Домой » Декабрь » ЗАКОН Республики Узбекистан О государственной статистике

ЗАКОН Республики Узбекистан О государственной статистике

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации государственной статистики, определяет полномочия органов государственной статистики и создает нормативную основу для ведения единой системы статистической информации.
Статья 2. Законодательство о государственной статистике
Законодательство о государственной статистике состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о государственной статистике, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные задачи государственной статистики
Основными задачами государственной статистики являются:
сбор, обработка, накопление, хранение, обобщение, анализ и публикация статистической информации о социально-экономических явлениях, процессах и их результатах;
обеспечение единой статистической методологии, соответствующей международным стандартам;
обеспечение государственных органов и органов самоуправления граждан, юридических лиц, государственных учреждений и международных организаций, а также общественности статистической информацией в установленном порядке;
ведение системы экономико-статистических классификаторов, необходимых для организации статистических работ и Единого государственного регистра предприятий и организаций.
Статья 4. Основные принципы государственной статистики
Основными принципами государственной статистики являются:
достоверность, объективность, беспристрастность;
актуальность, сопоставимость и стабильность;
доступность, прозрачность и открытость;
создание системы организации статистических работ, исключающей всякое вмешательство в порядок сбора, обработки и обобщения статистической отчетности.
Статья 5. Органы государственной статистики
Органами государственной статистики являются уполномоченный орган государственной статистики и его органы в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, районах и городах. Руководитель уполномоченного органа государственной статистики назначается Президентом Республики Узбекистан сроком на три года.
Органы государственной статистики независимы в выборе источников данных, статистических методов, содержания, формы, времени и распространения статистических данных. Не допускается вмешательство в деятельность органов государственной статистики государственных органов и органов государственной власти на местах.
Финансирование и материально-техническое обеспечение органов государственной статистики осуществляются за счет средств Государственного бюджета в соответствии с Программой государственных статистических работ. Оплата статистических работ, не включенных в Программу государственных статистических работ, осуществляется заказчиком на договорной основе.
Отдельные подразделения органов государственной статистики могут осуществлять свою деятельность на договорной основе.
Статья 6. Права органов государственной статистики
Органы государственной статистики в пределах своих полномочий имеют право:
осуществлять координацию и функциональное регулирование в области государственной статистики;
утверждать программы государственных статистических наблюдений, проводимых органами государственной статистики и другими государственными органами, и согласовывать формы статистических наблюдений ведомственного характера;
запрашивать и получать от финансовых, таможенных, налоговых органов, банков, других ведомств и служб, юридических лиц и их представительств и филиалов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и использовать в статистических целях государственную статистическую отчетность, данные ведомственного учета и иные, необходимые для проведения государственных статистических работ, данные (на любой стадии их разработки), а также разъяснения, прилагаемые к ним;
проверять на предприятиях, в учреждениях и организациях достоверность статистических данных, в случае выявления нарушений давать указания об их устранении и вносить соответствующие исправления в статистические данные;
проводить экспертизу полноты и объективности получаемых статистических данных;
принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для исполнения государственными органами, юридическими лицами, их представительствами и филиалами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, представляющими статистические данные;
применять к лицам, нарушающим порядок представления государственной статистической отчетности, штрафные санкции в соответствии с законом;
получать у органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные, необходимые для ведения Единого государственного регистра предприятий и организаций;
оказывать на договорных условиях статистические, аналитические, информационные, издательские и иные услуги вне Программы государственных статистических работ в порядке, установленном законодательством;
заключать соглашения о сотрудничестве с органами статистики других государств и международными статистическими организациями;
создавать функциональные подразделения для выполнения отдельных задач.
Органы государственной статистики могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Статья 7. Обязанности органов государственной статистики
Органы государственной статистики обязаны:
обеспечивать соблюдение принципов государственной статистики и единство статистической методологии, соответствующей международным стандартам;
обеспечивать выполнение Программы государственных статистических работ;
организовывать государственные статистические наблюдения за ходом выполнения государственных программ социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслей и секторов экономики;
организовывать и обеспечивать сбор государственной статистической отчетности, статистические обследования домашних хозяйств, проведение переписей, одноразовых учетов, опросов, выборочных монографических и иных обследований;
обеспечивать в установленном порядке статистическими данными и аналитической информацией органы государственной власти и управления;
обеспечивать публикацию и представление сводных статистических данных юридическим и физическим лицам по их запросу на договорной основе;
обеспечивать конфиденциальность индивидуальных статистических данных, соблюдение государственных секретов и коммерческой тайны юридических лиц, обезличение данных о физических лицах;
обеспечивать совместимость информационной системы государственной статистики и ее взаимодействие с другими государственными информационными системами в едином информационном пространстве Республики Узбекистан;
проводить международные и межрегиональные статистические сопоставления;
вести Единый государственный регистр предприятий и организаций и систему классификаций, необходимых для государственной статистики.
Органы государственной статистики могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 8. Статистический совет
Статистический совет является коллегиальным совещательным органом по проблемам развития, функционирования и координации государственной статистики при уполномоченном органе государственной статистики.
Статистический совет может назначать экспертные комиссии для рассмотрения отдельных вопросов государственной статистики. На заседания Статистического совета и экспертных комиссий могут приглашаться эксперты и заслушиваться представители министерств, государственных комитетов и ведомств по вопросам государственной статистики.
