ОБ ИТОГАХ РЕФЕРЕНДУМА И ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 1. Основные задачи Закона
Настоящий Закон определяет основные новые положения и изменения действующего законодательства, исходящие из результатов всенародного голосования 27 января 2002 года, проведенного в соответствии с Законом «О референдуме Республики Узбекистан» и принявшего решения по двум принципиальным вопросам — об образовании двухпалатного парламента и изменении конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний, а также подтвердившего курс на дальнейшее углубление демократических и рыночных реформ.
Настоящий Закон является основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в статьи Конституции, а также действующее законодательство Республики Узбекистан.
Статья 2. Основные принципы совершенствования законодательства по углублению демократических реформ и формированию гражданского общества
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, провозгласившей целевой задачей строительство правового, открытого демократического государства с рыночной экономикой и формирование гражданского общества, а также исходя из воли народа, выраженной на референдуме, основными принципами, положенными в основу работы по совершенствованию законодательства, являются:
обеспечение верховенства закона, баланса между законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, реальной независимости каждой из них;
обеспечение гарантий прав и свобод человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права;
последовательная либерализация всех сторон политической жизни, государственного и общественного строительства;
обеспечение гарантий и условий для дальнейшего укрепления и развития негосударственных некоммерческих, общественных организаций и других демократических институтов гражданского общества;
всемерное укрепление органов самоуправления граждан и постепенная передача отдельных полномочий от центральных органов государственной власти органам управления на местах, формирование и усиление механизма общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти, в том числе силовых структур.
Статья 3. Сроки проведения выборов в Республике Узбекистан
Выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря.
При совпадении срока выборов Президента Республики Узбекистан и в представительные органы государственной власти срок полномочий представительных органов государственной власти продлевается на один год.
Статья 4. Олий Мажлис Республики Узбекистан
Олий Мажлис Республики Узбекистан, являясь высшим государственным представительным органом Республики Узбекистан, осуществляющим законодательную власть, состоит из двух палат — Законодательной палаты (нижняя палата) Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Сената (верхняя палата) Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — соответственно Законодательная палата и Сенат).
Статья 5. Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Законодательная палата состоит из ста двадцати депутатов, избираемых по избирательным округам на многопартийной основе. Выборы депутатов осуществляются гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом.
Депутатом Законодательной палаты может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню выборов двадцати пяти лет и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.
Срок полномочий Законодательной палаты — пять лет.
Статья 6. Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Сенат является палатой территориального представительства и состоит из членов Сената (сенаторов).
Члены Сената избираются в равном количестве — по шесть человек — от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Выборы в Сенат проводятся тайным голосованием на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов не позднее месячного срока после их избрания.
Шестнадцать членов Сената назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.
Членом Сената может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню выборов двадцати пяти лет и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.
Срок полномочий Сената — пять лет.
Статья 7. Организация работы палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Работа Законодательной палаты основана на профессиональной, постоянной деятельности всех депутатов палаты. На период своих полномочий депутаты Законодательной палаты не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, педагогической и творческой.
Работа Сената основана на деятельности сенаторов, периодически созываемых на пленарные заседания и на заседания комитетов (комиссий) Сената.
Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Законодательной палаты и членом Сената.
Полномочия и порядок деятельности палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также статус депутатов Законодательной палаты и членов Сената определяются законодательными актами.
Статья 8. Срок полномочий Президента Республики Узбекистан
Конституционный срок полномочий Президента Республики Узбекистан, избираемого на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, составляет семь лет.
Статья 9. Принятие закона
Закон приобретает юридическую силу в случае, когда он принимается Законодательной палатой, одобряется Сенатом, подписывается Президентом Республики Узбекистан и публикуется в официальных изданиях в установленном законом порядке.
Законопроект вносится в Законодательную палату. Законодательная палата рассматривает законопроект, как правило, в нескольких чтениях.
Закон, принятый Законодательной палатой, направляется в Сенат. Сенат рассматривает закон и принимает решение о его одобрении или отклонении.
Отклоненный Сенатом закон возвращается в Законодательную палату. Если Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
Законодательная палата и Сенат могут образовывать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. При достижении согласия в комиссии закон подлежит повторному рассмотрению Законодательной палатой. В этом случае закон принимается в обычном порядке и направляется в Сенат для одобрения.
В установленном порядке законы могут приниматься путем проведения референдума Республики Узбекистан.
Порядок разработки, внесения и обсуждения законодательных актов регламентируется законами Республики Узбекистан и регламентами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 10. Подписание закона
Принятый Олий Мажлисом Республики Узбекистан закон в течение десяти дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания.
Президент Республики Узбекистан в течение тридцати дней подписывает закон.
Президент Республики Узбекистан вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования. В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената закон подлежит подписанию Президентом Республики Узбекистан в течение четырнадцати дней.
Подписанный закон подлежит опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном законом.
Президент
Республики Узбекистан
И.Каримов.
г.Ташкент,
4 апреля 2002 г.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…