Узбекистан — традиционно многонационален. На древней узбекской земле еще со времен Амира Темура мирно соседствовали и находили общий язык люди, исповедовавшие различные принципы, религию и взгляды. Они понимали, что конфликты и раздоры не укрепляют взаимопонимание и добрососедство, а значит, не являются спутниками психологического комфорта и материального благополучия. Большинство людей генетически настроены на мирное сосуществование, и основные ценности для них — семья, дети, родная земля. По сути эти святыни вечны и не претерпели сколь-нибудь существенных изменений за всю историю человечества.
Традиционно многонациональным был Узбекистан и в более поздний период своего развития. Мы знаем немало имен выдающихся ученых, исследователей нашего Отечества, кто не был узбеком, но не стал от этого менее уважаем и дорог коренным жителям нашей страны. Разве можно, например, вычеркнуть из современной истории имя академика Галины Анатольевны Пугаченковой, чей вклад в изучение Узбекистана настолько значителен, что не нуждается в оценках и комментариях.
Другая сфера нашей жизни, бесконечно далекая от археологии, — сельское хозяйство. Вспомните легендарного Хван Ман Гыма, руководителя крупного сельскохозяйственного объединения, достойного представителя корейского народа. Что касается промышленности, то можно на память назвать десятки имен русских, татар, евреев, армян, чей вклад в становление экономического потенциала республики безмерен.
Строительство демократического государства, основанного на соблюдении общечеловеческих ценностей и принципах рыночной экономики, невозможно без активной гражданской позиции всего общества. Вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности граждан нашей страны. Не лишне, думаю, напомнить, что равенство всех перед законом провозглашено Конституцией Узбекистана.
Наша страна присоединилась к международной коалиции государств, решивших дать достойный отпор террористам всех мастей, и мы этого не скрываем. Что предпочтительнее, терпеливо ждать, пока террор захлестнет планету, став общенациональным бедствием, или объединиться против него? Третьего варианта сегодня попросту нет. Уже нельзя делать вид, будто проблема международного терроризма склонна к региональности и локальности, имеет религиозные или расовые корни. Нет, она давно вышла за эти рамки, отчего приобрела особую агрессивность. Любой костер, разведенный возле дома и вовремя незатушенный, рано или поздно, даже от дуновения легкого ветерка, может не только разгореться вновь, но и спалить ваш дом. Вот это и требует особого понимания.
Мы знаем, что позиция Узбекистана далека от силовых приоритетов разрешения конфликтов. Напротив, на протяжении практически всей истории последних десяти лет мы призывали к диалогу и переговорам с властью тех государств, где террористы нашли пристанище, покровительство. Но есть случаи, когда договориться невозможно, когда противоположной стороне, делающей ставку на силу, должна быть противопоставлена только значительно большая сила.
На сегодняшний день ситуация именно такая, и именно потому мы поддерживаем усилия всего цивилизованного мира. В то же время участие Узбекистана в борьбе с международным терроризмом не означает, что наша страна идет у кого-то на поводу или готова поступиться своими суверенными правами, отстаивая чьи-то интересы. Узбекистан по-прежнему ведет независимую внешнюю политику, нравится это кому-то или нет. Наши действия по-прежнему не направлены против иных народов и иных государств.
Активная позиция Узбекистана в международной антитеррористической акции в первую очередь отвечает интересам народа и в существенной степени является гарантией безопасности нашего государства на обозримый исторический период. Трудно нормально жить и работать, когда знаешь, что в любой момент покой и мир в стране могут быть нарушены по чьей-то злой воле. Сложно, поскольку государство вынуждено расходовать значительные финансовые ресурсы на постоянное поддержание обороноспособности. Куда лучше направить эти деньги на улучшение материального благосостояния народа и повышение уровня жизни людей. Не поддержи мы международную коалицию, в Узбекистане были бы серьезные проблемы и с психологическим климатом. Методами запугивания, шантажа и откровенного обмана в сети террористических организаций заманивали наших соотечественников, преимущественно людей молодых, не имеющих серьезных знаний и жизненного опыта. Могла ли страна и дальше терпеть подобное, вопрос, уверен, риторический.
