ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА

«Главная наша стратегическая цель остается неизменной — это строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества».
И. А. Каримов.
Возрастающее значение таких основополагающих ценностей, как свобода личности, демократия, гуманизм, вызывает повышенный интерес к исследованию проблем формирования гражданского общества. Ведь именно оно, гражданское общество, в идеале олицетворяет собой общество свободных граждан, обладающих реальными широкими гражданскими и политическими правами, а государство создает им все условия для достижения своих экономических, политических и социокультурных целей. Вот почему гражданское общество рассматривается как идеальная модель будущего человечества, как наивысшая стадия и наиболее совершенная форма человеческой общности. С этой точки зрения, очевидно, будет правильным оценивать социально-экономические, политические и духовные перемены, происходящие в Узбекистане, взяв в качестве основных критериев компоненты гражданского общества, как это сделано в книге академика
М. Шарифходжаева «Формирование открытого гражданского общества в Узбекистане». В ней, в частности, утверждается, что формирование гражданского общества не только олицетворяет собой всю глубину современных реформ в нашей республике, но и характеризует их потенциальные перспективы на первые десятилетия XXI века. Вступая в новое столетие, Узбекистан взял на себя ответственность идти по тому направлению общественного прогресса, который современными мыслителями и политиками понимается как гражданское общество.
Автор прослеживает возникновение теории гражданского общества, взгляды великих мыслителей Запада и Востока об идеальном городе, мудром государе, справедливой налоговой системе, гуманизации отношений в государстве. Как известно, понятие «гражданское общество» было введено Аристотелем, который называл им сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства. Но в то же время он предостерегал: «Закон должен властвовать над всем». Наиболее активное продолжение его идеи получили в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка,
Ш. Монтескье, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Гегеля и др. Однако сам термин стал широко употребляться лишь с конца XVIII века. Вместе с тем в юридической сфере появилось и такое близкое по значению понятие, как «правовое государство». Автор справедливо отмечает тесную взаимосвязь гражданского общества и правового государства: «Гражданское общество практически невозможно отделить от государства, трудно провести и линию их различий». Причем, по его мнению, «принцип саморазвития, органически дополняемый государственным регулированием, — вот главный критерий, по которому следует оценивать наше продвижение к стратегической цели».
Принципиально важным является подход ученого к определению сущности будущего гражданского общества в Узбекистане. Базовой основой для этого послужили идеи и разработки Президента И. А. Каримова о шести приоритетах построения гражданского общества: 1) либерализация политической и экономической жизни, государственного и общественного строительства; 2) дальнейшее духовное обновление общества; 3) подготовка современных высококвалифицированных кадров; 4) достижение устойчивого и поступательного роста материального благосостояния народа, усиление социальной защиты населения; 5) структурные преобразования в экономике и развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; 6) обеспечение стабильности, мира, межнационального и гражданского согласия в обществе. Таким образом, формирование гражданского общества связывается с выполнением конкретных общественных задач, а реальное выполнение этих задач определяет уровень подготовленности государственной и общественной системы к саморазвитию, самопреобразованию и восприимчивости к новым ценностям, когда интересы личности, гражданина находятся в центре социальной политики государства.
Одним из ценных достоинств книги является то, что М. Шарифходжаев как крупный ученый-экономист раскрывает внутренние механизмы воздействия рыночной экономики на формирование гражданского общества. По его мнению, содержание экономических основ гражданского общества может быть раскрыто через следующие рыночные принципы:
Первый — свобода выбора видов и форм деятельности. Без такой свободы нет ни демократии, ни гражданского общества. Однако и экономическая свобода должна быть ограничена рамками закона. Без общественных ограничений такая свобода может превратиться в анархию, станет насилием над другими.
Второй — равноправие всех форм собственности.
Третий — независимость хозяйствования. В гражданском обществе деятельность хозяйствующих субъектов зависит только от их финансового состояния.
Четвертый — функционирование рыночного хозяйства в гражданском обществе базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Благодаря такой конкуренции удовлетворение интересов и потребностей граждан находится в центре внимания товаропроизводителей. Таким образом принципы рыночной экономики и частная собственность служат формированию основ гражданского общества.
Краеугольным камнем, как известно, является вопрос о месте власти в государстве и в обществе. С этой точки зрения в книге рассматриваются реформы власти, государственного устройства, имевшие место в различные периоды в США, Германии, Швеции, Англии и других странах. По мнению автора, только демократическое правовое государство, где осуществляется разделение трех ветвей власти и создаются реальные механизмы защиты прав и свобод граждан, может стать источником и гарантом формирования гражданского общества, когда личность с ее правами имеет приоритет в обществе. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих возможностей, обеспечиваются плюрализм мнений, личные права и свободы.
В книге содержится важный вывод о том, что формирование гражданского общества предполагает сближение национального и международного права. И таким образом функционирование гражданского общества непосредственно обретает глобальные признаки.
М. Шарифходжаев тщательно анализирует теорию открытого общества К. Поппера и Дж. Сороса и делает вывод о том, что гражданское общество по своей сути должно быть открытым, особенно для прогрессивных изменений и никогда незаканчивающегося процесса совершенствования и саморазвития.
