С ПОЧТЕНИЕМ К ДРЕВНИМ САУРАМ

То, что историко-архитектурный комплекс Шейхантаур является интереснейшей достопримечательностью нашей столицы, знают многие. Выставка, развернувшаяся в эти дни в Государственном музее им. Есенина, открывает собой новые и уже забытые страницы летописи этого уникального памятника. Потому и названа она «Неизвестный Шейхантаур».

Как отметил на открытии экспозиции один из ее организаторов и автор путеводителя краевед Борис Голендер, самая первая изданная репродукция с видами Ташкента изображает медресе Ишонкул-дадхо — одно из не сохранившихся до наших дней зданий ансамбля. Первые почтовые открытки конца девятнадцатого века, бережно собранные устроителями выставки, также изображают те или иные строения Шейхантаура.
Всего же в комплекс, возводимый с ХVI века, в эпоху правления шейбанидов и до начала ХХ, согласно реконструкции известного археолога М. Массона, входило 18 памятников зодчества. Исторические катаклизмы привели к исчезновению большинства из них, а после землетрясения 1966 года чуть было не приняли решение снести оставшиеся, поврежденные стихией постройки ансамбля — мавзолеи шейха Ховенди ат-Тахура, Калдыргач-бия и Юнус-хана. Только благодаря вмешательству верующих и общественности удалось остановить варварскую акцию. Увы, не уцелела и аллея священных деревьев — сауров, издавна почитавшихся как достоверные следы пребывания в Ташкенте Александра Македонского. По преданию, выходя из подземелья на Шейхантауре, Искандер Двурогий стряхнул на землю капли воды из чудодейственного источника, и в этих местах выросли легендарные деревья. Один ствол и ныне возвышается у здания главного мавзолея комплекса. О былом величии и красоте аллеи свидетельствуют художественные полотна и репродукции в музее.
Шейхантаур, этот островок старины, и ныне вдохновляет людей творческих. Экспонаты художественного раздела выставки, на которых представлены фотоработы В. Вяткина, полотна Р. Габдрахимова и других современных живописцев, — тому подтверждение.
— Эта и ряд других интересных наших акций были бы невозможны без поддержки Института Открытое общество — Фонд содействия-Узбекистан, — считает директор музея Ольга Чеботарева.
Отмечающий пятилетие своей деятельности в республике, в рамках программы «Искусство и культура» международный фонд выделил гранты на осуществление самых разных проектов для десятков художников, мастеров прикладного искусства, музейных учреждений и театров.Так, о богатстве творческого потенциала и незаурядности отечественных художников, чей талант в разное время был поддержан фондом, говорят экспонаты выставки в Центре современного искусства. Наряду с произведениями живописи, представленными такими известными именами, как Акмал Нур, Виктор Усеинов, Леким Ибрагимов и другими авторами, значительный раздел ее экспозиции составили изделия ремесленников — традиционная керамика Гурумсарая, Риштана и Гиждувана, вышивка областных мастериц, а также работы ювелиров, известных дизайнеров, бухарского фотохудожника Шавката Болтаева.
Наталья Петрачкова.

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

21 год ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

21 год ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

21 год ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

21 год ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

21 год ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

21 год ago