Решение заседания Кабинета Министров

Об итогах социально-экономического развития и оценке хода экономических реформ
в республике за 2001 год и основных направлениях углубления реформ в 2002 году
1.Кабинет Министров отмечает, что 2001 год явился логическим продолжением, еще одним важнейшим этапом в последовательном проведении избранного курса на углубление реформ в экономике и в обществе в целом.
В экономике четко прослеживалась тенденция поддержания макроэкономической стабильности и роста экономики: ВВП увеличился на 4,5 процента, промышленное производство — на 8,1 процента, сельское хозяйство — на 4,5 процента. Впервые добились роста ВВП против дореформенного уровня 1991 года — 103 процента. Темп роста ВВП на душу населения составил 103,1 процента, реальные доходы населения увеличились на 16,9 процента.
Укрепились финансовая сбалансированность экономики и денежная система. Дефицит бюджета составил менее одного процента от ВВП. Уровень наличной денежной эмиссии по году составил 6,5 процента. Повысился уровень платежной дисциплины, практически отсутствует просроченная дебиторская задолженность по ведущим ведомствам и предприятиям.
Обеспечен прирост внешнеторгового оборота на 3,1 процента, достигнуто положительное сальдо во внешнеторговых операциях, сохранены на прежнем уровне золотовалютные резервы.
Углубились процессы институциональных преобразований, усилилось воздействие на экономику рыночных принципов, механизмов и инструментов.
Активно проводилась политика по дальнейшему углублению структурных преобразований в экономике, реализации программ модернизации и технического перевооружения отраслей и производств, развитию экспортоориентированных производств, широкому привлечению на эти цели иностранных инвестиций.
Ускоренными темпами развивался малый и средний бизнес, доля которого в ВВП составила 24,5 процента. Положительные изменения произошли в осуществлении реформ в сельском хозяйстве, в других отраслях и секторах экономики.
Радикальные изменения произошли в валютной политике, углубились процессы либерализации внешнеэкономической деятельности. Заложена прочная база для придания динамизма двусторонним отношениям с международными финансовыми организациями.
В то же время проведенные специальные проверки вскрыли грубейшие факты нерационального, бесхозяйственного, хищнического использования природных и минерально-сырьевых ресурсов.
Не принимаются кардинальные меры по сокращению засоленных и заболачиваемых земель, осуществлению необходимых мер по поддержанию ирригационно-мелиоративной сети.
Грубо нарушается земельное законодательство, имеются факты нецелевого использования земель, прежде всего поливной пашни. Немало случаев самовольного захвата и незаконного владения землей. Много примеров бесхозяйственного использования земель по Наманганской, Джизакской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областям.
Нерационально, бесконтрольно используется и поливная вода. Допущено снижение коэффициента использования воды в Бухарской, Навоийской, Сурхандарьинской, Наманганской и других областях.
Имеются многочисленные факты неэкономного, бесконтрольного и незаконного использования питьевой воды, газа и других энергетических ресурсов. Абсолютно неудовлетворительно ведется работа по установке приборов учета расхода питьевой воды и оснащению жилого фонда газовыми счетчиками.
Масштабы развития частного сектора не отвечают той роли, какую он призван играть в формировании и развитии рыночной экономики, в повышении ее устойчивости и динамичности.
Слабо ведется работа по привлечению прямых иностранных инвестиций. В 31 районе республики не создано ни одного предприятия с иностранными инвестициями.
Неудовлетворительно выполняются положения Национальной программы по подготовке кадров. Допущено отставание в строительстве и вводе академических лицеев и профессиональных колледжей, особенно в Бухарской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской, Хорезмской областях и г.Ташкенте. Медленно идет процесс оснащения учебных заведений современным учебным и лабораторным оборудованием, обеспечения новыми учебниками.
2. Определить наиболее важные, ключевые направления дальнейшей либерализации и углубления экономических реформ, на решение которых должны быть сосредоточены усилия и ресурсы в 2002 году:
обеспечение макроэкономической стабильности экономики, существенное снижение уровня инфляции, проведение жесткой финансовой и кредитной политики;
дальнейшее углубление структурных преобразований экономики и широкое привлечение иностранных инвестиций;
последовательное проведение курса по дальнейшей либерализации внешнеэкономической и валютной политики, унификации курса в тесной связи с укреплением платежного баланса, сохранением золотовалютных резервов;
обеспечение экономного, рационального, бережного использования важнейших материальных и природных ресурсов — пашни, поливной и питьевой воды, топливно-энергетических, минерально-сырьевых и других ресурсов;
всемерная поддержка и развитие частного сектора экономики как важнейшей и неотъемлемой составляющей рыночных реформ;
развитие и стимулирование деятельности фермерства как нового типа землевладения и землепользования, как новой формы организации производства и труда в сельском хозяйстве;
развитие сферы подготовки кадров.
3. Объявить выговор генеральному директору АК «Узтрансгаз» Жулину Н.И., заместителю генерального директора агентства «Узкоммунхизмат» — директору предприятия «Бошкоммунгаз» Баширову С.С., начальнику Узгоснефтегазинспекции Рамазанову Н.С. за допущенные недостатки в вопросах бесперебойного обеспечения потребителей природным газом, отсутствие должного учета в его отпуске и за необеспечение должного контроля по его эффективному использованию в отраслях экономики республики.
