«ташгорпасстрансу» — 10 лет
В эти первые летние дни труженики предприятия столичного пассажирского транспорта отмечают юбилей. Созданная по указу Президента страны ассоциация «Ташгорпасстранс» объединила ранее самостоятельные ташкентские трамвайно-троллейбусное производственное правление, городское объединение пассажирского транспорта и метрополитен. Причем перед ассоциацией были поставлены задачи обеспечить бесперебойную работу всех видов пассажирского транспорта и коренного улучшения качества и культуры обслуживания пассажиров, а также координации деятельности автомобильного, наземного и подземного электрического транспорта, вести единую политику в отрасли, содействовать реконструкции и техническому перевооружению ее предприятий.
Какие изменения произошли за минувшие десять лет, «Правда Востока» попросила рассказать заместителя председателя правления ассоциации «Ташгорпасстранс» Обиджона Олимовича Кучкарова.
— Ежедневно в утренний час «пик» выходят 1140 автобусов и 26 микроавтобусов, 177 трамваев и 170 троллейбусов, на метрополитене работают 47 составов поездов. Кроме того, в течение суток в городе задействовано более 700 легковых таксомоторов, в их числе 472 — на арендном подряде. Всеми видами транспорта ежедневно перевозится 2,5 млн пассажиров.
Протяженность маршрутной сети составляет сегодня по автотранспорту 2300 км, трамвайных линий — 192 км, троллейбусных — 274 км, метрополитена — более 36 км.
Если за пять месяцев минувшего года в ассоциации было получено дохода в сумме 8,7 млрд сумов, то за тот же период нынешнего — 13,4 млрд сумов. За тот же период перевезено более чем на 300 млн пассажиров больше. Это небывалый объем в сравнении с 1992 годом.
Особое место в городском пассажирском транспорте занимают автобусы. Их роль и значение в единой городской транспортной сети возрастают с каждым годом. Сегодня на линии трудятся автобусы «Мерседес-Бенц», ДЭУ, ЛАЗ и отечественного производства «СамКочавто» марки «УзОтайул». Скоро парк будет пополнен 300 автобусами новой модификации «Мерседес-Бенц 0345».
Парк трамваев — это вагоны «Татра», КТМ и РВЗ, который в скором времени тоже будет пополнен новыми трамваями «Татра-Т3М». Троллейбусные депо, эксплуатирующие «Шкоды» и ЗИУ, в перспективе будут обновлены троллейбусами новой модификации «Шкода-14 ТР». Парк легковых такси обновляется автомобилями отечественного производства «Нексия», «Тико» и «Матиз».
За последние годы в госассоциации «Ташпасстранс» созданы предприятия (центры) по сервисному обслуживанию и ремонту германских автобусов «Мерседес-Бенц», чешских трамваев «Татра», корейских машин ДЭУ и автобусов «Отайул». Создание центров сервисного обслуживания позволяет содержать дорогостоящие автобусы на высоком техническом уровне.
Особое внимание в отрасли отводится совершенствованию системы управления. С сентября 1996 года осуществлен переход на двухзвенную систему управления. Это дало возможность более тесного регулирования и управления предприятиями.
Ныне из 46 предприятий ассоциации 28 имеют негосударственную форму собственности, из них 25 — открытые акционерные общества, а три — с ограниченной ответственностью. Учитывая специфику городского пассажирского автотранспорта, при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества доля государства сохранена на уровне 90 процентов.
В целях углубления рыночных преобразований на транспорте для упорядочения работы различных видов перевозчиков и проведения тендеров хокимиятом города создана ассоциация частных перевозчиков, одним из учредителей которой стала и наша ассоциация. Уже оформлены договоры на 1200 автомобилей по 103 маршрутам.
Капитальный ремонт подвижного состава осуществляют специализированные промышленные предприятия ГА «Ташгорпасстранс». Это акционерное общество «АРЗ-2», по ремонту автобусов и АО «Ремэлтранс», СП «Тролза-авиаз» — по ремонту трамваев и троллейбусов.
