Конституция и верховенство права

В Узбекистане формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Важнейшим условием в развитии этих процессов служит Конституция нашей страны, которая вобрала в себя все лучшие идеи мировой цивилизации, направленные на обеспечение достойной жизни для каждого человека.
Какую же цель мы ставили, разрабатывая и принимая Конституцию, и каким главным ценностям она служит? Конституция — это философия государства, в основе которой лежит высший приоритет прав человека. Все нормы Конституции, каждая ее буква и дух направлены на достижение именно этой ценности.
Отсюда следует, что законы, принимаемые государством, являются вторичными по отношению к естественным правам и свободам человека и поэтому они производны от последних, развиваются в их рамках и служат их осуществлению. Таким образом деятельность государства должна быть направлена на обеспечение верховенства права.
Для достижения этой цели в процесс вовлекается сам человек, а также все общество и государство. Эти три субъекта общественных отношений, которые служат единой цели, а именно обеспечению прав и свобод человека, не могут быть абсолютно свободными в своих действиях, более того, они нуждаются во взаимной поддержке, заботе и взаимно ответственны друг перед другом.
Задачей нашей Конституции как раз и является закрепление системы отношений между человеком, обществом и государством, в основе которого лежит достижение баланса интересов между ними, что служит механизмом и гарантом в обеспечении верховенства права.
Новая Конституция, принятая в связи с исторически сложившимися условиями, а именно с признанием рыночных отношений и обретением государством независимости, закрепила основные устои государственного и общественного устройства нашей страны. К ним следует отнести основы общественного строя и политики, основы правового положения личности, административно-территориальное и государственное устройство, систему органов государственной власти.
Главной особенностью Конституции является то, что, закрепив высшие идеи демократии, она не закрепила и не смогла бы закрепить рациональную организацию государственной власти, которая всецело базировалась бы на принципе разделения властей и достижения баланса отношений между ее ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Мы понимаем и признаем, в частности, то положение Декларации прав человека и гражданина 1789 года, где говорится, что «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». Однако в первые годы независимости для нашего молодого государства велением времени стало, с одной стороны, защищать обретенную независимость от нападков прежнего постсоветского тоталитарного режима вернуть назад и подчинить себе, с другой, требовалось обеспечить гражданское согласие внутри страны.

