Целью визита в Словению было участие в конференции «Агитация за Рамочную конвенцию по контролю над табаком». На мероприятие, организованное Институтом имени Швейцера, сетевыми программами Института «Открытое гражданское общество» (фонд Сороса), прибыли свыше 70 участников из стран СНГ, Восточной Европы, Великобритании, Канады, США.
Рамочная конвенция по контролю над табаком (РККТ) призывает все страны всесторонне контролировать ситуацию с помощью положений национального законодательства каждой из стран. Такие государства, как Польша, Словения существенно продвинулись в этом непростом деле. Поэтому местом проведения конференции стала одна из этих стран.
Курить или не курить? Такой вопрос не стоял перед участниками международной встречи. Все были некурящими. Вот почему слова, прозвучавшие с трибуны или в кулуарах, в беседах или на прогулках по маленькому городку Блэд вдоль небольшого озера, расценивались вполне искренне, так как они не расходились с делом.
Хотя и был один российский журналист, который все же имел эту пагубную привычку — покуривать. Но согласно правилам игры, он не мог себе позволить опуститься ниже принципа: уважай интересы и приоритеты общества. В присутствии участников он не курил. В обойму своей команды попал в последний момент, и по этой причине подбирать некурящего было поздно.
Для себя же я отметила следующее. Здесь наглядно сработал механизм осуждения, неприятия образа жизни, связанного с табаком. Значит, выявился еще один механизм борьбы — осуждение окружающих людей, даже если они представлены небольшим сообществом.
Среди свыше двадцати докладчиков и организаторов конференции много было людей, имеющих ученые степени, возглавляющих ответственные структуры Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), влиятельные организации в своих странах. Не останавливаясь на конкретных лицах, попытаюсь передать ключевые моменты основных выступлений.
Во всем мире ежегодно четыре миллиона человек умирают в результате болезней, вызванных табаком. На нынешний момент таких заболеваний насчитывается свыше 25. По исследованиям ученых, газ, который выходит вместе с дымом и скапливается в помещении, влияет на человека хуже, чем газ из выхлопной трубы автомобиля.
За 2001 год, по данным ВОЗ, на Западе курящие мужчины составили 34 процента населения, а женщины — 25 процентов. Общая цифра курящих составила чуть менее 60 процентов. В странах Востока картина более удручающая. Пристрастных к табаку мужчин 47 процентов, женщин — 20 процентов. Значит 67 процентов населения отравляют свою и жизнь других. Отрицательная тенденция наблюдается среди молодых людей.
Как подчеркивалось на конференции, тактика табакопроизводителей предусматривает использование самых мощных, изощренных рычагов воздействия на окружающих. Сюда входят реклама, PR — пиар — паблик релейшн (связь с общественностью), различные акции, благотворительные взносы. К примеру, проведение автомобильных гонок «Формула — 1» спонсируется табачной индустрией в лице Бритиш Американ Тобако, Филипп Моррис, Вэст. Успех, популярность спортивных соревнований подспудно привлекает к табачным фирмам рядового зрителя-потребителя. Ряды курильщиков пополняются. Отсюда растет успех, прибыль компаний. И тогда без всякого вопрошающего оттенка прозвучит утвердительное: «Дело — табак!» Вот почему специалистами выдвигаются особые требования к табакопроизводителям, в том числе и по части рекламы.
И если кто-то в этом видит ущемление прав, приведу не менее существенный аргумент. Возможность работать, отдыхать без табачного дыма — это в немалой степени тоже отстаивание своих прав, когда они всячески попираются. На конференции были представлены цифры, доводы, которые напрочь отметали уверения производителей табака в том, что, якобы, из-за запрета курения в публичных местах — ресторанах, барах и прочих — доход хозяев упадет. Таблички «не курить» появились, а прибыль не уменьшилась.
На кого же нацелена инициатива табачной промышленности? На молодежь! Ведь она — потенциальное пополнение в ряды курильщиков. Не верьте, когда проводятся целевые программы для детей, молодежи в содружестве с министерством здравоохранения, различными государственными и негосударственными организациями. Маркетинг их работает неустанно. Сначала компании привлекают своими приемами, по типу молодежных акций, концертов, тем самым «пускают дым в глаза». А затем недалеко то время, когда этот дым уже хозяйствует в легких подростков. Ведь суть их мероприятий в чем: опять же понравиться своей «широкой душой», поразить своими финансовыми возможностями, в том числе и госструктуры. Словом, жизнь — ничто, имидж с сигаретой в зубах — это все.
Психологи утверждают, что природный максимализм, желание поступать вопреки правилам больше всего проявляется в подростковом возрасте. Отсюда можно сделать вывод: если хочешь, чтобы именно так поступил ребенок, то просто ему категорически запрети это делать. Согласна, не все дети — экстремалы. И многие не пойдут на такой рискованный шаг, чтобы в юном возрасте подружиться с сигаретой. Но уповать на это особо не стоит.