С целью уменьшения завоза запасных частей, узлов и агрегатов из стран СНГ за валюту увеличиваются выпуск и освоение новых товарных запчастей к автобусам, автомобилям, трамваям и троллейбусам в указанных предприятиях. Сегодня промышленными, малыми и дочерними предприятиями, а также метрополитеном освоен выпуск 954 наименований запасных частей. Большая работа проводится по выпуску и ремонту арматуры контактной сети, запущено в эксплуатацию литейное производство. Заводами освоено изготовление комплектующих для автобусов ДЭУ и запасных частей для «мерседесов», а также выпуск товаров народного потребления. В 2000 году введено в эксплуатацию электродепо по капитальному ремонту вагонов метро, выпуску запасных частей к ним. Здесь же организована лаборатория по изготовлению серебросодержащих напаек электрических контактов для вагонов метро, трамваев и троллейбусов.
Постановлением Кабинета Министров республики предусмотрено ежегодно целевым назначением выделять нашей ассоциации финансовые средства на строительство Ташкентского метрополитена, трамвайно-троллейбусных линий, техническое перевооружение и реконструкцию объектов производственного и социального назначения. В результате за минувшие десять лет строительными подразделениями ассоциации построено и реконструировано более 115 км троллейбусных линий, почти 23 км трамвайных, 19 тяговых подстанций, 115 диспетчерских пунктов и павильонов, 3 заправочные автостанции и т.д. В 2001 году закончено строительство и введена в эксплуатацию первая очередь Юнусабадской линии метро с шестью станциями протяженностью 7,5 км. Ныне продолжается строительство этой линии. Завершено возведение первого этапа малой кольцевой дороги с троллейбусной линией от Северного воказала до улицы Иргашева протяженностью 6,8 км и продолжается строительство второго этапа этой дороги до пересечения улиц У. Насырова — Фархадская.
За эти годы для работы на предприятиях отрасли подготовлены более 3400 водителей автобусов, 2400 — водителей трамваев, почти 2,5 тысячи — водителей троллейбусов. Ассоциация ежегодно направляет на учебу своих перспективных специалистов в Академию государственного и общественного строительства. Ныне на предприятиях госассоциации трудятся более 16 тысяч человек 45 национальностей, из них почти пять тысяч женщин.
Для детей тружеников ассоциации открыты три детских оздоровительных лагеря («Автомобильчи», «Трамвайчи», имени Стрельцова), для взрослых — зона отдыха «Сырдарья» и пансионат для семейного отдыха. Работает медико-санитарная часть, задействованы 9 общежитий и 4 жилых дома.
Медико-санитарной частью систематически проводятся лечение и диспансеризация сотрудников. Только за прошлый год диспансерное обследование прошли 42,3 тысячи человек, причем в дневном стационаре — 2,5 тысячи.
В связи с провозглашением 2002 года Годом защиты интересов старшего поколения ассоциация и горком профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства разработали совместные мероприятия по реализации намеченной программы.
Дальнейшее повышение уровня транспортного обслуживания населения, создание комфортабельных транспортных услуг, обеспечение безопасности пассажирских перевозок и развитие равноправных отношений на рынке городского пассажирского транспорта требуют решения новых задач, которые определены Комплексной программой реформирования и развития системы пассажирского транспорта Ташкента в 2000 — 2005 годах. В ней предусмотрено совершенствование инфраструктуры и внедрение научно-технического прогресса в управление движением различных видов городского пассажирского транспорта, модернизация существующих систем диспетчеризации, развитие материально-технической базы транспорта, предусматривающее обновление подвижного состава, оснащение предприятия новым техническим оборудованием, укрепление кадрового потенциала и совершенствование взаимоотношений перевозчиков различных форм собственности и т.д.
Мы уверены, что все эти меры послужат значительному улучшению всей работы пассажирского транспорта столицы, обеспечат высокую культуру обслуживания пассажиров.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…