Домой » Ноябрь » Сакраментальные вопросы без ответов

Сакраментальные вопросы без ответов

Путешествие на массив ТТЗ-4 высветило характерные для многих товариществ собственников жилья проблемы. Жители массива рассказывали о типичных осенне-зимних заботах: повышаются тарифы, в домах нет тепла, текут крыши… Комментируя эти жалобы, дирекция ТСЖ «Хамма хизматлари» — «Все услуги» раскрывает некоторые причины, по которым пробуксовывает жилищно-коммунальная реформа.
СЕЗОН РАДУЖНЫХ НАДЕЖД?
Если грамотно, с позиции законодательства о реформе жилья подойти к созданию товарищества, то все документы можно оформить быстро. В ТСЖ «Хамма хизматлари» собрались толковые люди, знакомые с жилищно-коммунальным хозяйством, они оформились всего за месяц. Внимательно изучив законы и постановления, люди с энтузиазмом взялись за дело. Строили радужные планы: сначала навести порядок в бухгалтерии, разобравшись с долгами жителей, потом открыть ремонтный цех, взяв в аренду оборудование для ремонта инженерных сетей в домах, затем отремонтировать крыши, разобраться с нежилыми помещениями на придомовой территории и спокойно работать в правовом поле. Но не тут-то было.
— Мы созданы год назад и оформлены решением хокимията Мирзо-Улугбекского района № 478 в мае 2001 года. — говорит председатель товарищества «Хамма хизматлари» Сергей Иваненко. — По постановлению Кабинета Министров № 454 от 4 октября 1999 года дома, которые передаются от бывших жэков, АП и КЭУ, должны быть в технически исправном состоянии. Однако нас заставляли принимать старые дома без капремонта с задолженностью в восемь миллионов сумов. Не хочешь, мол, не работай, другие найдутся. Куда только ни обращались с просьбой передать дома с нулевым балансом и в технически исправном состоянии…
Прошло семнадцать месяцев, но ни одно ведомство — КЭУ Мирзо-Улугбекского района, районный и городской хокимияты, махаллинский комитет — так и не удосужилось прислать ответ — почему нарушается законодательство о реформе жилья? Только после обращения в аппарат Президента руководство товарищества «Хамма хизматлари» вызвали в хокимият района, там сказали напрямик: «Где вы видели, чтобы дома передавались в технически исправном состоянии? Мало ли что написано в законах?»
Итак, радужным надеждам в ТСЖ «Хамма хизматлари» не суждено было сбыться. Правда, с бухгалтерией разобрались, но денег, положенных по закону на возмещение льготникам, так и не получили. Что это за деньги? В постановлении Кабинета Министров № 454 от 4 октября 1999 года говорится, что люди, имеющие льготы, могут освобождаться от уплаты за жилье на 30-100 процентов. Деньги льготных категорий граждан возмещают товариществам хокимияты. Но ни одно ТСЖ в городе так и не получило этих средств.
В этом товариществе сделали упор на организацию производственной базы. Стали решать многие производственные проблемы по ремонту инженерных коммуникаций. Удалось приобрести оборудование, правда, не новое, начали постепенно ремонтировать старые задвижки на трубах горячего и холодного водоснабжения. Обзавелись таким нужным в хозяйстве сварочным аппаратом, кое-где заменили старые трубы. Сегодня эта база помогает решать многие проблемы по ремонту инженерных коммуникаций и даже помогать другим. Не каждое товарищество этого района и города имеет такую возможность. А крыши?
— Мы с тревогой ждем сезона дождей, когда к нам хлынут потоки жалоб, — признается председатель товарищества «Хамма хизматлари» Сергей Иваненко. — Дело в том, что жилые дома на массиве ТТЗ-4 покрыты мягкой кровлей, а это особая технология и… особые проблемы.
