Домой » Декабрь » ВОПЛОЩЕНИЕ МУДРОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДА

ВОПЛОЩЕНИЕ МУДРОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДА

ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
БУРИТОША МУСТАФАЕВА НА ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ,
ПОСВЯЩЕННОМ 10-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА
Уважаемый Президент!
Дорогие участники торжественного собрания!
Сегодня все мы широко отмечаем большое общественно-политическое событие в жизни нашей страны — 10-летие со дня принятия Конституции Республики Узбекистан.
В истории каждой страны и общества есть такие знаменательные даты, значение и ценность которых с течением времени возрастают. К числу таких исторических дат относится день принятия Конституции Узбекистана, являющейся результатом мудрости, политического и общественно-правового мышления нашего народа.
Эту истину доказывает десятилетний период, прошедший со времени принятия Конституции. Все положения, правовые нормы, изложенные в Основном Законе, находят свое яркое отражение в повседневной жизни наших граждан.
Я думаю, что здесь уместно отметить, что период подготовки и принятия Конституции совпал с очень сложными и непростыми днями нашей новой истории.
Известно, что народ Узбекистана в прошлом на протяжении 130 лет переживал тяжелый период колониализма, жертвами которого стали миллионы людей. Испытал гнет большевизма, лишился тысяч своих дорогих сыновей, лучших представителей интеллигенции в жестокую пору репрессий, когда действовала Конституция СССР, пронизанная коммунистической идеологией.
В мае-июне 1989 года в Ферганской долине произошли трагические события. В те трудные для страны дни руководителем Узбекистана был избран Ислам Абдуганиевич Каримов.
Находясь в центре страшных событий, вспыхнувших в Фергане, Паркенте и Буке, Оше и Узгене, Ислам Каримов своим мужеством и решительностью, политической волей обеспечил в нашей стране мир и безопасность.
Именно в такое время встал вопрос о необходимости создания Конституции Республики Узбекистан — Конституции нового, независимого, светского государства, в которой бы воплотились история, волеизъявление, духовность и культура нашего народа. Впервые эта идея была высказана на первой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва, состоявшейся 24 марта 1990 года.
На этой сессии первой среди советских республик в Узбекистане была учреждена должность Президента.
В эти дни, когда бывший Союз еще не потерял своего могущества, Конституции СССР, Узбекской ССР защищали абсолютное господство империи — это был весьма смелый шаг по пути независимости. Учрежденный впервые в истории нашей страны институт президентства с тех пор занял центральное место в системе органов государственной власти нового Узбекистана, стал ядром политической системы.
Известно, что в те дни в Центре «точили зубы» так называемые Политбюро, Пленум, Съезд — репрессивные органы, стоявшие выше законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти. Большинство из нас хорошо знают, что в тот период на руководителя нашей страны посыпались упреки и угрозы, всевозможные обвинения. Эти нападки были направлены также в адрес нашего народа, только что расправлявшего плечи после перенесенных страданий.

Чтобы поставить заслон на пути всех этих интриг, наш Президент, глубоко осознавший необходимость возведения понятия независимости до уровня воли народа, на второй сессии Верховного Совета в июне 1990 года представил на утверждение состав Конституционной комиссии из 64 человек. На этой же сессии была объявлена Декларация независимости. В пункте 8 Декларации закреплялось положение о том, что Узбекистан «сам определяет путь своего развития, свое название и учреждает государственную символику (флаг, герб, гимн)».
Ученые, специалисты, иностранные эксперты под руководством председателя конституционной комиссии Ислама Каримова в течение двух с половиной лет неустанно трудились над проектом новой Конституции. При участии народа проект основательно прорабатывался, при этом учитывался опыт зарубежных стран, только на первом этапе были проанализированы конституции 97 иностранных государств.
31 августа 1991 года сессия Верховного Совета приняла Заявление о государственной независимости Республики Узбекистан.
На этой же сессии был принят конституционный Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан». В нем был ряд важных статей, воплотивших основные положения будущей Конституции.
В частности, в данном Законе закреплялись такие положения, как «Республика Узбекистан обладает полной государственной властью, самостоятельно определяет свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления», «В Республике Узбекистан признается верховенство Конституции Республики Узбекистан и ее законов. Система государственных органов Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».
