МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком внедрения новейшей техники и технологий, освоения современных методов управления качеством производства продукции и оказания услуг, достижения соответствия международным требованиям и стандартам. Эта тенденция существенно усилена в связи с принятием правительством решений о широком развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий. Утверждены и действуют программы, новые центры, функциональные службы, осуществляются многие практические мероприятия. И все эти потоки инициатив и реальных дел неизбежно приобретают свойства «взвешенных и проверенных, обмеренных и посчитанных» для того, чтобы соответствовать современным потребительским нормам, производственно-техническим параметрам. То есть с тем, что и выполняет метрологическая служба. Особое значение имеет она на предприятиях сферы связи и информатизации, где не только совершаются сложные, не завершающиеся на одном предприятии процессы, но и предоставляются услуги населению и народному хозяйству. Почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, передача данных, подключение к Интернету…
О проведенной работе в этой службе наша беседа в Узбекском агентстве связи и информатизации. В ней приняли участие заместитель генерального директора Агзам Избасаров и главный метролог отдела лицензирования, сертификации и стандартизации Валерий Дворин.
— В соответствии с недавними решениями правительства метрологическая служба в Узбекистане реорганизуется. Очевидно, это касается и органов связи. В чем это выражается? Не могли бы вы на конкретных примерах показать, где в органах связи применение метрологических правил обязательно и гарантирует качество услуг?
Агзам Фахриддинович Избасаров: Мы поддерживаем меры по реорганизации «Узстандарта» и все, что касается нашей отрасли выполним. В частности, будет приведена в соответствие с новыми положениями структура отраслевых органов метрологии, четко будут очерчены их полномочия.
Сегодня метрологическая деятельность направлена на обеспечение в сфере связи и информатизации высокого качества и надежности приема и передачи информации. Внедряются современные средства измерений, проводятся их испытания, поверка и калибровка, разрабатываются методики измерений. Проводимая техническая политика содействует защите прав и законных интересов потребителей услуг связи.
На предприятиях связи и информатизации работа направлена в первую очередь на обеспечение единства измерений, это является неотъемлемой составляющей частью в перечне требований по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
В свою очередь это необходимое условие для обеспечения достоверности измерений и испытаний продукции и услуг, а также точности при осуществлении взаиморасчетов между потребителем и поставщиком той или иной продукции или услуги.
К чему может привести отсутствие достоверности измерений? На предприятиях, предоставляющих услуги телекоммуникаций (международная и междугородная связь, связь внутри города, района, кишлака), это могут быть сбои в работе аппаратуры, неоправданные сроки выполнения ремонтных и восстановительных работ, ошибки при начислении стоимости телефонных переговоров… Неправильная работа весов на предприятиях почтовой связи, при отправлении посылок, бандеролей, ценных писем также может привести к ошибкам при взаиморасчетах с клиентом.
На телевидении и радиовещании с помощью измерительной техники поддерживается качество передач, определяются помехи, а иногда и предотвращаются случаи отключения каналов трансляции радио- и телепередач.
В последние годы в республике идет широкое строительство объектов с применением новой техники, новейших технологий. Переход к цифровым системам передачи, внедрение новых технологий и появление новых видов услуг приводит к тому, что сложность систем телекоммуникаций повышается. Этот процесс связан с увеличением пропускной способности систем передачи, внедрением в современные телекоммуникации принципов распределенной обработки информации.
Возникает необходимость контроля и настройки работы интеллектуальных систем, какими являются сети телекоммуникаций. Именно метрология обеспечивает решение данной задачи. Инструментом метрологии является измерительная техника, т.е. различные средства измерений, комплексы и приборы. Их роль исключительно высока — настройка и оптимизация сетей связи, поиск неисправностей, разрешение конфликтных ситуаций — все имеет значение.
Валерий Маркович Дворин: Решение проблемы качества услуг, выполняемых почтой и телекоммуникациями, должно обеспечиваться не только на конечных этапах предоставления услуги, но и по всему производственному циклу оказываемой услуги в любом интервале времени.
Такие задачи могут быть реализованы лишь при условии системного подхода к процессам воздействия на все технологические этапы предоставления услуг, это достигается разработкой и внедрением систем качества (СК) на базе МС серии ИСО-9000. Введение в стандарты систем качества истинных значений показателей качества продукции и услуги не может быть выполнено без достоверных измерений, т.е. без метрологии.
А. И.: Сфера связи и информатизации — одна из первых в республике приступила к выполнению работ по созданию систем качества на базе международных стандартов серии ИСО-9000 в области услуг почты и телекоммуникаций. Третий год ведется разработка СК на основе МС серии ИСО-9000. Определены базовые организации, где внедряются системы качества. Их две: областное предприятие «Тошкент почтаси» — филиал компании «Узбекистон почтаси» и филиал акционерной компании «Узбектелеком» — столичное предприятие «Тошкент шахар телефон тармоги».
По мере разработки и внедрения СК на базовых предприятиях будет принято решение о возможности тиражирования и на другие предприятия сферы.
В. Д.: В практической деятельности при разработке и внедрении стандартов систем качества мы, к сожалению, сталкиваемся с проблемами отсутствия каких-либо методических пособий, стандартов, учитывающих специфику и особенности производства продукции и услуг в республике. По сути, каждое предприятие вынуждено разрабатывать систему качества по своему усмотрению, базируясь только на аутентичный перевод зарубежных стандартов. Мы считаем, что давно назрело время агентству «Узстандарт» разработать комплекс методических рекомендаций межотраслевого характера по разработке систем качества на основе МС серии ИСО-9000.