По стандарту на бетонных плитах вначале делается стяжка, сверху кладется внахлест рубероид, опять стяжка битумом и снова рубероид и так — «слоеный пирог» в 2-3 слоя. Только тогда крыша будет прочной и прослужит лет пятнадцать. Домам уже по тридцать лет, то есть рубероид, уложенный всего в один-два слоя, давно исчерпал свои возможности. Ремонтировать его кусками нельзя, нужно снимать весь слой до бетона и заново перекладывать всю кровлю, как положено по стандарту. Иначе крыша опять потечет.
Варианты с мягкой кровлей — самые неудачные для условий нашего жаркого климата, крыши нагреваются, и покрытие плавится, а в холод лопается. Лучшие варианты — черепица или шифер. Хотя и дорого, зато надежно.
Есть еще одна особенность аварий мягкой кровли — вода постепенно просачивается через трещины и по перекрытиям уходит даже до первых этажей дома.
Сколько стоит замена мягкой кровли на одном типовом четырехэтажном доме? Около полутора миллионов сумов за двухслойное покрытие. А сборы за эксплуатационные расходы с этого же дома — около 60 тысяч сумов в месяц и что остается? Несопоставимые цифры. Если даже не платить зарплату в товариществе, не заниматься другими работами, денег все равно не хватит. Отсюда вывод: нужно серьезное финансирование со стороны государства. В Ташкенте этим занимаются коммунальные службы хокимиятов — раньше их называли КЭУ, а теперь — КРАВС — коммунально-ремонтная аварийно-воссстановительная служба районных хокимиятов. Служба нужная. Но почему же председатели столичных ТСЖ постоянно жалуются на КРАВС?
КРАВС ЛИШАЕТ ПРАВ-С?
Замечательную идею — создать товариществам хорошую материальную базу — КРАВС для ремонта старых домов чиновники поняли по-своему. По сути дела, сегодня КРАВСы превратились в посредников, которые покупают строительные материалы у производителя, набрасывают свои проценты и продают товариществам. Работают здесь все те же сотрудники КЭУ и, как в старые жэковские времена, требуют у товариществ… разные квартальные отчеты. А какое отношение они имеют к ТСЖ? Ни в одном законе о реформе жилья об этом ничего не сказано. Более того — правительственные постановления четко разделяют функции исполнительной власти и товариществ.
Чиновникам бывших КЭУ очень не хочется расставаться с властью, вот и держатся за старую коммунальную систему. Ведь не сегодня-завтра, когда окрепнут товарищества, работники старых коммунальных служб могут остаться не у дел.
Именно поэтому на районном уровне пробуксовывает реформа жилья. Товариществам не отдают деньги льготников. Дома вопреки законам о реформе жилья передаются без капитального ремонта. Идут настоящие словесные баталии по поводу процентных отчислений товариществам за арендные помещения. А ведь это тоже деньги, которые по закону принадлежат товариществам. О чем тут спорить? Однако и КРАВСы, и районные хокимияты спорят с председателями ТСЖ, угрожая… увольнением с работы. Хотя, как можно уволить председателя ТСЖ, которого, как и положено по закону, избрали на общем собрании жителей и освободить от должности могут только домовладельцы?
В свое время жители, оплачивая квартплату, передавали деньги и на амортизационные отчисления — то есть на текущий, средний и капитальный ремонт дома. Деньги должны были аккумулироваться на спецсчетах коммунальной службы района — КЭУ, а теперь КРАВС. Средства куда-то ушли, дома никто не ремонтировал, так что проблемы не только остались, но и обострились. В спальных районах большинство домов нуждается в срочном капитальном ремонте.
У товарищества «Катта хирман тепа», что на 20-м квартале Чиланзара, в домах первых этажей на 30-40 сантиметров просели бетонные перекрытия из-за постоянного болота в подвалах. В домах 4-а и 5-а соседнего 19-го квартала трубы отопления не поддаются продувке и промывке — настолько забита отопительная система.