К категории ограничений можно отнести предупреждения на сигаретах: «Вредно для беременных». Значит, если таковой ты не являешься, бери и закуривай. Это те образы — обманки, которые воздействуют на психику, поведение человека. Или вот еще такие перлы, выведенные на пачках сигарет, — «слабые», «мягкие», «высшего качества». Не надо, друзья, обольщаться! О какой мягкости, каком качестве можно судить, если, по сути, все это дым и одна токсичность! И, тем более, курящие люди травят не только себя, но и делают пассивными курильщиками окружающих.
Вопросы налогообложения, торговли и контрабанды смогли дать расшифровку скрытым, а, по сути, истинным мотивам действий табачных индустрий. Промышленность не заинтересована в повышении налога. Если все же это происходит, то изыскиваются каналы, по которым можно получить прибыль, минуя отчисления в государственную казну. Исследования показали, что одна из четырех сигарет в мире продается незаконным путем. Потеря в суммарном бюджете составляет 25-30 млрд долларов. Контрабандный товар пытаются протащить даже в такие совершенные по налогообложению государства, как Великобритания, Канада. В Азии очень высок показатель контрабанды табачных изделий. Интригующими прозвучали следующие факты. Сын Саддама Хусейна имеет прибыль от незаконной продажи… американских сигарет. После этого лишь остается развести руками. В такие «игры», по заверениям экспертов, нередко вовлечены влиятельные люди.
Представленные исследования, сравнительные характеристики, цифры не касались нашей страны. То ли такого рода работы не проводятся в Узбекистане, то ли материалы по ряду причин никак не смогли стать достоянием гласности. В этой связи интерес вызвали выступления участников из стран СНГ. Так, Георгий Бакхтуридзе — руководитель организации, давно и успешно борющейся с табакокурением в Грузии, дал общее положение в стране. Я думаю, можно сделать определенные параллели с нашими странами. Курящие составляют 37 процентов от всего населения. Одну четвертую часть умерших от воздействия табака составляли пассивные курильщики. По Указу Министерства здравоохранения Грузии сигареты должны содержать количество никотина, смол в определенных пределах. (А как в этом вопросе обстоят дела у нас, в Узбекистане?) В стране существует государственная программа «Здоровый образ жизни», основным компонентом которого является борьба с табакокурением. Самыми примечательными, дававшими ответ многим скептикам выкладками были следующие. Процитирую. «Один курящий в Грузии гражданин на приобретение сигарет в год в среднем тратит 160 долларов США, что составляет 272 млн в той же валюте на всю курящую часть населения. В бюджет страны от налогов должно входить примерно 90 млн. Фактический показатель внесенных в казну налогов составляет 18 млн (20 процентов). Остальные деньги являются долей теневой экономики на основе контрабанды и коррупции…
В целом государство на заболевания от воздействия табака тратит 18 млн долларов США. Получается столько же, сколько платит налогов табачная индустрия. Так в чем выгода для государства наличия такого налогоплательщика? Ведь никакими деньгами не восполнить потерю тысячи жизней.
Отсюда вывод: те, кто ратует за пополнение бюджета за счет табачных изделий и думает, что на этих налогах отчасти держится казна, глубоко заблуждаются. Теряем-то мы намного больше. Значит, борьба против табака должна быть приоритетом государственной политики.
Эту мысль в своем выступлении продолжил координатор организации «За свободную от табачного дыма Украину», Константин Красовский. На трибуну он вышел в особой майке, на которой были крупно написаны слова «Не курить! Зона работы легких!» В своем выступлении он указал на огромную роль достоверной информации, которая распространяется в том числе и через СМИ. Привел пример плодотворной работы государства, ННО, СМИ в пропаганде здорового образа жизни. Так в 60-х годах прошлого столетия в Канаде 50 процентов населения курило, на нынешний момент таких людей осталось 25 процентов.
Итогом работы конференции стал документ, в котором учтены все предложения, наработки по улучшению РККТ. Какие выводы сделала узбекистанская команда? Ввиду того, что наша страна в рамках столь глобальной проблемы не могла выступить на равных с другими, на наш взгляд, назрела необходимость в создании в республике координационного совета по борьбе с табакокурением. В его работе должны найти отражение аналитические исследования, мониторинг ситуации с привлечением как государственных, так и неправительственных структур. Не мешало бы в свете новых положений иначе взглянуть на деятельность табачной индустрии в стране. Это к тому, чтобы не оказался этот лакомый кусочек именно тем сыром, который находится в мышеловке.
Муяссар Максудова.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…