— Как бы вы сформировали задачи, которые сегодня стоят перед метрологией отрасли?
А. И.: Прежде всего это разработка нормативных документов и рекомендаций отрасли по метрологии в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и их гармонизация с требованиями международных стандартов. У нас в стране действуют законы «О метрологии», «О стандартизации», «О сертификации» — они являются прочной правовой базой для решения вопросов повышения достоверности результатов испытаний и контроля за качеством. В сфере связи действуют законы «О связи», «О телекоммуникациях», «О почтовой связи», «О радиочастотном спектре», ряд важных решений правительства. Отсюда вытекают и задачи для отрасли — создание, развитие и функционирование на всех предприятиях отрасли метрологических служб; развитие нормативной базы; подготовка рекомендаций и программ по оснащению (переоснащению) предприятий современными средствами измерений (СИ); закупка их и создание лабораторий, сервисных центров по ремонту и поверке средств измерений во всех областных центрах республики.
Сегодня в отрасли функционируют четыре аккредитованные метрологические лаборатории: при Ташкентской телеграфно-телефонной станции; территориальном производственном объединении; предприятии радиосвязи, радиовещания и телевидения и недавно аттестованная лаборатория при Центре научно-технических и маркетинговых исследований. Первые три лаборатории аккредитованы на право ремонта и поверки средств измерений для внутренних нужд предприятия, а метрологическая лаборатория Центра научно-исследовательских и маркетинговых исследований является отраслевой и имеет право проводить ремонтные работы и поверку средств измерений для предприятий связи большинства областей республики.
Все это позволило Узстандарту делегировать часть функций метрологического контроля в сфере телекоммуникаций отраслевой лаборатории.
Определенную помощь оказывает технический комитет, созданный совместно Узстандартом и УзАСИ. Сегодня ни один документ отраслевого значения не утверждается и не вводится в действие без предварительного рассмотрения технического комитета.
Будем и дальше работать над расширением сети метрологических лабораторий и сервисных центров в отрасли.
В. Д.: В структуру метрологической службы отрасли входят наряду с метрологическими лабораториями и назначенные на предприятиях ответственные лица за метрологическое обеспечение.
Сегодня они имеются на всех предприятиях сферы связи и информатизации. Как правило, эти функции возлагаются на главного инженера предприятия. На ряде предприятий созданы метрологические службы, отделы, в настоящее время завершается создание метрологических служб в АК «Узбектелеком» и АК «Узбекистон почтаси».
В сфере связи и информатизации функционирует базовая метрологическая служба, созданная в июле 1997 года, она разрабатывает нормативные документы и оказывает методическую и практическую помощь предприятиям по вопросам метрологического обеспечения. В отделе лицензирования, сертификации и стандартизации Агентства связи и информатизации введена должность главного метролога, в функции которого входит координирование деятельности БМС и метрологических служб отрасли.
— Есть ли приоритетные задачи, которыми заняты специалисты отрасли? И как сегодня служба метрологии отрасли справляется со своими задачами?
А. И.: В качестве первоочередных выдвигаются задачи оснащения и переоснащения средствами измерений предприятий связи. При выборе потенциальных поставщиков мы придерживаемся принципа проведения работы с крупными компаниями, являющимися общепризнанными мировыми лидерами в производстве средств измерений. В этом плане определен ряд компаний, и это прежде всего «Asterna» и «Hewlett Packard» (США). Наша стратегическая цель не расширять номенклатуру используемых на сети средств измерений от многочисленных производителей.
Постоянно работая с небольшим количеством производителей средств измерений, мы облегчаем процедуры их метрологической аттестации, поверки и ремонта. Кроме того, мы вправе просить компании о создании проверки: специального сервисного центра по ремонту их и проверке.
Серьезное внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров и специалистов.
В настоящее время существенно обновляется кафедра измерений в Ташкентском университете информационных технологий, создаются учебные пособия по стандартизации, метрологии и сертификации.
Узбекское агентство связи и информатизации совместно с Узстандартом ежегодно проводят научные и научно-практические семинары по метрологии.
Широко используется форма повышения квалификации специалистов через Научно-исследовательский институт стандартизации, метрологии и сертификации.
Основное требование ко всем метрологическим лабораториям — это качественный ремонт и поверка рабочих средств измерений. Отраслевая метрологическая лаборатория, оснащенная современными техническими средствами стоимостью до 1 миллиона долларов США, проверяет до 70 видов технических средств измерений различных назначений.
В. Д.: Из 11 тысяч средств измерений, использующихся в сфере связи и информатизации, около семи тысяч единиц находится в эксплуатации на предприятиях АК «Узбектелеком». Почти 3000, в основном механические и электронные весы, эксплуатируются на предприятиях почты, около 500 эксплуатируются в сфере радиовещания и телевидения.
В последние годы приобрели по импорту, по контрактам с инофирмами 463 единицы средств измерений.
Сеть телекоммуникаций в основном обеспечена достаточным количеством средств измерений. Но они были сами закуплены в 80-х годах прошлого столетия и морально устарели. Лишь около семи процентов средств измерений отвечают современным требованиям. На предприятиях радиосвязи и телевидения около 30 процентов средств измерений нуждаются в ремонте.
На сети почтовой связи сегодня эксплуатируется 11 процентов электронных весов, остальное оборудование — механические весы со сроком службы 15-20 и более лет.
А. И.: Поэтому одной из главных, я бы сказал, стратегических задач, стоящих перед предприятиями сферы, — это обновление парка средств измерений.
Решение задачи обновления рассчитано на длительный период, но уже в настоящее время при поставках технических средств телекоммуникаций, оборудования радиосвязи и телевидения в их комплект входят средства измерений.
Анатолий Кудинов.

