Так говорят джизакцы о мидибусе «Узотойол».
«Уважаемый Гайрат Уралович, — пишет группа аксакалов директору дочернего предприятия «УзЭксайдтранс» узбекско-американского СП «УзЭксайд» Г. Ташбекову. — Мы искренне благодарны вашему коллективу за удобства и высокую культуру обслуживания пассажиров».
Это лишь одно из многих писем, поступивших в автопредприятие в прошлом и нынешнем годах. Люди звонят и приезжают, чтобы выразить неподдельное удовлетворение работой новой автобазы. Звонят и в корпункт «Правды Востока», говорят самые теплые слова в адрес шоферов и просят непременно рассказать об этом коллективе.
Немного истории. Перебои с пассажирскими перевозками в Джизаке продолжались лет десять. В пресловутом АП-20 (его ругали и стар и млад) творилось невообразимое. Автомобили исчерпывали свой ресурс, а на новые денег не было. Многие автобусы оказались на приколе из-за нехватки резины и запчастей. Подобная деятельность не выдерживала никакой критики. В райцентры автобусы и вовсе не ходили.
Этим моментом сразу же воспользовались объединившиеся в ассоциации владельцы маршрутных такси. И на дорогах пошел элементарный грабеж пассажира. Стоимость проезда из Джизака в райцентр Гагарин росла, как на дрожжах, и в конце ноября прошлого года составляла 900-1000 сумов. Еще сумов 300 добавить — и можно доехать до Ташкента. Но монополист не унимался. Планка за проезд в городской «маршрутке» подскочила до ста сумов. Причина — подорожание топлива, запчастей и обслуживания. И мы все же ездили, хотя и жалко было отдавать: ну за что?
Автобусный парк № 20 молчал.
Конечно, не будь в областном центре маршрутных такси, джизакцам пришлось бы совсем туго. Но неудобство подобного транспорта было даже не в дороговизне, а в том, что эти «жучки» действительно представляют собой опасность для иного транспорта. Они же буквально заполонили городские улицы (их насчитывали до 700). Некоторые водители и сегодня устраивают на маршрутах настоящие гонки, охотясь за пассажирами.
Подобная обстановка с пассажироперевозками никак не устраивала областную администрацию. Бывший хоким области Ш. Мирзияев предложил нормальный выход из ситуации: создать автопредприятие при СП «УзЭксайд». К этой работе был привлечен опытный организатор Г. Ташбеков. С помощью ассоциации «Узавтосаноат» и Асакабанка новому транспортному предприятию был предоставлен почти миллиардный кредит. Поручительские обязанности по проекту взял на себя «Дустликдонмахсулот». Огромную работу проделал генеральный директор СП «УзЭксайд» У. Турсунов. Он и сегодня свой рабочий день нередко начинает с контроля состояния транспортного цеха СП. И если это необходимо, активно включается в решение любых вопросов дочернего предприятия.
В день открытия ДП «УзЭксайдтранс», 29 ноября, тридцать автобусов обслуживали пассажиров бесплатно. Это был праздник не только для нового коллектива транспортников, а всего города. Юркие, комфортабельные, вполне удобные машины сразу же завоевали симпатии горожан. Люди облегченно вздохнули: дожили до светлого дня. И стоимость проезда подходящая — всего 50 сумов. Почему столько? Не в ущерб ли это предприятию? Специалисты подсчитали, что это пока приемлемый уровень. На первом месте было и остается другое, не менее важное — скорость, комфорт, удобства. И довольно высокий пассажирооборот.
Джизакцы моментально пересели на «Узотойол». Более того, руководство нового автопредприятия, получив еще 20 мидибусов завода «СамКочАвто», принялось за обслуживание маршрутов в райцентры Заамин, Пахтакор, Зафарабад, Дустлик, Галляарал, Гагарин. И здесь новички пришлись ко двору. А иначе и быть не могло, ведь стоимость проезда в сравнении с «маршрутками» стала наполовину ниже.
Вот тут водители маршруток призадумались: как жить дальше?! И решили пойти на переговоры с руководством «УзЭксайдтранс». Так, мол, и так, не губите, все же свои — поднимите цену на проезд в городе хотя бы до 75 сумов. Но эксайдовцы на эту наживку не клюнули. Напротив, пообещали, несмотря на дороговизну топлива, что на «50» будут ездить до конца этого года. Сегодня в Джизаке водители «Узотойолов» обслуживают восемь наиболее оживленных маршрутов.
А десятки «маршруток» часами дежурят в ожидании клиентов. И стоят на своем — по сто сумов с каждого. Другие наклеили на лобовое стекло цифру «50» — сломались. Вот она, конкуренция. Это рынок. На коне тот, кто с головой. Разумеется, не будь ряда удобств для пассажиров, и медибусы рыскали бы по городу полупустыми. Точно так ходят «Кавзы», дедовские «Пазы» и «Лазы». Они холодные, грязные, но тоже просят за проезд «полтинник».
Когда в Джизак прибыли первые автобусы, в «УзЭксайдтранс» ринулась толпа безработных шоферов. Требовалось 60 водителей, а «постучалось» около двухсот. Так что было из кого выбирать. Испытать удачу приходили агрономы, зоотехники, бухгалтеры — хороший народ, некоторые с дипломом вуза, но не шоферы. Им хотелось «поездить» на новой технике, при случае что-то заработать. Но Г. Ташбеков, посвятивший автотранспорту многие годы, знал: нужны настоящие автобусники. И они нашлись.
На автопредприятии прекрасно знают о расходе горючего и показаниях спидометра. Так что на «левый» сум рассчитывать не приходится. Водитель, отработав свои 12-14 часов, прибывает на базу, сдает выручку и отправляется отдыхать. Автобус осматривают, моют, смазывают и ставят в гараж другие люди, чтобы утром следующего дня водитель мог без проволочек отправиться на маршрут. Но нет-нет, а кто-то из шоферов допускает промах. Недавно наказали одного 5-тысячным штрафом за то, что вышел на линию на немытой машине. А коли сам небритый и обросший? Тоже не годится. И только — в форменной одежде. Даже с бейджиком, чтобы пассажиры могли знать по имени и фамилии.
План, хорошая выручка — не самоцель. На первом месте требования пассажиров. Сейчас так оно и есть. Поэтому и благодарности в автопредприятие. И многие водители, а их сто человек, аккуратно справляются с поступлением выручки. Это значит, что «УзЭксайдтранс» держит слово перед банком по выплате кредитного процента. Через полгода же возьмется за погашение самого кредита. Пока что все идет неплохо.
Джизакцы гордятся, что в городе и области работают прекрасные мидибусы. Но еще большую гордость вызывает то, что они — родные, отечественного производства. Да и опыт нового автопредприятия вызывает уважение. В этом году непосредственно на базе будет открыта гостиница, где смогут находиться иногородние работники.
Николай Барашкин.
Соб. корр. «Правды Востока».
г. Джизак.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…