Мы готовы к сотрудничеству

Президент «М.Tam International, Inc»
Джон Ипен: Мы намерены вложить в автомобилестроение Узбекистана 150 миллионов долларов США
Честь имеем сердечно поздравить всех жителей Узбекистана с Новым 2002 годом, желаем им счастья и успехов в осуществлении намеченных преобразований. Новые возможности открылись перед нашими странами благодаря их более тесному сотрудничеству в установлении мира и стабильности в регионе. Узбекистан, став одним из самых активных участников в борьбе против международного терроризма, всемерно поддерживает усилия мирового сообщества во главе с Соединенными Штатами Америки. В этой связи узбекско- американское сотрудничество обретает качественно новые черты.
Мы рады, что совместно с узбекистанскими коллегами сделали первые важные шаги, направленные на создание новых мощностей автомобильной индустрии Узбекистана.
Наша компания «М.Tam International, Inc» (МТI) предложила узбекистанским партнерам уникальный проект создания совместного предприятия по производству автобусов большой вместимости, грузовиков и других транспортных средств.
Общая стоимость проекта — 200 миллионов долларов США. При этом американская сторона вносит 150 миллионов долларов прямых инвестиций для приобретения самого современного оборудования, машин и инструментов, передачи технологий, обучения персонала и для использования в качестве оборотных средств. Долю узбекистанских партнеров — 50 миллионов долларов — представляют здания и сооружения.
Несколько слов о нашей компании. МТI является международным производителем автобусов и промышленных транспортных средств, таких, как городские, туристические, школьные автобусы и микроавтобусы, пожарные машины, мусоровозы, цементовозы, водовозы, самосвалы, грузоподъемники, сельскохозяйственные тракторы.
Основные производственные мощности МТI расположены в Европе. Они хорошо известны всему миру, например, завод «ТАМ». Здесь еще со времен второй мировой войны отлажено производство транспортных средств по полному циклу, начиная с литья и кончая окраской. На базе этого европейского автогиганта МТI создает совместные предприятия в различных регионах мира. На этом заводе осуществляется также производство самых современных городских автобусов на шасси Мерседес-Бенц и MAN. Очень важно для Республики Узбекистан то обстоятельство, что на эти автобусы устанавливаются американские двигатели Камминз, производство которых может осуществляться в Ташкенте. Стоимость двигателя составляет 16 — 18 процентов от общей стоимости автобуса.
Еще в начале 90-х годов завод «ТАМ» поставил автопредприятиям Узбекистана свыше 50 туристических автобусов, многие из которых до сих пор работают на маршрутах Ташкент- Хива, Ташкент-Бухара, Ташкент-Самарканд. Нашим специалистам рассказали такой случай. Группа японских туристов на полпути демонстративно покинула салон только что купленного за рубежом у известной фирмы автобуса и потребовала выполнить условия контракта, согласно которому дальняя поездка планировалась в автобусе «ТАМ». Пришлось отправлять вдогонку требуемый автобус.
В настоящее время МТI значительно модернизировала модели всемирно известной марки «ТАМ» и разработала современные, еще более надежные и комфортабельные модели транспортных средств стандарта «ЕВРО-2».

