НЕИЗМЕННЫЙ ОБРАЗ НА СТРАНИЦАХ

В Ташкенте прошла международная конференция на тему «Гендер и СМИ», в которой приняли участие представители СНГ, правительственных и международных организаций, ННО и журналисты. Организаторами выступили Институт открытое общество — Фонд содействия (Узбекистан), ОБСЕ, Бюро по демократическим институтам и правам человека. Основной задачей мероприятия было определить способы отражения статуса женщины и мужчины в обществе.
Тема женской доли полна эмоциональности и конфликтности. Однако разговор об истинных причинах нынешнего положения женщин все-таки остается на периферии общественного внимания. С одной стороны, это явление можно объяснить существующими стереотипами, которые не позволяют выносить «сор». С другой стороны, считается, что на фоне экономических, политических задач этот вопрос не первостепенный.
На встрече были остро поставлены вопросы лоббирования женских интересов, уровня освещения проблем взаимоотношения полов, взаимодействия ННО и СМИ.
По результатам мониторинга республиканской прессы видно, что ряд изданий не рассматривает эту тему в качестве приоритетного направления, хотя так называемый образ красавицы — труженицы регулярно появляется на первых страницах газет. Особое место среди СМИ занимает газета «Оила ва Жамият» («Семья и общество»). Она пользуется широким спросом среди читателей. Однако зачастую авторы публикаций являются носителями устаревших взглядов, многие ситуации некорректно и некомпетентно истолковываются. По мнению специалистов, некоторые материалы следует направлять правоохранительным органам, так как драматические истории на самом деле являются прямым нарушением ряда прав человека. Наиболее гибкий и объективный подход к данному вопросу был отмечен в газете «Правда Востока».
В международной практике существует несколько способов привлечения внимания общественности к гендерной чуткости. К примеру, Центр гендерных исследований (Россия) в этом году провел специальную акцию. Основной целью организаторов было продемонстрировать проявление дискриминации в отношении женщин в СМИ, рекламе и даже культуре (на примере пословиц и поговорок). Неожиданной частью мероприятия стало вручение специальных призов известным лицам, которые отличились некорректным поведением или высказываниями в адрес противоположного пола. Одним из них был признан Дмитрий Нагиев, актер и ведущий ток-шоу «Окна».
Хотя конференция подразумевала активное участие представителей СМИ, их ряды заметно уменьшились уже ко второй половине первого дня, зато активным фронтом выступили лидеры неправительственных организаций, поделившиеся опытом работы.
Как выяснилось, работники ННО не всегда знакомы с работой журналистов. Ведь если вас увлекла идея, это еще не значит, что она будет интересна и для других.
«Не удивляйтесь, если вместо красивого, осмысленного выступления вы прочтете сухую, карликовую статейку в нижнем углу газеты»,- предупреждает Надежда Ажгихина, секретарь Союза журналистов России. — «СМИ необходима емкая и доступная формулировка сути вашей работы, идеи, проекта, которая должна нести значимость для внимания общественности».
Если сопоставить степень воздействия всех видов СМИ на общественное сознание, то пресса заметно проигрывает телевидению и радио. Можно было предположить, что в первую очередь они должны присутствовать на встрече, чтобы раскрыть свои особенности в работе. Речь идет не об информационных жанрах, а об аналитических, публицистических передачах. Но, увы, столичные тележурналисты в зале не появились.
Некоторые формы освещения гендерных отношений в журналистской работе были представлены на конференции в видеоматериалах. Их авторами выступили творческие группы стран Центральной Азии, Монголии, Эстонии, принявшие участие в проекте женской сетевой программы ИОО «Гендерная политика и СМИ».
Картина, созданная узбекскими фильммейкерами «Женщины — поденщицы», рассказывает о женщинах, приехавших из разных регионов, которые готовы выполнить любую работу. Живут они в маленьких комнатенках, от мужской половины их отделяет лишь стенка. Беда этого нового класса рабочей силы в том, что они практически не могут себя защитить от несправедливого к себе отношения и даже насилия.
Оригинальный метод подачи разных образов женщин был продемонстрирован в эстонском фильме «Красота Родины». Эмоционально насыщенным оказался фильм «Желаю семь сыновей и одну дочь» (Азербайджан). В его названии заложена ключевая фраза из обращения к невесте во время свадебного обряда. Фильм говорит о массовом признании того, что рождение дочери неприглядно для имиджа главы семейства. «В наше трудное время девочка для отца всегда головная боль», — говорит старец в мужской компании. В чайханах серьезные люди рассуждают о несовершенстве женского рода и пытаются проповедовать… высокие нравственные ценности.
Оживленную дискуссию вызвало предложение о политическом положении женщин. Ведь в нашем обществе еще нет традиции избирать женщин и видеть их в управленческих структурах. Вот почему, опираясь на опыт развитых стран, одни предлагают на первых порах ввести квоты в Олий Мажлис Республики Узбекистан. Приверженцы другой позиции считают, что люди не должны избирать парламентариев по половому признаку. Необходимо научиться оценивать профессиональные и лидерские качества кандидатов.
Трехдневная конференция показала, что повышение уровня общественной сознательности в гендерном отношении находится в прямой зависимости от активного взаимодействия правительства, ННО, экспертов и журналистов.
Зарифа Таджиева.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

22 года ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

22 года ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

22 года ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

22 года ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

22 года ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

22 года ago