Домой » Ноябрь » ВОСТРЕБОВАН ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

ВОСТРЕБОВАН ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Думаю, большинству читателей имя Паоло Фрейра ничего не говорит. Незнакомо оно было и многим участникам тренинга по правам человека для учителей, проведенного в Ташкенте. Организаторами его выступили Канадский фонд прав человека, Клуб любителей прав человека Узбекистана и Бухарский гуманитарно-правовой центр.
Многие ученые сегодня считают Паоло Фрейра одним из наиболее влиятельных теоретиков нашего времени — он жил в 1922 — 1997 годах, а его подход называют освободительным. Бразильский методист, который исследовал проблемы грамотности среди сельской бедноты, говорил: «Причина нашего существования не в том, чтобы быть объектами, а в том, чтобы быть субъектами, влиять на этот мир и преображать его». Он считал, что для того, чтобы научить человека оказывать влияние на мир, между учащимися и учителями должны быть особые отношения: «Человеку возвращается право на свое мнение, право давать определение миру».
И, естественно, что коль скоро речь шла об обучении правам человека и умении применять эти знания на практике, а такова была цель проведения тренинга, педагогический подход Паоло Фрейра стоило изучить. Конечно, вопрос не шел о его копировании, имелось в виду привитие навыков применения прав человека на практике. Целью семинара было обучить этому педагогов восьмых — девятых классов.
Участники тренинга изучали международные стандарты и национальное законодательство по правам человека, права ребенка и механизм их защиты, проблему создания в школе благоприятной атмосферы и связь ее с правами человека, национальные механизмы защиты прав человека и практику применения полученных знаний. Причем достижение этих целей обеспечивалось на занятиях нетрадиционной методикой, предусматривающей активное участие и взаимодействие самих обучаемых. Проходили они в виде диспутов и ролевых игр.
Участники тренинга исследовали так называемые «вечные вопросы» человечества, анализировали нравственные ситуации, искали критерии справедливости, потому что права человека корнями уходят именно в справедливость.
Во время дискуссий «Почему нужно обучать правам человека в школе?» и «Гражданская активность и защита прав человека» обсудили, кто ответствен за создание в учебном заведении благоприятной атмосферы и какова сегодня роль школьного учителя. На конкретных примерах анализировались отношениия между учениками, учителями и учениками, учителями и директором, учителями и родителями. Искали решения в таких типичных ситуациях: будут ли ученики слушать учителя, если они не понимают его указаний. Каковы отношения между учителями и органами народного образования, опасаются ли родители, что жалобы на педагогов осложнят положение их детей в школе, привлечены ли дети к управлению школой. В ходе тренинга выполнялись практические упражнения по основам предупреждения конфликтов, были созданы разработки уроков по правам человека.
Директор Канадского фонда по странам СНГ Холчак Рия рассказала, что предложенная программа распространена в разных регионах Узбекистана, поэтому были приглашенные на тренинг со всех областей. Учителя дополнили ее положением о том, что воспитывать активность необходимо не только в школе, это и задача семьи, махаллинских комитетов.
Задача сегодняшней образовательной системы — не передача готовых знаний, а выработка у слушателей умения самостоятельно добывать их. И задача тех, кто обучался на семинаре, — своего рода тренеров по правам человека — передать приобретенные знания детям. И тоже в интересной, доходчивой форме. Дело это трудное, конечно, легче самому прочитать лекцию, чем подготовить к активной работе весь класс. Но семинар-тренинг научил организовывать и игровые упражнения, и серьезные, хорошо спланированные обсуждения проблем прав человека. Так что теперь дело за тем, как приобретенные знания проявятся в школах.
Николай Беляев.