Содержательная основа формирования гражданского общества в Узбекистане включает в себя как многовековой опыт развития узбекской государственности, так и эффективные, но не имманентные нам западные формы социальной практики. Стоит упомянуть, что первые мысли, созвучные с некоторыми понятиями гражданского общества, можно встретить в созданной почти три тысячи лет назад «Авесте». В трудах мыслителей Востока Фараби, Беруни, Ибн Сино, Ходжиба, Джами, Мухаммада Шарифа Бухари, Низомул-мулка, Алишера Навои выдвигались идеи равенства, братства, гуманизма… Актуальные и ныне, они могут послужить для разработки узбекской модели открытого гражданского общества.
Автор показывает, как советский тоталитарный режим организовывал массовые аресты инакомыслящих, пресекая малейшие проявления свободомыслия. Формально провозглашались гражданские права, в действительности все обставлялось так, что ими пользовались исключительно в интересах господствующей власти.
Наиболее уродливые формы принял тоталитаризм в Узбекистане в 80-е годы, в период, когда разыгрывалось так называемое «узбекское дело». Тысячи людей были арестованы. Некоторые, не выдержав ложных обвинений и насилия, заканчивали жизнь самоубийством. Только после обретения независимости 2,5 тысячи человек были реабилитированы. Негативно оценивалось все, что касалось вопросов частной собственности, экономической самостоятельности граждан, а ведь это основы гражданского открытого общества.
За годы независимости Узбекистану пришлось преодолевать многочисленные диспропорции, образовавшиеся в советский период. Причем следует особо подчеркнуть,что реформы в республике осуществлялись путем последовательного предоставления широких гарантий экономической свободы гражданам и хозяйствующим субъектам. Государство в интересах всего народа инициировало процесс реформ, определяет стратегию развития рыночных отношений, вырабатывает и организует выполнение политики коренных преобразований. По мнению М. Шарифходжаева, все это в определенной мере сдерживало формирование гражданского общества, однако позволяло сохранять и накапливать материальные предпосылки этого процесса.
В чем же особенности ныне формируемого узбекского гражданского общества? Во-первых, в реформировании общества, на первых этапах которого главная роль принадлежит государству. В развитии самоуправления граждан и органов местной власти. В создании всех необходимых условий для перехода «от сильного государства — к сильному гражданскому обществу». В духовном возрождении народа, развитии национальных культур и общечеловеческих ценностей. В либерализации общественной и политической жизни.
Анализируя отличительные особенности узбекской модели реформ, ученый приходит к выводу, что без либерализации всех сторон общественной и политической жизни формирование гражданского общества невозможно. И особенно важны меры по либерализации экономической практики, поскольку именно эта сфера прежде всего связана с ограничением регулирующей роли государства, расширением экономических свобод, укреплением роли и права собственника. Наличие большого числа собственников, как показывает опыт развитых стран, служит гарантом стабильности, благополучия и заинтересованного участия граждан в общественном и государственном управлении.
Раскрывая значение формирования основ гражданского общества, академик
М. Шарифходжаев обращается к личности основателя Узбекского суверенного государства, первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.
Идеями формирования гражданского общества пронизаны многие труды И. Каримова. Но особенно глубоко это проявилось в сформулированных им пяти принципах узбекской модели реформ, шести приоритетных направлениях стратегического развития Узбекистана конца XX — начала XXI столетия.
Не будет преувеличением, пишет ученый, если мы скажем, что именно он, Ислам Каримов, является автором концепции формирования гражданского общества в Узбекистане. На IV сесии Олий Мажлиса первого созыва он, в частности, отмечал: «Когда мы говорим об углублении реформ, о продвижении по пути демократических преобразований, когда мы говорим об утверждении в нашей жизни подлинных демократических ценностей, мы прежде всего имеем в виду переход на основы гражданского общества, о всемерном расширении институтов гражданского самоуправления. В этом главная суть, главная логика всех наших реформ». А впоследствии на VI сессии Олий Мажлиса первого созыва дал развернутую характеристику гражданского общества: «Сегодня с позиций достигнутого, ставя перед собой задачи углубления демократических, политических реформ, мы должны исходить из необходимости достижения конечной цели — построения гражданского общества. То есть создание такого государственного и общественного устройства, когда сильная центральная власть концентрировала бы свои усилия на главных общенациональных функциях, к которым можно отнести оборону, государственную безопасность и безопасность граждан, правопорядок, внешнюю политику, формирование валютно-финансовой, налоговых систем, принятие законов и другие стратегические задачи развития общества. А решение остальных вопросов постепенно должно передаваться из центра на места, от органов государственной власти к общественным организациям и органам самоуправления граждан».
Идея либерализации политической и экономической жизни страны в политической философии Президента И.Каримова занимает особое место. Она направлена на совершенствование системы государственного управления, углубление структурных реформ в законодательной, исполнительной и судебной власти, создание в 2004 году профессионального двухпалатного парламента, дальнейшее развитие самоуправления и социально-правовой активности граждан. Это, по сути дела, совершенно новый этап на пути формирования открытого гражданского общества, национального развития.
Нарзулла Шодиев.
Доктор филологических наук, профессор.
Виктор Алимасов.
Доктор философских наук.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

21 год ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

21 год ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

21 год ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

21 год ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

21 год ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

21 год ago