Другой аспект проблемы. Узбекистан реформирует свою экономику и потому нуждается в иностранных инвестициях, поскольку государство искренне намерено и дальше развивать промышленность, сельское хозяйство, создавая дополнительные рабочие места и сокращая уровень незанятости населения в общественно полезном труде. Но какой бизнесмен рискнет вложить солидные деньги в развитие экономики государства, у границ которого постоянно тлеют незатухающие угли?
В том, что Узбекистан многонационален — сила нашего государства, залог его великого будущего. Фактор национальной неоднородности общества положительно влияет на политическое и экономическое развитие любой страны. В свою очередь толерантное, многоконфессиональное гражданское общество находится в постоянной динамике развития, взаимообогащения культур, взаимообмена интеллектом.
В отличие от семидесяти атеистических лет, предшествующих обретению Узбекистаном независимости, сегодня месту религии в светском обществе уделяется серьезное внимание. Хотя до недавнего времени из-за рубежа нет-нет да слышались голоса, обвиняющие властные структуры республики чуть ли не в уничтожении религии, некоторые наши оппоненты до сих пор не желают замечать, что Узбекистан первым на постсоветском пространстве создал Институт ислама.
Да, власть борется с проявлениями фундаментализма во всех его ипостасях. Он явно противоречит канонам мусульманства. И не только поэтому. Так называемые борцы за чистоту идей ислама, появившиеся и в Узбекистане, воспользовавшиеся открытостью нашей страны, ее весьма либеральным законодательством, решили расколоть общество. Они видят мир только в черно-белом изображении и не желают замечать многообразия красок. Они призывали к свержению конституционно избранной власти и к гражданской войне. Этакие религиозные большевики, проводящие водораздел между представителями человечества по расовой и религиозной принадлежности. Мы слишком хорошо знаем, к чему привела религиозная нетерпимость в некоторых соседних государствах и какие беды она продолжает нести другим народам.
Веротерпимость — вот неотъемлемая составляющая менталитета узбекского народа. Пример? Русская православная церковь недавно отметила стотридцатилетний период своего пребывания в Узбекистане. В нашей стране беспрепятственно действуют не только православные приходы, но и храмы иных конфессий. Веротерпимость — часть того фундамента, на котором держится многонациональное государство. И эта часть должна быть так же прочна, как и все остальные.
Но не только веротерпимость, но и справедливость, торжество закона. Мы помним выступление главы государства на недавней сессии Олий Мажлиса. То, которое касалось необходимости реформирования судебно-правовой системы в сторону гуманизации и либерализации. Известно, что Олий Мажлис принял в новой редакции ряд законов, которые в существенной степени отличаются от прежних. Права человека, неуклонное и повсеместное соблюдение их — одна из приоритетных задач руководства страны. Другое дело, что продвижению вперед в этом направлении мешает сложившаяся психология некоторых представителей властных структур, включая и правоприменительные. Часть должностных лиц по-прежнему считает, что их задача командовать людьми, а не решать их проблемы. Такие руководители еще встречаются и надо понимать: необходимо время, чтобы на смену им пришли люди с новым мышлением, новыми подходами, принципиально иным отношением к людским заботам. Плохо, когда власть на местах рассматривает свое безусловное влияние не как средство улучшить жизнь простого народа, а как способ личного обогащения и безапелляционного подчинения себе всех, кто ниже рангом. Согласитесь, рядовой человек, столкнувшийся с произволом чиновника у себя в городе или районе, проецирует его поведение на остальных и делает соответствующие выводы.
Участие нашей страны в международной антитеррористической коалиции, объединившей государства демократического направления, автоматически предполагает, что Узбекистан также находится на демократическом пути развития. Есть вещи, которые имеют равно высокую ценность во все времена и в любой исторический период. В первую очередь — это человеческая жизнь и право людей на то, чтобы она была достойной во всех отношениях.
Сергей Ежков.
Обозреватель «Правды Востока».
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…