«БУДДИЗМ НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ»

— таково условное название документального видеофильма, снимаемого в рамках программы работ Центра исследований Великого шелкового пути концерна «Узавтойул».
В ходе сбора материалов для кинокартины, включающих съемки музейных экспонатов и археологических памятников, связанных с буддизмом, корреспонденты ИА «Жахон» побеседовали с ведущими специалистами в этой области научных исследований
Известно, что территория Узбекистана, находившегося в «сердце» Великого шелкового пути, на перекрестке караванных троп этой трансконтинентальной торговой магистрали древности, связывавшей государства Востока и Запада, стала около 20 веков назад ретранслятором буддизма в страны Центральной и Восточной Азии.
Буддизм — одна из старейших мировых религий, возникшая около 25 веков назад на основе религиозно-философских учений Индии. Определенное воздействие на его формирование, вероятно, оказали философско-этические концепции таких памятников литературы, как Веды и Авеста (конфессиональный канон зороастрийцев-огнепоклонников), имеющие еще более древние корни.
Основная идея буддизма заключается в утверждении, что «жизнь — есть страдание» и «существует путь к спасению», не противопоставляет буддизм другим религиям. Это, бесспорно, содействовало его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными культурами и верованиями, а также накоплению колоссальной потенциальной силы для его самоутверждения, в том числе и в других странах и регионах.
Основатель буддизма — Будда («Просветленный») — реальная историческая личность — принц Сиддхартха Гаутама, прожил 80 лет, половину из которых он странствовал, проповедуя свое учение. При его жизни были созданы первые монашеские общины буддистов — сангхи.
Начало становлению буддизма как мировой религии было положено при знаменитом индийском царе Ашоке (268-231 гг.до н.э.), собравшем в 253 г. до н.э. в городе Паталипутре III буддийский собор, где приняли решение послать миссионеров за пределы Индостана — в другие царства — для пропаганды этого вероучения. Примечательно, что с этой целью на камнях высекались тексты проповедей, обнаруженные даже на территории Афганистана, которая тогда входила, как и земли Узбекистана, в державу Селевкидов, а затем — с середины III в.до н.э. — в Греко-Бактрийское царство.
По мнению некоторых ученых, возможно, уже в то время, или во II-I вв. до н.э. буддизм проникает в государственные образования, располагавшиеся на территории Узбекистана и других стран Средней Азии. Около двух тысяч лет назад буддизм широко распространяется в пределах Кушанской империи, включавшей, наряду с вышеуказанными, афганские и североиндийские земли, став при царе Канишке (первая пол. II в.н.э.) государственной религией. Несмотря на это, он мирно сосуществовал с династийным культом Кушан и древними местными верованиями зороастрийского, авестийского и маздеистского, а также имевшими здесь место вероучениями египетско-римского, эллинского и бактрийско-индийского круга.
Выдающуюся роль в продвижении буддизма на Восток сыграл Шелковый путь и наши предки — согдийские и бактрийские проповедники и купцы — благодаря которым в I в н.э. это учение проникает в Китай, в IV в. — в Корею, в VI в. — в Японию.
Документальным подтверждением таких контактов служат не только античные и раннесредневековые китайские письменные источники, но и археологические памятники, обнаруженные в Узбекистане, в частности, в Ферганской долине и Сурхандарьинской области, где, кстати, находятся десять наиболее крупных из двадцати, выявленных в Средней Азии буддистских сооружений. Большинство буддийских строений, скульптур и настенных росписей обнаружено в округе Термеза и в 120 км к северу от него — на городище Дальверзинтепа.

— На городище Дальверзинтепа — одной из столиц Кушанской империи, обнаружено два буддийских памятника, — рассказывает заведующий отделом Узбекистанской искусствоведческой экспедиции Института искусствознания Академии художеств Узбекистана, член-корреспондент Берлинского института археологии, начальник узбекско-японской экспедиции, кандидат исторических наук Баходыр Тургунов. — Это загородное святилище с гипсовой скульптурой (головы «принца», дэватов-небожителей, монахов и одорантов-дароносителей) первых веков н.э. и в центре городища — частично раскопанный «храмовый» двор (2-х или 3-частного сооружения), стены которого были украшены глиняными и глино-гипсовыми скульптурами Будды, бодхисаттв (санскрит. «существо, стремящееся к просветлению»). Величественные полуобнаженные торсы последних украшены ожерельями, на руках — браслеты, в ушах — серьги, нижние половины фигур окутаны драпирующейся тканью, ноги в нарядных сандалиях с рельефными накладками. Они достигают почти трехметровой высоты. Поблизости находились небольшие фигуры буддистов-мирян: воин в шлеме, юноша в тюрбане, женщины, закутанной в драпирующуюся ткань, усатого мужчины-одоранта (?) и других персонажей.
Кстати, ввиду большого объема земляных работ, границы этого грандиозного внутригородского буддийского строения до сих пор не удалось определить, так же, как не раскопано большинство его помещений, в том числе и культового назначения, которые традиционно украшались скульптурой и настенными росписями. Так что они еще ждут своих исследователей и спонсоров раскопок.
Следует отметить, что начало исследованиям буддийских памятников Сурхандарьи было положено в 30-х годах XX века. Тогда, в урочище Айртам, находившемся в 10 км к востоку от Термеза, на правом берегу Амударьи, экспедицией, руководимой основателем среднеазиатской школы археологии, профессором М.Е.Массоном, начались раскопки древнего поселения. Здесь находились два буддийских комплекса кушанского времени (I-II вв. н.э.). В одном из них, располагавшемся на холме, окруженном стеной, обнаружены руины монастырского строения, святилище, прямоугольный постамент — вероятно, от ступы (поминальной башни, увенчанной полусферой, украшенной каменными полусферическими «зонтиками», содержащей в своем «чреве» реликварий с буддийскими святынями), а также каменные капители с высокохудожественными рельефными изображениями полуфигур музыкантов (лютнистки, арфистки, барабанщицы и т.п. — символика изображения небесных звуков) и гирляндоносцев на фоне пышной аканфовой листвы. Наряду с этим здесь же в 1979 году была найдена часть каменного двухфигурного рельефа с выбитой на его постаменте шестистрочной бактрийской надписью, выполненной греческим алфавитом и повествующей о проведении строительных и восстановительных работах в пришедшем в упадок буддийском комплексе, названном в честь кушанского правителя Канишки, по распоряжению его преемника Хувишки.
Эти выдающиеся открытия археологов Узбекистана позволили не только открыть новые страницы нашей родной истории, но и вписать золотыми буквами сведения о шедеврах нашего национального культурного наследия в сокровищницу мировой цивилизации.
Сергей Cавчук-Курбанов.
Гайрат Шукуров.
ИА «Жахон».

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

22 года ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

22 года ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

22 года ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

22 года ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

22 года ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

22 года ago