ВРЕМЯ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ
Республиканский семинар-совещание, посвященный вопросам совершенствования системы стандартизации, метрологии и сертификации продукции и услуг состоялось в агентстве «Узстандарт».
Качество является важнейшим фактором развития отечественной экономики, ее интеграции в мировой рынок. Это рост жизненного уровня населения и всестороннее укрепление его безопасности, а также большое наполнение местного рынка собственными товарами. Качество продукции во многом зависит от правильно проведенного испытания и грамотного подхода при разработке нормативных документов, оснащенности испытательных лабораторий современным оборудованием. Это отметил в своем выступлении генеральный директор агентства «Узстандарт» Рахимберды Буриев.
Выступивший на семенаре начальник управления технической политики в области подтверждения соответствия «Узстандарта» Г.Климушин подчеркнул, что уровень существующих нормативных документов не соответствует мировым нормам. А иногда при их разработке занижались требуемые показатели, учитывая, что необходимого качества все равно не будет достигнуто. С целью исправления допущенных ошибок он предложил в первую очередь ужесточить требования при аккредитации органов по сертификации. Пересмотреть нормативную документацию на продукцию, которая сертифицируется и привести ее к требованиям международных стандартов.
Докладчики, выступившие на семинаре, поднимали вопросы о необходимости переоснащения испытательных лабораторий новыми средствами измерений, обеспечения инспекционного контроля не только за органами сертификации, но и за самой сертифицированной продукцией.
В работе семинара приняли участие руководители органов по сертификации, представители министерств и ведомств, управления стандартизации и метрологии, республиканского Центра испытаний и сертификации.
Джамиля Аипова.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

22 года ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

22 года ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

22 года ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

22 года ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

22 года ago

ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ ГАРАНТИРОВАН

Вряд ли кто станет оспаривать,что именно точный диагноз, поставленный пациенту, в решающей степени определяет необходимый…

22 года ago