А в 14-й статье данного Закона было записано: «Республика Узбекистан, являясь самостоятельным субъектом международных экономических отношений, определяет условия реализации иностранных инвестиций, права инвесторов, создает свой конвертируемый валютный фонд, продает и покупает золотой и другие запасы, конвертируемую валюту».
Следует сказать, что именно этот конституционный Закон до принятия новой Конституции временно выполнял функцию Конституции.
Борьба нашего народа за независимость, свободную жизнь была нелегкой. В целях приостановления практических шагов руководителя нашей страны в этом направлении, воспитанная и направляемая «вождями» центра партийно-советская номенклатура на состоявшейся в октябре 1991 года седьмой сессии Верховного Совета попыталась незаконным путем свергнуть Президента. Это обстоятельство еще раз подтвердило жизненную необходимость создания и принятия новой Конституции.
26 сентября 1992 года проект новой Конституции был готов. В этот же день он был опубликован в печати для всенародного обсуждения.
После обнародования проекта в Конституционную комиссию поступило около 600 писем с мнениями и суждениями о нем. Нашими гражданами было высказано более 5 тысяч предложений.
21 ноября 1992 года проект был во второй раз опубликован в газетах для всенародного обсуждения. Это позволило наиболее полно отразить мнение общества относительно проекта Основного Закона.
Первый вариант проекта Конституции состоял из 158 статей. Под руководством и при непосредственном участии председателя комиссии Ислама Каримова, и его личной редакции было переработано несколько десятков его статей. С указаниями на слишком большой объем текстов, необходимость серьезной работы над повторами, внесения ясности в изложение этот вариант был возвращен в рабочую группу.
Проекты, подготовленные во втором, третьем, четвертом вариантах также серьезно и всесторонне обсуждались под руководством Президента. Со стороны руководителя комиссии были внесены 63 принципиальных изменения и важных дополнений в третий вариант, и 77 — в четвертый вариант проекта.
Например, преамбула Конституции была дополнена словами «признавая приоритет общепризнанных законов международных прав».
В предложение «Узбекистан — демократическая республика» в 1 статье проекта Президент добавил слово «суверенная».
В одном из абзацев статьи 4 говорилось «обеспечивается уважительное отношение к языкам наций и народностей, проживающих на ее территории, будут созданы условия для развития языков». Вместо этого абзаца Президент собственноручно вписал: «Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития».
Во втором абзаце статьи 17 было записано: «Республика, сотрудничая с другими государствами в целях обеспечения общего благополучия и безопасности, реализации своих суверенных полномочий с учетом условий взаимного сотрудничества может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из союзов, содружеств и других межгосударственных образований». Президент дополнил этот абзац словами «высших интересов государства, народа». После редактирования абзац стал выглядеть следующим образом: «Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности».
По предложению главы государства в статью 26 на основе принципа презумпции невиновности внесены правила «не считается виновным, пока его виновность не будет установлена», а в статью 27 — «Никто не вправе нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом».
Председатель комиссии очень большое внимание уделил вопросу свободы совести. По этому вопросу в проекте было написано следующее: «Каждый человек имеет право на свободу совести, каждый человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь религиозные и атеистические убеждения и пропагандировать эти убеждения». Ислам Абдуганиевич исправил и изложил это предложение следующим образом: «Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Не допустимо принудительное насаждение религиозных взглядов».
Глава государства предложил назвать высший законодательный орган Олий Мажлисом, руководителей местного правления -хокимами.
Основываясь на приведенных выше примерах, без преувеличения можно сказать, что Президент был непосредственным руководителем глубокого обоснования и совершенствования каждой статьи Конституции.
8 декабря 1992 года народ Узбекистана, торжественно провозгласив свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,
— осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
— опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,
— подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,
— признавая приоритет общепризнанных норм международного права,
— стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,
— ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,
— в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия,
принял в лице своих полномочных представителей Конституцию Республики Узбекистан.
Наш Основной Закон является плодом воли и разума народа, сконцентрированный в нем национальный и общечеловеческий опыт служит процветанию нашего общества.
Конституция Республики Узбекистан состоит из шести разделов, 26 глав, включающих в себя 128 статей.
Первый раздел называется «Основные принципы», в нем изложены положения, связанные с государственным суверенитетом, народовластием, верховенством Конституции и закона, принципами внешней политики.
