Домой » Закон » ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КОНСТИТУЦИИ

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КОНСТИТУЦИИ

К 10-летию Основного закона Республики Узбекистан
Семья за ужином. Раздается звонок в дверь.
— Кто?
— Милиция!
Человек в милицейской форме вошел в комнату, потребовал у хозяина квартиры паспорт. Положил паспорт в карман и сказал: «Вы арестованы».
konstitutsiyauzrus
Ситуация вполне достоверная, но приведена в данном случае из школьного пособия «Путешествие в мир Конституции» для шестых классов, созданного группой авторов — учителей-практиков и ученых. Выпущено оно издательско-полиграфической акционерной компанией «Шарк» так же, как и аналогичные пособия для пятых и седьмых классов в 2001 году.
К этой ситуационной задачке даны вопросы для размышления: какие права личности нарушены в данном случае? Как должен поступить хозяин квартиры? Может ли он защитить свои права, если они нарушены? А перед задачкой шестиклассники изучили тему: «Право на свободу и личную неприкосновенность». Все тематические разделы пособий заканчиваются подобными заданиями — практикумами, побуждающими школьников самостоятельно искать ответ на основе уже полученных знаний, развивающими их мышление. В такой системе, сочетающей в себе теорию и практическое закрепление, и есть методическая нестандартность и смысловая логичность. Они и помогают прочному усвоению статей важнейшего для каждого гражданина свода законов, регламентирующего и его права, и его обязанности перед государством и обществом.
Вот что рассказывает Василий Ануфриевич Костецкий, один из авторов учебных пособий, учитель истории Узбекистана и правоведения:
— С этого учебного года в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, колледжах, лицеях и высших учебных заведениях введено изучение Конституции Республики Узбекистан. Приступая к реализации этой задачи, Министерство народного образования рекомендовало группе авторов, ранее работавшей над созданием учебников по истории и правоведению, подготовить учебные пособия для дошкольников и учащихся школ с первого по одиннадцатый классы.
В творческий коллектив вошли учителя истории и правоведения, методисты и ученые Республиканского центра образования и Ташкентского центра общественного просвещения (ТЦОП). Среди них — доцент Ташкентского государственного юридического института Галия Мамраевна Тансыкбаева, директор ТЦОП Муборак Абдурахмановна Ташпулатова. В редакционном коллективе профессор, доктор юридических наук Х. Бабаев, проректор Академии государственного и общественного строительства, доктор юридических наук О. Хусанов, юрист-правовед аппарата Президента Г. Исаев.
Учителя-практики и методисты занимались разработкой методических приемов подачи изучаемого материала, создавали его дидактическую основу, сюжетные линии ситуационных и других заданий, составляли тесты для самопроверки обучающихся, словарь основных юридических и правовых терминов, помещенных в конце учебных пособий. Кроме того, мы предусмотрели и такой вариант, когда у учителя не оказывается под рукой источников. На этот случай поместили в теоретических текстах выдержки из действующих законов, показывающих их непосредственную связь с Конституцией.
— Василий Ануфриевич, учебные пособия для 5-7 классов, как говорят, у нас в руках. С ними все ясно. А по каким книжкам изучают основной закон страны дошколята?
— Есть такая книжка, называется «Азбука Конституции». Подготавливал ее тот же творческий коллектив немного раньше. Надо сказать, что «Азбука…» и «Путешествие…» входят в комплект учебных пособий для общеобразовательной системы. В него же будут включены разрабатываемые нами учебники и для восьмых классов «Основы правоведения» и для девятых — «Основы Конституции и права». А начало обучения правовым законам республики положено учебником для десятых-одиннадцатых классов. «Правоведение», в котором конституционные основы являются стержневым материалом в общей концепции правоведческой теории.
Создание отечественных учебников нового поколения в республике продолжается, и оригинальные пособия творческого коллектива педагогов и ученых по изучению Конституции Узбекистана уже заняли в их ряду достойное место. Они призваны помочь просвещенцам решить задачу, поставленную главой государства по обеспечению детей и молодежи прочными знаниями законов, гарантирующих им достойную жизнь. Этот программный курс должен повысить правовую культуру и воспитать в них чувство гражданственности.
Элла Хохрова.