Домой » Август » Слава и трагедия поэта.

Слава и трагедия поэта.

История литературной жизни, развития драматургии и театрального искусства Узбекистана сложна, но тем не менее примечательна своими значительными достижениями и новаторскими поисками, успехами творческих деятелей — прозаиков, поэтов, драматургов, композиторов, режиссеров…
В этом году исполняется 110 лет со дня рождения замечательного поэта, выдающегося узбекского драматурга, крупнейшего просветителя, театрального деятеля и организатора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Шамсуддина Шарафуддинова-Хуршида.
Имя Хуршида сегодня носят проспект, школа № 65, махалля в Акмал-Икрамовском районе города Ташкента. О его жизни и творчестве рассказывают монографические исследования, брошюры, радиопередачи. Его оперные, музыкально-драматические произведения ставят в театрах республики, песни на его стихи звучат по телевидению и радио.
Хуршид родился в 1892 году в Ташкенте. Его отец Шарафутдин-кори — знаток религиозной культуры Востока — был высокообразованным человеком, окончил высшее учебное заведение — медресе в Бухаре. Известен он и как большой почитатель классической литературы, традиционного макомного музыкального искусства, играл на национальных инструментах. Был знаком с выдающимися поэтами того времени — Мукими, Фуркатом, Надимом Намангани, Тавалло.
Его мать — Ханпоша-атын (по восточному — ученая) также являлась хорошо известным в старогородском Ташкенте учителем-просветителем в школах махаллей «Кох-ота», «Кашукчи», «Шокир-гузар». Посвятила жизнь обучению простых детей соотечественников, приобщению молодого поколения к эстетическим ценностям народа.
Шарафутдин-кори и Ханпоша-атын дали хорошее образование своим сыновьям и дочерям. Сыновья получили высшее педагогическое и университетское образование, удостоились почетных званий.
Хуршид после окончания школы в Ташкенте учился в медресе, потом завершил образование в медресе в Бухаре. Он обучался иностранным языкам — фарси и арабскому, впоследствии окончил народный университет в Ташкенте (1918-19 гг.), выучил турецкий, немецкий языки. Родители будущего поэта очень хотели, чтобы их сын Шамсуддин так же, как и Мукими, Фуркат, Камий, — стал поэтом.
В поэзии свои первые шаги Шамсуддин Шарафуддинов начал в 13 лет. Следуя газелям Навои, Физули, Хафиза, Машраба, он начал писать свои «мухаммасы», «рубаи», «мусаддасы» — стихотворения в восточно-поэтических жанрах. Наставником его был популярный поэт того времени Камий-Шаший.
Сбылась со временем мечта родителей. Молодой поэт стал создавать свои прекрасные лирические стихи, быстро распространявшиеся особенно среди молодежи того времени. Популярные хафизы и даже весьма требовательные, придирчивые певцы стали обращать пристальное внимание на нового поэта, перекладывать его газели на жемчужные макомные мелодии «Ирок», «Ушшок», «Дугох», «Чоргох», «Бает» и исполняли их с большим вдохновением даже на певческих состязаниях, на площадях во время праздника Навруз, смотрах-вечерах «Нафосат окшоми» («Вечер красоты»). Его произведения публиковались наряду со стихами Мукими, Фурката, Фазли, Мухий, Хувайдо и других поэтов-классиков.
Широко известного к этому времени поэта, публиковавшего свои стихотворения и под другими псевдонимами, как, например, «Шукрий», «Шохидий», «Хоиб», уже тогда широко освещали газеты и журналы, в том числе Казани, Стамбула… Стихи, газели Хуршида призывали к просвещению, гуманизму, свободе, культурному процессу, равенству наций, общечеловеческому духовному совершенствованию.
Уже в 10-х годах Хуршид составляет из своих стихотворных произведений «деваны» — собрания сочинений в стихах «Девани Хоиб», «Девани Шукрий», «Девани Шохидий».