Во втором разделе нашли отражение основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Третий раздел посвящен отношениям общества и личности.
В четвертом разделе отображены положения относительно административно-территориального и государственного устройства.
Пятый раздел посвящен организации государственной власти.
Шестой раздел определяет порядок изменения Конституции.
Народ является единственным источником государственной власти. От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Президент республики и Олий Мажлис.
Государственные органы, должностные лица подчиняются воле народа, служат ему и ответственны перед обществом, гражданами.
Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Узбекистан является полно-правным субъектом международных отношений. Его внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств.
Все граждане имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества.
Каждый имеет право на собственность, основу экономики общества составляет собственность в ее различных формах. Частная собственность неприкосновенна и защищается государством.
Общественные объединения, политические партии через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти.
Глава 14 Конституции посвящена вопросам семьи. Семья является основной ячейкой общества и находится под защитой общества и государства.
В главе 15 возведены в ранг нормы вопросы свободы средств массовой информации, их деятельности в соответствии с законом, ответственности в установленном порядке за достоверность информации, недопущения цензуры.
В главе 17 на уровне закона определен статус Республики Каракалпакстан.
В главе 18 отмечено, что высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис, осуществляющий законодательную власть.
Глава 19 вобрала в себя статьи 89-97, в которых закреплен статус института Президента Республики Узбекистан.
В последующих главах изложены нормы относительно организации деятельности Кабинета Министров, основ местной государственной власти, судебной власти, избирательной системы, прокуратуры, финансов и кредита, обороны и безопасности, возведенные до степени воли народа.
Признание нами приоритета международного права дало нашему молодому независимому государству возможность стать равноправным членом самых авторитетных международных организаций. Если наш народ посредством демократических ценностей и передовых идей, изложенных в Конституции, познает цивилизованный мир, то весь мир через наш Основной Закон познает менталитет и достоинства нашего народа. В настоящее время Узбекистан является полноправным членом Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Установлены прочные отношения с Соединенными Штатами Америки, Германией, Францией, Японией, Италией, Бельгией, Великобританией, Южной Кореей и рядом других стран.
Сотрудничество с развитыми странами открывает широкий путь для овладения современными технологиями, привлечения инвестиций в нашу экономику.
Непосредственно под руководством Президента Ислама Каримова разработана глубоко продуманная программа, направленная на всестороннее развитие страны. Выбранный нами путь национального развития основан на Конституции и он верен. Это подтверждает сама жизнь. Как отмечается в книге главы нашего государства «Узбекистан — собственная модель перехода на рыночные отношения», пять основных принципов являются стержнем программы реформирования государственного строительства и экономики Узбекистана.
Реформы, осуществленные на основе пяти основных принципов перехода к рыночным отношениям, позднее получившие в мире название «узбекская модель», в настоящее время дают свои весомые результаты. В республике достигнута зерновая, топливно-энергетическая независимость. Ускоренно развиваются машиностроение, автомобилестроение, дорожное строительство, химическая, легкая промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли. Сооружены новые телекоммуникационные объекты, благоустроены города и кишлаки, построены десятки, сотни новых современных предприятий. Самое важное, земля, собственность находят своего хозяина. Все более увеличивается доля владельцев частной собственности в нашей экономике.
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на девятой сессии Олий Мажлиса в своем докладе «Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане» отметил, что «наша важнейшая задача сегодня — поднять на качественно новый уровень реформы по демократизации и модернизации нашей страны, нашего общества, сохранив при этом их преемственность и последовательность, их транспарентность и предсказуемость».
Глава нашего государства ясно и четко определил приоритетные программные направления в деле достижения этих целей. Это сохранение, защита, укрепление независимости; обеспечение безопасности, стабильности, целостности наших территорий, мира и спокойствия; дальнейшее углубление рыночных реформ, создание сильной рыночной инфраструктуры; обеспечение прав человека, свободы слова и прессы, гласности, внедрение в жизнь демократических принципов; либерализация общества, усиление роли политических партий, негосударственных организаций; последовательное продолжение реформ, начатых в судебно-правовой сфере; непрерывное проведение действий, направленных на развитие человеческого фактора, политики сильной социальной защиты, повышение духовности, просвещения, формирование личности; реформы в Вооруженных Силах.
Последовательно продолжаются уверенные шаги на пути к намеченным в Конституции целям.