Этого можно было достигнуть лишь при сильной исполнительной власти. Поэтому в отличие от стран с развитым демократическим политическим режимом в Узбекистане не было возможности установить такой, где исполнительная власть сдерживалась бы законодательной и судебной властями.
Подытоживая весь прожитый период, можно сделать вывод, что мы не ошиблись, выбрав этот путь организации государства с сильной исполнительной властью применительно к переходному периоду. Ибо сегодня у нас в стране сформировались прочные политические, экономические и социальные основы нашей государственности, которые создали необходимые предпосылки для дальнейшего совершенствования.
Как все мы с вами знаем, в начале этого года был проведен всенародный референдум, и в целях реализации его решений принят Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти», который заложил основу для дальнейшего углубления демократических реформ. В основу предстоящих реформ положены принципы обеспечения верховенства закона, баланса властей, гарантий прав и свобод человека на основе общепризнанных принципов и норм международного права, проведения последовательной либерализации всех сторон политической жизни, государственного и общественного строительства, обеспечения гарантий дальнейшего развития демократических институтов гражданского общества, проведения децентрализации государственной власти.
В соответствии с этими принципами должно развиваться все текущее законодательство во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, культурной.
К реформам в политической сфере относится прежде всего совершенствование организации государственной власти с целью ее демократизации. Ибо только демократическое государство может являться элементом гражданского общества. Гвоздем демократизации государственной власти является проведение разделения властей, результатом которого должно быть сбалансирование отношений между ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной путем рационального распределения полномочий между ними. Вместе с тем следует особо отметить, что какими бы демократическими механизмами не организована была государственная власть, она не будет работать эффективно в интересах народа, если не будет находиться под постоянным общественным контролем. Это, в свою очередь, достигается путем создания условий для доступа населения к объективной информации о деятельности государственных органов и чиновников и, таким образом, приведения в движение силы общественности. Ибо управление — это информационный процесс.
А раз это так, то решение задачи по всемерному расширению привлечения населения к управлению государственными делами возможно только при реальном гарантировании свободы мысли, слова и убеждений.
Трудно переоценить роль средств массовой информации в деле формирования здоровых отношений между человеком, обществом и государством. Именно независимые средства массовой информации способны проникать наподобие рентгеновских лучей во все поры государства и раскрывать перед обществом здоровые и больные участки государства, накладывать отпечаток на общественном сознании о всех болезнетворных процессах на «теле» государства и тем самым формирующееся общественное мнение приводит в движение силы общественности для предупреждения и противостояния произволу государственной власти. Поэтому поднятие статуса средств массовой информации до уровня четвертой власти является главным, если не единственным средством в деле развития народовластия.
Говоря о свободе средств массовой информации, следует отметить, что по существу свобода СМИ выражается в их воздействии на общественное мнение и, в конечном счете, на государственную власть. Существование государственных СМИ допустимо лишь постольку, поскольку в условиях существования множества аналогичных частных СМИ государственные не смогут оказать существенное влияние на формирование общественного мнения.
Реформа в политической сфере сопровождается учреждением в Узбекистане двухпалатного парламента, а также изменением конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пяти на семь лет. В связи с этим в настоящее время в стране ведется большая работа по разработке новых законов, к которым относятся Закон «Об Олий Мажлисе», Закон «О выборах в законодательную палату и сенат», Закон «О статусе депутатов» и другие, а также внесение изменений и дополнений в такие законы, как «О Кабинете Министров», «О судах», «О прокуратуре», «О центральной избирательной комиссии», и др.
К реформам в экономической сфере относятся задачи по дальнейшему развитию системы государственных гарантий по охране главных устоев экономической деятельности людей. В условиях, когда в Узбекистане формируется гражданское общество, которое учреждается самими людьми и строится на принципах свободы и саморегуляции, главнейшей задачей государства становится обеспечение законности и правопорядка. Поэтому экономическая сфера также опирается на реформы, проводимые по демократизации государственной сферы.
Экономика — это та среда, которая служит своеобразным барометром измерения состояния благополучия в государстве, развитие или ухудшение экономических отношений прямо пропорционально развитию или ухудшению властоотношений в государственной среде.
В деле социально-культурного развития главной задачей государства является выполнение положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах, которые обязывают Узбекистан принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав.
Все вышеуказанные задачи государства требуют совершенствования множества действующих законов и принятия новых, а также внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан.
Подытоживая вышеизложенное, следует вывод, что для достижения поставленной цели в обществе и государстве — обеспечения прав и свобод человека и гражданина — нужен правовой механизм, который обеспечил бы баланс интересов между человеком, обществом и государством, а также между ветвями власти внутри государства. Инструментом, образующим такой механизм, и является Конституция. Чем несовершеннее механизм, тем несовершеннее Конституция и тем в меньшей степени гарантированы права и свободы человека. Если в механизме нет баланса и при этом человек наделен большими правами в отношении общества и государства, то наступает безответственность человека за судьбу общества и государства, в результате чего последние разлагаются.
Если государство имеет больше прав в отношении человека и общества, наступает произвол государственной власти, установление тоталитарного или даже авторитарного политического режима, господствует цензура, запрещается свобода мысли, слова, убеждений, все подчинено единой государственной идеологии, а не правам человека.
Отсюда следует, что Конституция — это прежде всего и главным образом правовой механизм, закрепляющий и регулирующий проблемы властеотношений.
Если эти властеотношения направлены на обретение права распоряжаться всем людским и материальным богатством страны, правами и свободами человека, урегулированы Конституцией рационально и благодаря этому начинает срабатывать система «сдержек и противовесов», то можно считать, что эта Конституция выполняет свое главное предназначение — обеспечение верховенства права.
Именно для достижения высших идей демократии и осуществляется сегодня совершенствование Конституции нашей страны.
Х.Рузметов.
Доцент кафедры
«Государственное право и управление» Ташкентского
государственного юридического института.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

22 года ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

22 года ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

22 года ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

22 года ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

22 года ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

22 года ago