Как и другие передовые мыслители, поэты и просветители, борцы за свободу и независимость, Хуршид с радостью встретил февральскую революцию 1917 года, мухторият» («свободу») в своем Туркестанском крае, написал десятки патриотических стихов, песен и маршей, которыми призывал к свободе, новой жизни, демократии.
Вдохновленный революцией Хуршид издает в 1917 году сборник песен и маршей «Хуррият мевалари» («Плоды свободы»). Однако прошло немного времени, и поэт-патриот перестал радоваться этому событию, так как разочаровался в «плодах» революции, которая не дала народам ожидаемого суверенитета и подлинной свободы.
В эти же годы Хуршид осуществлял большую просветительскую деятельность. Вместе со своими братьями — известными педагогами Мухитдином Шарафутдиновым, членом Ташкентского старогородского исполкома в 1918-19 гг., председателем комиссии по созыву первого курултая Бухарской Народной республики в 1920 году Сагдитдином Шарафутдиновым, заслуженным учителем республики, организатором новометодных школ в Ташкенте, Таджитдином Шарафутдиновым, создателем школ в Мерке в Кыргызстане — он организовал новометодные школы «Усули жадидия» в Ташкенте, а также в Андижане. Особое внимание обращалось созданию при таких школах и курсах по ликвидации безграмотности и малограмотности самодеятельных театральных, литературных, хоровых, спортивных кружков, духовых оркестров, ансамблей национальных инструментов. Значительную заботу проявлял Хуршид о создании репертуара для молодых исполнителей, в т.ч. патриотических песен, маршей для хора и оркестра, одноактных пьес, сценариев для разных спортивно-художественных игр, праздничных представлений…
Драматургическую деятельность Хуршид начал еще в начале 1910-х годов созданием музыкально-сценических пьес «Ориф и Магриф», «Темная женщина», «Опиумоед», которые были первыми подступами к сценическим произведениям в жанрах национальной музыкальной драмы и комедии. Его драматургическое творчество достигло расцвета в 20-30-х годах минувшего столетия. Перу Хуршида в этот период принадлежали драматические и музыкально-драматические пьесы «Старое и новое», «Маленький солдат», «Великий солдат», «Многострадальная родина или Туркестан», именованные «маленькими операми», опереттой, оперой.
Драматург и театральный организатор прекрасно осознавал, что новые жанры в сценической культуре края могут успешно послужить формированию в республике профессионального музыкального театра. Хуршид являлся одним из первых зачинателей детской драматургии, создав первый многоактный музыкальный спектакль для национального детского и юношеского зрителя. Его «Маленький солдат», как писал в 1919 году в газете «Иштирокиюн» известный театральный критик Мирмулла Шермухамедов, является «первой национальной узбекской детской оперой»…
Забота о подготовке молодых творческих кадров всегда стояла в центре внимания устоза Хуршида. Он создает в Ташкенте первую театрально-музыкальную, литературно-драматическую труппу (1918-20 гг.), в которой участвовали в последующем видные деятели литературы и искусства, известные мастера сцены, просвещенцы, такие, как Айбек, Гайрати, Наби Ганиев, Бату, Аброр Хидоятов, Абид Джалилов и другие. В эту когорту входят и первый узбекский архитектор и педагог А.Жахангиров, композитор Карим Абдуллаев, драматурги Зие Саид, Умарджан Исмаилов, вклад которых в развитие духовно-эстетической культуры, литературы и искусства весьма весомый. Однако под видом «перестройки театрально-драматургического дела» эта замечательная творческая труппа была запрещена и распущена. Впоследствии же, в 30-х годах, более 20 участников труппы были незаслуженно объявлены «врагами народа» и подверглись жестоким репрессиям.
