Им, по мнению Всемирного банка, в переходных экономиках выступают новые предприятия
В докладе, озаглавленном «Переход к рыночной экономике: первые десять лет» отмечается, что предприятия с числом занятых не более 50 человек превратились в основной источник новых рабочих мест в странах Центральной Европы и Балтии. Что же касается других государств СНГ, где объем производства в 2000 году составлял примерно две трети от уровня 1990 года, на малых и средних предприятиях было занято менее одной пятой части всех работников, сообщается в докладе.
Развитие малого и среднего бизнеса, или, иными словами, создание «страховочной сетки» и составляет первую часть задачи для правительств переходных экономик. Но следует ли при этом откладывать болезненный процесс ликвидации и реструктуризации старых и неэффективных предприятий? Не следует, убеждены авторы доклада, пока последним позволено существовать в условиях «мягких бюджетных ограничений» (например, получать кредиты и иностранную валюту на льготных условиях). Защита государственных предприятий и сельских коллективных хозяйств посредством банков в ряде стран приводит к увеличению безнадежных долгов в банковской системе. Эти долги мешают развитию банковского кредита для вновь создаваемых, малых или не обладающих сильными политическими связями предприятий.
Сокращение препятствий к выходу на рынок новых предприятий — стратегия «поощрения» должно поэтому сопровождаться ужесточением бюджетных ограничений без каких-либо льгот для предприятий любого типа. По утверждению содиректора группы соавторов доклада Прадипа Митры, «предприятия обоих типов действуют во взаимосвязи друг с другом. Если допустить неравенство условий, при которых ресурсы будут закачиваться в старые предприятия, то это не оставит достаточно места в экономике для новых. В то же время отсутствие энергично развивающегося частного сектора ограничивает возможности старых производств и затрудняет процесс сокращения их масштабов».
Авторы доклада предостерегают от ловушек на пути реформ. На первых этапах реформирования, например, от либерализации и приватизации выигрывают обычно те, кто унаследовал от прежней командно-административной системы контроль над государственной собственностью. Они могут перейти в оппозицию последующим реформам, если те угрожают подорвать их первоначальные завоевания и загнать экономику в ловушку балансирования в условиях незавершенности реформ. Под такими реформами имеются в виду, в частности, дальнейшая либерализация торговли, меры по облегчению выхода на рынок новых отечественных и иностранных конкурентов.
В докладе важное место занимает вопрос, как выбираться из подобных ловушек.
Материалы подготовила
Вера Рудакова.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…