И такая хорошая новость. В содружестве с другими американскими автомобильными производителями МТI предлагает организовать производство различных видов автобусов с колесной формулой 4 х 4 или 4 х 6, что позволит осуществлять рейсы, скажем, через Камчикский перевал с высокой степенью надежности при подъеме и спуске.
Базируясь на американской технологии, мы можем предложить сегодня производство тяжелых грузовиков со сменным кузовом (хлопковозы, зерновозы, водовозы, самосвалы), электромобили, мини-тракторы. В настоящее время МТI выпускает три вида 7 — 11-тонных военных грузовиков для транспортировки людей и специальных грузов.
Потенциальным покупателям небезынтересно будет узнать, что срок окупаемости, например, стодесятиместного городского автобуса стандарта «ЕВРО-2» марки МТI составляет около 7 лет, а базовая его цена — почти вдвое ниже автобусов аналогичного класса известных европейских фирм.
Гарантийный срок пробега автомобилей марки МТI — не менее 150 тысяч километров. Уместно добавить, что двигатели с воздушным охлаждением производства нашего завода в Европе имеют четыре ремонтных размера, т.е. четыре раза можно растачивать гильзу поршня, в связи с чем заводской ресурс двигателя увеличивается на 400-500 тысяч километров. Напомним, что в дизельных двигателях других фирм гильзы и поршни вообще не подлежат ремонту.
Расчеты показывают, что высокие показатели надежности транспортных средств марки МТI с учетом разветвленной сети сервисного обслуживания позволяют эксплуатировать их без капитального ремонта не менее 12-15 лет.
Для реализации проекта узбекистанскими и американскими специалистами сделано немало. МТI, «Узавтосаноат» и хокимият Сырдарьинской области подписали генеральное соглашение. Авторитетная группа узбекистанских экспертов по заданию правительства побывала на головном заводе, на других предприятиях МТI в Европе, детально ознакомилась с производством, передовой технологией и представила обстоятельный отчет. Специалисты «Узавтосаноата» совместно с американскими экспертами разработали ТЭО.
По расчетам экспертов, за 5-7 лет на базе Гулистанского опытного ремонтно — механического завода может быть создан новый автогигант, способный полностью обеспечивать автобусами и тяжелыми грузовиками потребности народного хозяйства Узбекистана. А потребности эти велики.
Только в Сырдарьинской области из 4723 грузовых автомобилей и 1030 различных автобусов 90 процентов подлежат списанию в виду полного их износа. Не лучшее положение с автотранспортом и в других областях республики. В частном секторе все 13 тысяч автобусов — 1973 — 1990 годов выпуска. Практически весь автотранспорт не соответствует экологическим требованиям. Совместное производство автобусов может быть также организовано на базе Хорезмского автомобильного производственного объединения или Ташкентского моторного завода.
Велик спрос на автотранспортные средства и в сопредельных странах. По данным американских маркетологов, рыночный спрос только на автобусы большой вместимости в Центральноазиатском регионе составляет до 9000 единиц в год.
Учитывая сложившуюся конъюнктуру, МТI предлагает наладить на совместном предприятии ежегодное производство от 500 до 1000 и более самых различных видов транспортных средств. При этом намечается довести выпуск автомобилей на экспорт до 50 процентов.
После выхода на проектную мощность численность персонала СП возрастет почти до пяти тысяч человек, из них 1500 узбекистанских рабочих и специалистов пройдут обучение в США и Европе. Намечается довести число местных работников до 90 процентов. Таким образом, деятельность нового автогиганта благоприятно скажется на социальной обстановке Сырдарьинской области, которая, как известно, является одним из самых аграрных регионов республики.
Чтобы американские автомобили, сделанные в Узбекистане, с первых дней выпуска в полной мере соответствовали высоким стандартам «ЕВРО-2», на совместном предприятии будет работать большая группа американских специалистов.
Хотелось бы отметить и такую привлекательную сторону нашего проекта. В готовой продукции доля местных комплектующих за пять лет возрастет до 42 процентов, а к концу десятого года она может быть доведена до 60 процентов. Планируется наладить выпуск шасси, ходовых узлов, сидений, панелей внутренней отделки салона. Появится реальная возможность использовать двигатели СП «УзКАММИНЗмотор», стекла, аккумуляторы и другие комплектующие, создаваемые на СП Узбекистана.
Важно, что доля валютных расходов в себестоимости продукции СП снизится за счет местного снабжения электроэнергией, газом, водой, телефонной связью, другими ресурсами.
Очень выгодно для создания автомобильного производства и географическое положение Сырдарьинской области. Здесь расположен важный железнодорожный узел, хорошо развита сеть автодорог высшего качества. Через территорию области пролегает Транс-Азиатско-Европейская волоконно-оптическая магистраль, к которой подключена современная цифровая телекоммуникационная сеть области, что позволяет обеспечить беспрепятственную автоматическую связь со многими государствами мира. И, конечно, следует учесть, что через территорию области проходит автомагистраль, напрямую связывающая страну с Афганистаном, в восстановлении которого Узбекистан вместе с мировым сообществом принимает самое деятельное участие.
Проект привлекателен еще и тем, что МТI не требует от Узбекистана гарантий на вложенные инвестиции. Более того, МТI готова реализовать на внутреннем рынке производимые транспортные средства на условиях лизинга в рассрочку на срок до шести лет в зависимости от объемов закупок. И лишь на случай неплатежеспособности кредитуемого местного покупателя (мало ли что может случиться за 6 лет) МТI просит гарантий обслуживающего банка.
Однако какими бы ни были заманчивыми предложения, бизнес есть бизнес. И вполне естественно, что все аспекты проекта требуют тщательной экспертизы. Но, как это нередко случается, на формальности, всевозможные «утряски», согласования уходит слишком много времени. Прошло немало времени с тех пор, как было подписано генеральное соглашение, а судьба проекта до сих пор окончательно-таки не решена. Всё можно наверстать, вернуть, кроме упущенного времени.
Здесь уместно напомнить, что в начале прошлого года в соответствии с поручением Кабинета Министров предложение Сырдарьинского хокимията о необходимости создания узбекско-американского СП по производству автобусов большой вместимости и тяжелых грузовиков были одобрены Минмакроэкономстатом, ассоциацией «Узавтосаноат», корпорацией «Узавтотранс», а также НПО АО «Узавтотранстехника». Во исполнение решения Координационного совета по вопросам реализации крупных и стратегически важных инвестиционных проектов с участием иностранных инвестиций Департаментом инвестиционных программ подготовлен соответствующий документ и согласован с хокимиятом и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
Мы верим, что наш взаимовыгодный проект будет, наконец, реализован. Ибо знаем, какое внимание уделяет руководство республики развитию автомобильной промышленности. На наших глазах Узбекистан превратился в поистине автомобильную державу, и уже привычными стали на его дорогах «Нексии», «Дамасы», автобусы «Отойул». Мы уверены, недалек день, когда побегут по дорогам Узбекистана многоместные автобусы и тяжелые грузовики нового автомобильного завода.
Убеждены, что новый автогигант совместно с уже созданными автозаводами будет способствовать росту объемов экспорта конкурентоспособной продукции Узбекистана на мировом рынке, развитию автомобилестроения в республике, а также удовлетворит нужды оборонных отраслей народного хозяйства. Горячо поддерживаем Меморандум о дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества между правительствами Республики Узбекистан и США, в котором подчеркивается необходимость совершенствования и развития транспортной инфраструктуры Узбекистана.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

22 года ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

22 года ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

22 года ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

22 года ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

22 года ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

22 года ago