Перу Хуршида принадлежит 30 пьес, такие, как «Гулшах и Варка», «Которая лучше», «Страницы путешествия», «Трагедия в степи Карбало», «Вместо помощи — расточительство», «Тахир и Зухра», «Юсуф и Зулейха», «Смерть Сиявуша», «Кокандский хан и кипчаки», «Мухаррам», «Темная история», «Айбану», «Сиявуш»… Причем большинство из них написаны в стихотворной форме, с обилием великолепных, «жемчужных» газелей для арий, дуэтов и хоров, песенно-танцевальных номеров.
Хуршид был и известным театральным организатором. Им был создан ряд театрально-сценических площадок, а также театральная труппа «Тилак» («Стремление») при Ташкентском старогородском отделе народного образования, в которой сам был режиссером-постановщиком спектаклей.
Велико значение классических музыкальных драм «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», написанных Хуршидом в начале 20-х годов минувшего столетия по бессмертным поэмам Алишера Навои. Этими прекрасными пьесами Хуршид положил начало «сценической Навоиане», прославился как выдающийся драматург-новатор. Эти произведения успешно ставили и во всех театрах Узбекистана, а также на сценах других республик, показывали в Москве, Петрограде, Баку, Казани и др., они стали благодатным фундаментом национального оперного искусства.
Печать, литературная критика справедливо отмечали, что «в 20-30 годы среди народа были самыми популярными авторами и славились своими произведениями два творческих деятеля: один — Абдулла Кадыри со своими романами «Минувшие дни», «Скорпион из алтаря», другой — Шамсуддин Хуршид со своими драматургическими произведениями «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун». Спектакль «Фархад и Ширин» успешно показывали в 1930 году на Первой международной театральной олимпиаде, а также в 1937 году на Первой декаде искусства Узбекистана в Москве, он получил высокую оценку критики на страницах газет и журналов «Театр», «Литературная газета», «Известия», «Музыка», «Правда Востока» и других.
Сценические произведения Хуршида явились своеобразной творческой лабораторией для многих известных режиссеров, композиторов, художников, дирижеров, балетмейстеров, способствовали росту и формированию профессионального мастерства сотен исполнителей драматического, оперного, музыкально-драматического искусства. Известный деятель плодотворно работал в Институте языка и литературы Академии наук республики, где подготовил к изданию выдающиеся творения классиков узбекской литературы Огахи, Дурбека, Муниса. Принял активное участие в подготовке к печати бессмертных сочинений Джами, Нишати, Надиры, переводил с фарси стихотворные произведения Хафиза Шерози. Перу Хуршида принадлежит более 20 переводов на узбекский язык произведений мировой, русской, восточной классики, драматургии, современных авторов, в числе которых пьесы Шекспира, Шиллера, Гоголя, Билль-Белоцерковского, Мамедкули-заде, Хусейна Джавида, Марка Твена, Журжи Зейдана, Узаира Гаджибекова и других. И тем не менее было обидным и оскорбительным для Хуршида, когда его — глашатая прогрессивных идей, страстного пропагандиста, творческого деятеля-интернационалиста в период разгула репрессий обвинили в создании произведений с «буржуазно-националистическим содержанием», в том числе пьес «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун». Он был исключен, как и многие другие поэты, из рядов Союза писателей и отстранен от театрально-драматургической деятельности. С этим тяжелым клеймом и ушел из жизни выдающийся поэт-драматург, талантливый переводчик, журналист, известный просветитель — организатор новометодных школ, видный деятель театра, зачинатель музыкально-драматического искусства в республике. Не увидел он после этих обвинений сборников своих стихов, собраний сочинений, пьес, некоторые из которых так и остались невоплощенными на сцене.
Светлое имя, выдающиеся творческие деяния, богатое культурное наследие Хуршида сегодня особо почитаемо. Важное значение в популяризации творчества Хуршида имело распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан о праздновании 100-летия Шамсуддина Шарафуддинова — Хуршида в 1995 году…
Бахриддин Насриддинов.
Член Союза писателей, театральных работников Узбекистана, заслуженный работник культуры республики.
Рахима Шарафуддинова.
Филолог, старший научный сотрудник литературного музея им. А. Навои Академии наук Узбекистана.