За последние годы энергоемкость внутреннего валового продукта в стране увеличилась и сейчас в 2-2,5 раза превышает аналогичный показатель передовых развитых стран.
В свою очередь наметившийся рост газификации за последние несколько лет потребовал наращивания объемов добычи природного газа, дополнительных капиталовложений, что привело к увеличению его стоимости, и теперь топливно-энергетический комплекс может стать сдерживающим фактором развития экономики. В связи с этим энергосбережение становится у нас одним из важнейших факторов экономического и социального развития.
В условиях Узбекистана каждый процент экономии топлива и энергии может дать 0,4 и 0,5 процента прироста национального дохода. Размер капиталовложений в энергосбережение единицы топлива и энергии более чем в два раза меньше тех затрат, что требуется на прирост их добычи и производства в таком же количестве.
В настоящее время республика испытывает дефицит природного газа для бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, недостает газа и для развития частного предпринимательства, малого бизнеса. Причина одна — неплатежи! Практически не в состоянии оплатить высокие потери энергоносителей ни одна сфера экономики.
Выход один — энергоэффективная экономика.
Решение заседания Кабинета Министров от 14 февраля 2002 года по итогам работы за 2001 год ставит задачу именно в этом аспекте разработать и реализовать в стране программу ресурсосбережения. На заседании об этих задачах глубоко и подробно говорил в своем выступлении Президент страны И. Каримов.
Остроту проблеме придает высокая задолженность за энергоресурсы и постоянный рост цен на них. Кроме того, в газоснабжении это положение в основном обусловлено морально устаревшими 2-ступенчатыми системами газоснабжения и неэффективными котлами отопления в коммунальной сфере. По-моему, рецепт разрешения этих ситуаций только один — заниматься любой проблемой вовремя.
Сегодня необходимо развивать инновационные направления и в газоснабжении населения, и в жилищно-коммунальном хозяйстве, которые должны носить энергосберегающий характер.
За рубежом давно вкладывают деньги в реконструкцию энергосистем и в учет потребления энергоресурсов. Возврат подобного кредита происходит из выигрыша от уменьшения потерь энергии и газа.
Новое тысячелетие — это время, когда основная конкуренция будет развиваться не в производстве товаров и услуг, а в производстве инноваций, собственно в производстве нововведений.
В связи с этим в Республике Каракалпакстан приняты меры для повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, внедрению малозатратных, высокоэффективных энергосберегающих проектов.
Для решения проблем дефицита газа на основе энергоаудита разработана программа «Газосбережение» на основе использования эффективных технических средств и технологий, что позволило определить пути и обеспечить внедрение новых экономических методов потребления газа в быту и коммунальной сфере. Тем самым в республике созданы элементы инфраструктуры, основанной на внедрении инновационных технологий. Значит, сделано главное: проблема энергоснабжения сдвинута с «нулевой» точки, осуществлен переход от теоретических оценок к практической реализации.
В настоящее время рабочие чертежи газовых котлов нового поколения и новые схемы отопления многоэтажных зданий переданы в ташкентское НПП «Истал» для оснащения горелками каталитического сжигания газа и автоматикой терморегулирования, что позволит в будущем, к примеру, не только решить проблемы газосбережения частных теплиц, но и обеспечить их углекислотным удобрением.
Наш опыт, основанный на внедрении инновационных технологий и нововведений в энергосбережение, позволяет сделать ряд предложений. В 2001 году в стране была предпринята попытка разработки программы энергосбережения, но логического завершения она не получила по единственной причине: она не была начата с самого низкого — районного уровня, где остались без внимания главные газозатратные системы: частный и комбытсектор, где упускаются большие возможности для высвобождения значительных объемов газа.
Кроме того, энергосбережение — это не узкоотраслевая задача. И она не решится без серьезного партнерства, без государственной и законодательной поддержки. Роль государства здесь должна заключаться в создании и поддержке инфраструктуры инноваций во всех отраслях экономики и на всех уровнях власти.
Для выполнения этих организационных функций назрела необходимость создания в стране государственных органов «Агентства энергосбережения» на республиканском и областном уровнях.
При этом функции этой республиканской структуры должны быть достаточно широки: разработка нормативно-правовой базы энергосбережения, перспективы развития топливно-энергетического комплекса, внедрение энергосберегающих технологий в отраслях экономики, местный и зарубежный опыт осуществления мероприятий по энергосбережению. Здесь особо следует сказать о тарифах. Нынче цены на товары и услуги следуют за изменением цен в топливно-энергетическом комплексе, что приводит к несбалансированности экономики и вызывает рост инфляции. Осложняется эта ситуация тем, что изменения цен, к примеру, по природному газу проводились не единожды в течение года и, естественно, никаким образом не могли быть учтены бюджетами всех уровней.
Создание Агентства энергосбережения позволит делегировать ему функции единого тарифного органа и тем самым обеспечить единую государственную политику в области ценообразования и государственного регулирования тарифов.
Функции областных агентств энергосбережения должны заключаться в разработке программ ресурсосбережения, подготовке инвестиционных проектов по энергосбережению в районных образованиях, хода их реализации, консолидировании денежных средств на энергосберегающие технологии.
Вместе с тем для выполнения программы ресурсосбережения необходимо заложить основы на всех уровнях бюджетной системы от местного до республиканского, предусматривая денежные средства при формировании бюджетов отдельной строкой «мероприятия по энергосбережению». Наш опыт показывает, что при реализации проектов по энергосбережению по бюджетным потребителям расходы средств из бюджета окупаются с лихвой за отопительный сезон, так как огромная часть резервов энергосбережения находится именно в бюджетной сфере деятельности. Другой немаловажный момент — внедрение энергосберегающих технологий — это не только технология и финансы, но во многом и проблема сознания людей.
В связи с этим необходимо довести идеи энергосбережения до каждого жителя, осуществляя целенаправленную политику популяризации энергосбережения. В этих условиях встает вопрос издания в стране журнала под названием «Энергосбережение в Республике Узбекистан». Это издание обеспечит информационно-пропагандистскую деятельность, будет способствовать обобщению и распространению в стране передового опыта энергосбережения.
Словом, энергосбережение для народного хозяйства Узбекистана является не только потенциальной возможностью, но и острой необходимостью, так как оно должно обеспечить социально ориентированное развитие страны и достойный уровень жизни нашего населения.
Д. Калимбетов.
Главный инженер
ДП «Каракалпакгазтаъминот».
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…