Состав Статистического совета утверждается Президентом Республики Узбекистан.
Статья 9. Взаимодействие органов государственной статистики с другими государственными органами и юридическими лицами
Органы государственной статистики выполняют статистические работы во взаимодействии с другими государственными органами и юридическими лицами, которые обязаны оказывать содействие органам государственной статистики в выполнении Программы государственных статистических работ.
Органы государственной статистики в порядке, установленном законодательством, допускают выполнение отдельных действий, относящихся к их полномочиям, другими государственными органами и юридическими лицами.
Другие государственные органы и юридические лица проводят общегосударственные статистические наблюдения в соответствии с Программой государственных статистических работ, а также ведомственные статистические наблюдения по формам, согласованным с уполномоченным органом государственной статистики.
Данные ведомственных статистических наблюдений представляются уполномоченному органу государственной статистики по его запросу.
Статья 10. Программа государственных статистических работ
Программой государственных статистических работ является документ, содержащий адресные задания на подготовку статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах, происходящих в стране, и объемы финансирования статистических работ.
На основе изучения спроса потребителей статистических данных уполномоченным органом государственной статистики разрабатывается многолетняя Программа государственных статистических работ, которая определяет перспективные цели и направления государственной статистики.
В целях выполнения многолетней Программы государственных статистических работ уполномоченным органом государственной статистики разрабатывается годовая программа государственных статистических работ с определением сроков их выполнения, периодичности и форм государственных статистических наблюдений.
Программа государственных статистических работ утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 11. Государственные статистические наблюдения
Государственными статистическими наблюдениями являются систематический сбор статистических данных о явлениях и процессах, происходящих в экономике и обществе, проводимые как на основе первичных учетных документов, так и путем непосредственных наблюдений.
Программы государственных статистических наблюдений, утверждаемые уполномоченным органом государственной статистики, являются обязательными для государственных органов и органов самоуправления граждан, юридических лиц, их структурных подразделений, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, представляющих статистические сведения.
Органы государственной статистики для проведения государственных статистических наблюдений могут привлекать юридических и физических лиц на договорной основе.
Государственные статистические наблюдения могут быть общегосударственными и ведомственными (отраслевыми).
При проведении государственных статистических наблюдений юридические лица обязаны обеспечить доступ к первичным документам, а в необходимых случаях — к служебным помещениям и земельным участкам в соответствии с законодательством.
Ведение похозяйственного учета в населенных пунктах является одним из видов государственных статистических наблюдений и осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 12. Единый государственный регистр предприятий и организаций
Органы государственной статистики осуществляют ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций, а также статистических регистров объектов статистических наблюдений, которые обеспечивают учет накапливаемых в них сведений и идентификацию показателей.
Единый государственный регистр предприятий и организаций является автоматизированной системой, содержащей периодически обновляемые данные информационно-справочного характера, и обеспечивает государственный учет и идентификацию предприятий и организаций на основе единой системы классификаций.
Государственные органы и их подведомственные организации, которые создают и ведут регистры и информационные базы данных о юридических лицах, на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации Единого государственного регистра предприятий и организаций.
Статья 13. Представление статистических данных
Финансовые, таможенные, налоговые органы, банки и другие ведомства и службы, а также юридические лица, их представительства и филиалы, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, представляют в органы государственной статистики государственную статистическую отчетность, данные ведомственного учета и иные, необходимые для проведения государственных статистических работ, данные (на любой стадии их разработки), а также разъяснения, прилагаемые к ним на безвозмездной основе.
Статистические данные должны быть достоверными и представляться в установленных объемах, в сроки и по формам в соответствии с программами государственных статистических наблюдений.
Основанием для заполнения статистических документов (учета статистических показателей) служат установленные законодательством нормы, регулирующие бухгалтерский учет, финансовую и иную отчетность.
Статья 14. Использование статистических данных
Статистические данные используются в государственных и научных целях, для информирования общественности, обеспечения прав, свобод и законных интересов пользователей.
Первичные статистические данные, полученные органами государственной статистики от юридических лиц, их представительств и филиалов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, используются исключительно в статистических целях при подготовке сводных статистических показателей и публикуются в сводном и обезличенном виде.
Статистические данные, содержащие государственные секреты и коммерческую тайну, представляются в порядке, установленном законодательством.
Статья 15. Разрешение споров
Споры в области государственной статистики разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства о государственной статистике
Лица, виновные в искажении государственной статистической отчетности, сокрытии статистических данных и других нарушениях законодательства о государственной статистике, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законом.
Президент
Республики Узбекистан
И.Каримов.
Гор.Ташкент,
12 декабря 2002 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан
О введении в действие Закона Республики Узбекистан
«О государственной статистике»
Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Ввести в действие Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике» со дня опубликования.
2. Правительству Республики Узбекистан (У.Султанов) привести свои решения в соответствие с Законом Республики Узбекистан «О государственной статистике», обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами их нормативных актов, противоречащих указанному Закону.
3. Признать утратившими силу:
Закон Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года «О государственной статистике» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 9, ст.327);
Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О государственной статистике» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 9, ст.328);
пункт 6 раздела I Закона Республики Узбекистан от
1 мая 1998 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст.102);
раздел VIII Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст.153);
пункт 7 раздела I Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 года «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст.23).
Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Э.Халилов.
Гор.Ташкент,
12 декабря 2002 г.