтобы выразить неподдельное удовлетворение работой новой автобазы. Звонят и в корпункт «Правды Востока», говорят самые теплые слова в адрес шоферов и просят непременно рассказать об этом коллективе.
Немного истории. Перебои с пассажирскими перевозками в Джизаке продолжались лет десять. В пресловутом АП-20 (его ругали и стар и млад) творилось невообразимое. Автомобили исчерпывали свой ресурс, а на новые денег не было. Многие автобусы оказались на приколе из-за нехватки резины и запчастей. Подобная деятельность не выдерживала никакой критики. В райцентры автобусы и вовсе не ходили.
Этим моментом сразу же воспользовались объединившиеся в ассоциации владельцы маршрутных такси. И на дорогах пошел элементарный грабеж пассажира. Стоимость проезда из Джизака в райцентр Гагарин росла, как на дрожжах, и в конце ноября прошлого года составляла 900-1000 сумов. Еще сумов 300 добавить — и можно доехать до Ташкента. Но монополист не унимался. Планка за проезд в городской «маршрутке» подскочила до ста сумов. Причина — подорожание топлива, запчастей и обслуживания. И мы все же ездили, хотя и жалко было отдавать: ну за что?
Автобусный парк № 20 молчал.
Конечно, не будь в областном центре маршрутных такси, джизакцам пришлось бы совсем туго. Но неудобство подобного транспорта было даже не в дороговизне, а в том, что эти «жучки» действительно представляют собой опасность для иного транспорта. Они же буквально заполонили городские улицы (их насчитывали до 700). Некоторые водители и сегодня устраивают на маршрутах настоящие гонки, охотясь за пассажирами.
Подобная обстановка с пассажироперевозками никак не устраивала областную администрацию. Бывший хоким области Ш. Мирзияев предложил нормальный выход из ситуации: создать автопредприятие при СП «УзЭксайд». К этой работе был привлечен опытный организатор Г. Ташбеков. С помощью ассоциации «Узавтосаноат» и Асакабанка новому транспортному предприятию был предоставлен почти миллиардный кредит. Поручительские обязанности по проекту взял на себя «Дустликдонмахсулот». Огромную работу проделал генеральный директор СП «УзЭксайд» У. Турсунов. Он и сегодня свой рабочий день нередко начинает с контроля состояния транспортного цеха СП. И если это необходимо, активно включается в решение любых вопросов дочернего предприятия.
В день открытия ДП «УзЭксайдтранс», 29 ноября, тридцать автобусов обслуживали пассажиров бесплатно. Это был праздник не только для нового коллектива транспортников, а всего города. Юркие, комфортабельные, вполне удобные машины сразу же завоевали симпатии горожан. Люди облегченно вздохнули: дожили до светлого дня. И стоимость проезда подходящая — всего 50 сумов. Почему столько? Не в ущерб ли это предприятию? Специалисты подсчитали, что это пока приемлемый уровень. На первом месте было и остается другое, не менее важное — скорость, комфорт, удобства. И довольно высокий пассажирооборот.
Джизакцы моментально пересели на «Узотойол». Более того, руководство нового автопредприятия, получив еще 20 мидибусов завода «СамКочАвто», принялось за обслуживание маршрутов в райцентры Заамин, Пахтакор, Зафарабад, Дустлик, Галляарал, Гагарин. И здесь новички пришлись ко двору. А иначе и быть не могло, ведь стоимость проезда в сравнении с «маршрутками» стала наполовину ниже.
Вот тут водители маршруток призадумались: как жить дальше?! И решили пойти на переговоры с руководством «УзЭксайдтранс». Так, мол, и так, не губите, все же свои — поднимите цену на проезд в городе хотя бы до 75 сумов. Но эксайдовцы на эту наживку не клюнули. Напротив, пообещали, несмотря на дороговизну топлива, что на «50» будут ездить до конца этого года. Сегодня в Джизаке водители «Узотойолов» обслуживают восемь наиболее оживленных маршрутов.
А десятки «маршруток» часами дежурят в ожидании клиентов. И стоят на своем — по сто сумов с каждого. Другие наклеили на лобовое стекло цифру «50» — сломались. Вот она, конкуренция. Это рынок. На коне тот, кто с головой. Разумеется, не будь ряда удобств для пассажиров, и медибусы рыскали бы по городу полупустыми. Точно так ходят «Кавзы», дедовские «Пазы» и «Лазы». Они холодные, грязные, но тоже просят за проезд «полтинник».
Когда в Джизак прибыли первые автобусы, в «УзЭксайдтранс» ринулась толпа безработных шоферов. Требовалось 60 водителей, а «постучалось» около двухсот. Так что было из кого выбирать. Испытать удачу приходили агрономы, зоотехники, бухгалтеры — хороший народ, некоторые с дипломом вуза, но не шоферы. Им хотелось «поездить» на новой технике, при случае что-то заработать. Но Г. Ташбеков, посвятивший автотранспорту многие годы, знал: нужны настоящие автобусники. И они нашлись.
На автопредприятии прекрасно знают о расходе горючего и показаниях спидометра. Так что на «левый» сум рассчитывать не приходится. Водитель, отработав свои 12-14 часов, прибывает на базу, сдает выручку и отправляется отдыхать. Автобус осматривают, моют, смазывают и ставят в гараж другие люди, чтобы утром следующего дня водитель мог без проволочек отправиться на маршрут. Но нет-нет, а кто-то из шоферов допускает промах. Недавно наказали одного 5-тысячным штрафом за то, что вышел на линию на немытой машине. А коли сам небритый и обросший? Тоже не годится. И только — в форменной одежде. Даже с бейджиком, чтобы пассажиры могли знать по имени и фамилии.
План, хорошая выручка — не самоцель. На первом месте требования пассажиров. Сейчас так оно и есть. Поэтому и благодарности в автопредприятие. И многие водители, а их сто человек, аккуратно справляются с поступлением выручки. Это значит, что «УзЭксайдтранс» держит слово перед банком по выплате кредитного процента. Через полгода же возьмется за погашение самого кредита. Пока что все идет неплохо.

Джизакцы гордятся, что в городе и области работают прекрасные мидибусы. Но еще большую гордость вызывает то, что они — родные, отечественного производства. Да и опыт нового автопредприятия вызывает уважение. В этом году непосредственно на базе будет открыта гостиница, где смогут находиться иногородние работники.
Николай Барашкин.
Соб. корр. «Правды Востока».
г. Джизак.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

21 год ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

21 год ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

21 год ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

21 год ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

21 год ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

21 год ago