Несомненно, нынешнее и будущие поколения высоко оценят создателей Основного Закона.
Конституция нашей страны воплотила в себе все основные положения Всемирной декларации прав человека. Среди правоведов самых крупных развитых государств и международных организаций признана полностью соответствующей критериям демократического конституционного законодательства.
Чрезвычайно важным качеством Конституции нашего государства является то, что все ее положения, весь ее внутренний потенциал направлены на построение правового государства и гражданского общества. Ее принятие способствовало созданию новых государственных учреждений, составляющих законодательную власть, соответствующую традициям современного парламентаризма, исполнительную и судебную власти. Это — Олий Мажлис, Конституционный суд, Кабинет Министров, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека и Институт мониторинга действующего законодательства, новые местные органы самоуправления -хокимияты, органы самоуправления граждан и другие.
В 46-й статье Конституции закреплено, что женщины и мужчины имеют равные права. Как многократно отмечал Президент нашей страны, почитание матери, уважение к женщине являются показателем культурного уровня и духовного облика общества.
Безграничное уважение к матерям, женщинам, любовь к детям, проявление милосердия по отношению к сиротам, забота об укреплении семьи, воспитании ребенка и борьба за здоровое поколение — все эти качества присущи нашему народу.
Как сказано в «Кабуснамэ», являющейся жемчужиной восточной нравственности, никто не должен ради своей выгоды причинять вред другим. Именно эта мысль отражена в 20-й статье нашего Основного Закона следующим образом: «Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества».
Статьи в главе 13 Конституции направлены на упорядочение правового состояния общественных объединений. В ее
56-й статье определено, что общественными объединениями признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке. Вместе с тем у нас запрещается создание общественных объединений, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, пропагандирующих войну, национальную и религиозную рознь.
В настоящее время, когда действия террористических организаций несут угрозу всему миру, несложно каждому из нас понять, насколько дальновидно разработаны эти положения нашей Конституции, от какой угрозы и опасности они нас предостерегают.
Во всем мире еще более усилилась борьба за завоевание сознания и мировоззрения человека. Огромная жизненная истина заложена в мыслях Президента нашей страны о том, что в настоящее время самая большая опасность — это беспрерывно продолжающаяся идеологическая борьба за завоевание сознания людей. Теперь многое решает борьба не на ядерных полигонах, а на идеологических.
Сегодня некоторые центры, провозглашающие в своих лозунгах идеи терроризма, религиозного экстремизма, фундаментализма, национализм и местничество, посредством различных идеологических средств пытаются расширить круг своего влияния, угрожают миру и прогрессу, правам и свободам человека, национальному, религиозному согласию.
В 12-й статье нашей Конституции определено: «В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений», а в 61-й статье: «Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений».
Сторонники подрывных идей стремятся в корыстных целях использовать данные конституционные положения, вместо демократического общества установить религиозную власть, различными внешне привлекательными, но пустыми призывами пытаются сбить с пути людей, в частности, молодежь.
Против таких подрывных сил и идей мы противопоставляем идеи национальной независимости, против невежества -просвещение. Актуальной задачей нынешнего дня остается доведение до сознания молодежи сути и значения таких понятий, как процветание Родины, мир в стране, благосостояние народа, социальное партнерство, межнациональное согласие, религиозная толерантность.
Уважаемые друзья!
27 января нынешнего года в нашей стране был проведен референдум Республики Узбекистан.
Известно, что в статье 9 нашей Конституции закреплено, что «наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок проведения референдума определяется законом».
На референдум было вынесено два вопроса. Первый — об организации двухпалатного парламента страны, и второй — изменение конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний.
Оба эти вопроса непосредственно самим народом были решены позитивно.
В 1 пункте статьи 93 Конституции Республики Узбекистан определено, что Президент Республики Узбекистан выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов.
С этой точки зрения, позитивное решение поставленных на референдум вопросов служит сохранению и укреплению политической стабильности, становится основой для успешного проведения экономических реформ, а также создает возможности для направления всех наших сил и потенциала на путь созидания и обновления во благо интересов народа.
Таким образом, Конституция Узбекистана как Основной Закон нашей жизни обеспечивает укрепление национальной государственности, является щитом во имя защиты жизненных интересов граждан, правовым гарантом нашей мирной и спокойной жизни и труда.