Но вернемся к ТСЖ «Хамма хизматлари», что на ТТЗ-4. Здесь характерная для многих товариществ ситуация: при создании товарищество должны были наделять денежными средствами, которые находились на спецсчетах КЭУ, для восстановительного ремонта домов. Инженерные коммуникации изношены, кровли на этих домах везде текут. Электропроводка пришла в негодность. В разоренном состоянии лифтовое хозяйство. И самое главное — деньги на ремонт жители перечисляли несколько лет, но взамен не получили ничего.
Районная коммунальная организация должна была, как говорится в законодательстве о реформе жилья, передать дома в технически исправном состоянии. Или передать денежные средства на расчетные счета товариществ для капремонта. В крайнем случае отдать долги натурой — строительными материалами на ремонтно-восстановительные работы. Но ни капремонта, ни денег, ни стройматериалов товариществам не дали.
ttz-massiv
КРАВСы предпочитают диктовать, угрожать и стращать председателей товариществ или… продавать материалы товариществам со своей наценкой, как посредники.
А зачем нужен такой посредник? Товарищества и сами могут покупать у производителя товары, это намного дешевле, они требуют свое и по закону — отдайте ТСЖ их деньги или материалы без всяких наценок. Препирательства не смолкают и не прекращаются по всему городу, но почему-то ни у кого из председателей ТСЖ не возникло здравой мысли: подать на КРАВС в суд и защитить свои законные права.
Но хокимияты буквально заставляют ТСЖ заключать с КРАВСом договоры, мотивируя тем, что у них прекрасная материальная база! КЭУ-КРАВСы за эти годы приобрели машины, станки и механизмы для ремонтных работ. Но сегодня, между прочим, каждое товарищество имеет в этом хозяйстве свою долю в процентном отношении. Но КРАВС хочет продолжать жить за счет товариществ, на деньги жителей, хотя должен каждому из нас по меньшей мере, капитальный ремонт.
Иными словами, заставляя товарищества заключать с КРАВСом договоры на невыгодных условиях, районные хокимияты ставят ТСЖ в прямую зависимость от КРАВСа. Хотя согласно законодательству о товариществах он никакого отношения к ним не имеет, и ТСЖ не подотчетны этой коммунальной службе, как это практикуется повсеместно. В принципе в скрытом виде старая система, которая была в коммунальной сфере, так и осталась. Лишь поменялись вывески.
Есть один нюанс во взаимоотношениях КРАВСа и товариществ на массиве ТТЗ. Часть домов на этом жилом массиве была ведомственной. Осенью 2000 года КЭУ Мирзо-Улугбекского района приняло на свой баланс 67 домов от ГАО «Ташкентский тракторный завод». Дома принимались с солидным «приданым» — крупными компенсациями — около 300 миллионов сумов за несделанный капремонт. Этот хороший и благородный шаг заводских руководителей давал каждому дому более четырех миллионов сумов. Возникает вопрос: где эти деньги? Они «уплыли» в неизвестном направлении.
Так что за текущие крыши и холодные батареи напрямую отвечает районное КЭУ, которое теперь называется КРАВС. Но как ни меняй вывеску, жителям не станет комфортнее в старых квартирах.
ЖИВЕМ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ?
Выводы из сказанного напрашиваются невеселые. Законодательная и исполнительная власть живут как бы в параллельных мирах и никто никого как бы не слышит. Мы так и не получили никаких ответов на критические публикации о реформе жилья — «Коммунал-шоу для отдельно взятого дома» (22 октября), «Квартира в … Бермудском треугольнике» (31 октября), «Договор, который дороже денег» (8 ноября). Молчит и третья власть — органы юстиции, которым по роду деятельности положено следить за соблюдением законов.
По признанию председателей столичных товариществ, законодательная власть правильно ставит вопросы о реформе жилищно-коммунального хозяйства, но исполнительная власть на районном уровне игнорирует эти законы, не помогает товариществам встать на ноги.
Реформа жилья пробуксовывает именно потому, что старая система осталась. Просто она замаскирована под другими названиями. И люди, которые годами работали в коммунальной сфере, тоже остались. Они приспосабливаются к новым условиям и никогда не дадут развернуться реформе.
Наталья Полянская.