Предупредить их, что если по итогам I полугодия 2002 г. не будут приняты действенные меры по устранению указанных недостатков, они будут освобождены от занимаемых должностей и привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.
Указать Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента на отсутствие системного подхода в организации учета потребителей ресурсов газа, питьевой воды, электроэнергии, наличие фактов несанкционированного подключения к водопроводным, газовым и электрическим сетям, невыполнение программы установки приборов учета воды и газа.
4. Строго предупредить:
хокимов Навоийской (Дилов), Наманганской (Джаббаров), Сурхандарьинской (Олимжанов), Сырдарьинской (Исроилов) областей за допущенные недостатки и бесхозяйственное использование орошаемых земель, снижение коэффициента использования поливной воды, нарушения дисциплины водопользования;
хокимов Каганского (Хаитов), Вабкентского (Эсонов), Караулбазарского (Юлдашев) районов Бухарской области, Папского (Исматуллаев), Мингбулакского (Хайдаров) и Учкурганского (Ахунов) районов Наманганской области, Иштыханского (и.о. хокима Мансуров) и Ургутского (Нуриллаев) районов Самаркандской области за многочисленные факты нецелевого и бесхозяйственного использования земельных ресурсов.
Поручить Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан (Тожиев), хокимам областей рассмотреть на местах каждый факт нерационального использования земельных и водных ресурсов и применить к нарушителям самые жесткие меры ответственности.
5. Отметить неудовлетворительную работу хокимиятов Шафирканского (Рахмонов), Багдадского (Солижонов), Иштыханского (и.о. хокима Мансуров), Берунийского (Жуманиязов) районов, городов Термеза (Чориев), Джизака (Худоёров), Коканда (Ходжаев), а также Акмаль-Икрамовского района г. Ташкента (Махмудов) по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.
Строго предупредить, что по итогам полугодия будет рассмотрен их отчет о принятых мерах по оказанию содействия развитию частнопредпринимательской инициативы, созданию благоприятной сферы для развития частного сектора.
6. В недельный срок создать специальную комиссию Кабинета Министров во главе с первым заместителем Премьер-министра Тулягановым К.Н. по вопросам бережного и эффективного использования природных, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, с включением в ее состав представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, хокимиятов, контролирующих служб и прокуратуры.
Комиссии в трехмесячный срок рассмотреть положение дел по соответствующим видам ресурсов, разработать и внести в Кабинет Министров программу ресурсосбережения на период до 2010 года, предусмотрев в ней конкретные меры по:
широкому внедрению ресурсосберегающих технологий, особенно в мелиорации и ирригации, использованию альтернативных видов топлива;
внедрению экономического механизма, стимулирующего рациональное использование земельных, водных, топливно-энергетических и других ресурсов, поощрению работников, экономно, бережно и эффективно их использующих, а также развитию рыночных отношений в сфере водопользования;
усилению ответственности за бесхозяйственное использование природных, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Подготовить проекты соответствующих законодательных актов, предусматривающих создание правовой базы для решения указанных вопросов, и внести на рассмотрение Олий Мажлиса.
7. Компании «Узбекнефтегаз» (Сайдахмедову) совместно с агентством «Узкоммунхизмат» обеспечить в 2002 году повсеместно установку современных приборов учета газа на границах раздела газопроводов, принять исчерпывающие меры по наведению должного учета реализуемого потребителям природного газа.
8. Министерству макроэкономики и статистики, Госкомимуществу, Министерству юстиции Республики Узбекистан, Палате товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по:
укреплению законодательства в части расширения правовой базы развития частного сектора в стране;
созданию дополнительных правовых и экономических льгот, преференций в этой сфере;
ускоренному развитию частного сектора и частного предпринимательства в сфере обслуживания;
развитию традиционных народных промыслов и ремесел на основе прогрессивных технологий, продвижению их продукции на внешние рынки.
Министерству юстиции Республики Узбекистан усилить работу по ограждению субъектов малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства от незаконного вмешательства со стороны государственных структур и контролирующих органов, принимать необходимые меры, предусмотренные законодательством.
9. Министерству макроэкономики и статистики, Центральному банку, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, коммерческими банками, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей в двухмесячный срок детально проинвентаризировать действующее законодательство, условия деятельности фермерских хозяйств и внести предложения по формированию благоприятных правовых и экономических условий для развития фермерства, обратив особое внимание на:
усиление защиты интересов фермеров, недопущение незаконного вмешательства в их деятельность со стороны районных хокимиятов, руководителей ширкатов, различных контролирующих органов и структур;
расширение помощи фермерам по оказанию механизированных услуг, обеспечению их минеральными удобрениями и качественным посевным материалом, оснащению мини-технологиями, улучшение информационного обслуживания, решение вопросов реализации техники на условиях лизинга;
повышение дисциплины и ответственности при выполнении договорных обязательств со стороны фермеров и организаций, с которыми заключен договор, прежде всего по вопросам своевременной реализации и оплаты за выращенную продукцию;
расширение доступа фермеров к кредитным ресурсам, повсеместное распространение опыта Ташкентской области по микрокредитованию фермеров и дехканских хозяйств.
В срок до 1 декабря 2002 года детально проанализировать деятельность фермерских хозяйств, созданных на базе расформированных сельскохозяйственных предприятий, и внести в Кабинет Министров предложения на 2003 год по преобразованию там, где целесообразно, низкорентабельных и убыточных ширкатов в фермерские хозяйства.
10. Центральному банку, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров предложения по:
более широкому внедрению в практику предоставления кредитов под залог имущества хозяйствующего субъекта, с переходом, в случае несвоевременности возврата кредита, этого имущества в собственность кредитора;
установлению жестких мер, гарантирующих своевременный возврат кредитов.
Прокуратуре Республики Узбекистан ввести в практику привлечение руководителей предприятий и организаций к ответственности, вплоть до уголовной, за несвоевременный возврат кредитов.
11. Обратить внимание руководителей комплексов Кабинета Министров, министерств, ведомств, хозяйственных объединений и предприятий, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов Джизакской, Навоийской, Сурхандарьинской и других областей, г. Ташкента на неудовлетворительную работу, проводимую ими по выполнению принятых программ локализации производств и созданию совместных предприятий на базе использования местного сырья и материалов.
Межведомственной рабочей группе по координации создания предприятий с иностранными инвестициями в регионах (Азимов) с участием представителей совместных предприятий в месячный срок глубоко изучить положение дел по вопросам создания совместных предприятий на базе использования местного сырья и материалов и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по стимулированию привлечения иностранных инвестиций, а также повышению результативности деятельности совместных предприятий.
Рассмотреть ход выполнения программ по локализации производств и созданию совместных предприятий на базе использования местного сырья и материалов на заседании Кабинета Министров по итогам первого полугодия 2002 года.
12. Госкомимуществу Республики Узбекистан с участием заинтересованных министерств, ведомств, хозяйственных объединений в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения о дополнительных мерах по обеспечению реализации программ разгосударствления и приватизации, активизации работы с привлеченными иностранными финансовыми консультантами.
13. Госкомпечати, Министерству по делам культуры совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента:
провести проверку состояния организации на местах книжной торговли и деятельности библиотек, их материально-технической базы, осуществления просветительно-пропагандистской работы;
по результатам проверки в месячный срок внести в Кабинет Министров проект соответствующего решения правительства.
14. Государственному налоговому комитету, Министерству финансов Республики Узбекистан, Узтелерадиокомпании, средствам массовой информации организовать на регулярной основе рубрики телепередач и публикаций, доступно разъясняющих населению виды и механизмы налогообложения, направления использования средств налогоплательщиков на решение социальных проблем и развитие отраслей экономики.
15. Министерству макроэкономики и статистики, Министерству труда и социальной защиты населения и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в двухмесячный срок подготовить и внести на утверждение правительства программу подготовки квалифицированных кадров на период до 2010 года с учетом перспектив развития и структурных преобразований экономики, предусматривающую формирование и максимально эффективное использование интеллектуального потенциала, востребованность молодых людей, заканчивающих учебные заведения.
16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов, министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, неправительственным и общественным организациям обеспечить безусловное выполнение положений Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы, Государственной программы «Год защиты интересов старшего поколения», особо обратив внимание на исполнение постановления Кабинета Министров от 25 января 2002 года №32 «О дополнительных мерах по укреплению здоровья женщин и подрастающего поколения».
Возложить персональную ответственность за реализацию указанных программ и решений правительства на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов, соответствующих руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, общественных организаций.
Ход выполнения указанных программ рассмотреть на заседании Кабинета Министров по итогам I полугодия 2002 года.
17. Контроль за исполнением настоящего протокольного решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова У.Т.
Ход выполнения настоящего протокольного решения рассматривать на заседаниях Кабинета Министров ежеквартально и по итогам 2002 года в целом.
Председатель Кабинета Министров
И. Каримов.
г. Ташкент, 14 февраля 2002 г.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

21 год ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

21 год ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

21 год ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

21 год ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

21 год ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

21 год ago