История литературной жизни, развития драматургии и театрального искусства Узбекистана сложна, но тем не менее примечательна своими значительными достижениями и новаторскими поисками, успехами творческих деятелей — прозаиков, поэтов, драматургов, композиторов, режиссеров…
В этом году исполняется 110 лет со дня рождения замечательного поэта, выдающегося узбекского драматурга, крупнейшего просветителя, театрального деятеля и организатора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Шамсуддина Шарафуддинова-Хуршида.
Имя Хуршида сегодня носят проспект, школа № 65, махалля в Акмал-Икрамовском районе города Ташкента. О его жизни и творчестве рассказывают монографические исследования, брошюры, радиопередачи. Его оперные, музыкально-драматические произведения ставят в театрах республики, песни на его стихи звучат по телевидению и радио.
Хуршид родился в 1892 году в Ташкенте. Его отец Шарафутдин-кори — знаток религиозной культуры Востока — был высокообразованным человеком, окончил высшее учебное заведение — медресе в Бухаре. Известен он и как большой почитатель классической литературы, традиционного макомного музыкального искусства, играл на национальных инструментах. Был знаком с выдающимися поэтами того времени — Мукими, Фуркатом, Надимом Намангани, Тавалло.
Его мать — Ханпоша-атын (по восточному — ученая) также являлась хорошо известным в старогородском Ташкенте учителем-просветителем в школах махаллей «Кох-ота», «Кашукчи», «Шокир-гузар». Посвятила жизнь обучению простых детей соотечественников, приобщению молодого поколения к эстетическим ценностям народа.
Шарафутдин-кори и Ханпоша-атын дали хорошее образование своим сыновьям и дочерям. Сыновья получили высшее педагогическое и университетское образование, удостоились почетных званий.
Хуршид после окончания школы в Ташкенте учился в медресе, потом завершил образование в медресе в Бухаре. Он обучался иностранным языкам — фарси и арабскому, впоследствии окончил народный университет в Ташкенте (1918-19 гг.), выучил турецкий, немецкий языки. Родители будущего поэта очень хотели, чтобы их сын Шамсуддин так же, как и Мукими, Фуркат, Камий, — стал поэтом.
В поэзии свои первые шаги Шамсуддин Шарафуддинов начал в 13 лет. Следуя газелям Навои, Физули, Хафиза, Машраба, он начал писать свои «мухаммасы», «рубаи», «мусаддасы» — стихотворения в восточно-поэтических жанрах. Наставником его был популярный поэт того времени Камий-Шаший.
Сбылась со временем мечта родителей. Молодой поэт стал создавать свои прекрасные лирические стихи, быстро распространявшиеся особенно среди молодежи того времени. Популярные хафизы и даже весьма требовательные, придирчивые певцы стали обращать пристальное внимание на нового поэта, перекладывать его газели на жемчужные макомные мелодии «Ирок», «Ушшок», «Дугох», «Чоргох», «Бает» и исполняли их с большим вдохновением даже на певческих состязаниях, на площадях во время праздника Навруз, смотрах-вечерах «Нафосат окшоми» («Вечер красоты»). Его произведения публиковались наряду со стихами Мукими, Фурката, Фазли, Мухий, Хувайдо и других поэтов-классиков.
Широко известного к этому времени поэта, публиковавшего свои стихотворения и под другими псевдонимами, как, например, «Шукрий», «Шохидий», «Хоиб», уже тогда широко освещали газеты и журналы, в том числе Казани, Стамбула… Стихи, газели Хуршида призывали к просвещению, гуманизму, свободе, культурному процессу, равенству наций, общечеловеческому духовному совершенствованию.
Уже в 10-х годах Хуршид составляет из своих стихотворных произведений «деваны» — собрания сочинений в стихах «Девани Хоиб», «Девани Шукрий», «Девани Шохидий».
Как и другие передовые мыслители, поэты и просветители, борцы за свободу и независимость, Хуршид с радостью встретил февральскую революцию 1917 года, мухторият» («свободу») в своем Туркестанском крае, написал десятки патриотических стихов, песен и маршей, которыми призывал к свободе, новой жизни, демократии.
Вдохновленный революцией Хуршид издает в 1917 году сборник песен и маршей «Хуррият мевалари» («Плоды свободы»). Однако прошло немного времени, и поэт-патриот перестал радоваться этому событию, так как разочаровался в «плодах» революции, которая не дала народам ожидаемого суверенитета и подлинной свободы.
В эти же годы Хуршид осуществлял большую просветительскую деятельность. Вместе со своими братьями — известными педагогами Мухитдином Шарафутдиновым, членом Ташкентского старогородского исполкома в 1918-19 гг., председателем комиссии по созыву первого курултая Бухарской Народной республики в 1920 году Сагдитдином Шарафутдиновым, заслуженным учителем республики, организатором новометодных школ в Ташкенте, Таджитдином Шарафутдиновым, создателем школ в Мерке в Кыргызстане — он организовал новометодные школы «Усули жадидия» в Ташкенте, а также в Андижане. Особое внимание обращалось созданию при таких школах и курсах по ликвидации безграмотности и малограмотности самодеятельных театральных, литературных, хоровых, спортивных кружков, духовых оркестров, ансамблей национальных инструментов. Значительную заботу проявлял Хуршид о создании репертуара для молодых исполнителей, в т.ч. патриотических песен, маршей для хора и оркестра, одноактных пьес, сценариев для разных спортивно-художественных игр, праздничных представлений…
Драматургическую деятельность Хуршид начал еще в начале 1910-х годов созданием музыкально-сценических пьес «Ориф и Магриф», «Темная женщина», «Опиумоед», которые были первыми подступами к сценическим произведениям в жанрах национальной музыкальной драмы и комедии. Его драматургическое творчество достигло расцвета в 20-30-х годах минувшего столетия. Перу Хуршида в этот период принадлежали драматические и музыкально-драматические пьесы «Старое и новое», «Маленький солдат», «Великий солдат», «Многострадальная родина или Туркестан», именованные «маленькими операми», опереттой, оперой.
Драматург и театральный организатор прекрасно осознавал, что новые жанры в сценической культуре края могут успешно послужить формированию в республике профессионального музыкального театра. Хуршид являлся одним из первых зачинателей детской драматургии, создав первый многоактный музыкальный спектакль для национального детского и юношеского зрителя. Его «Маленький солдат», как писал в 1919 году в газете «Иштирокиюн» известный театральный критик Мирмулла Шермухамедов, является «первой национальной узбекской детской оперой»…
Забота о подготовке молодых творческих кадров всегда стояла в центре внимания устоза Хуршида. Он создает в Ташкенте первую театрально-музыкальную, литературно-драматическую труппу (1918-20 гг.), в которой участвовали в последующем видные деятели литературы и искусства, известные мастера сцены, просвещенцы, такие, как Айбек, Гайрати, Наби Ганиев, Бату, Аброр Хидоятов, Абид Джалилов и другие. В эту когорту входят и первый узбекский архитектор и педагог А.Жахангиров, композитор Карим Абдуллаев, драматурги Зие Саид, Умарджан Исмаилов, вклад которых в развитие духовно-эстетической культуры, литературы и искусства весьма весомый. Однако под видом «перестройки театрально-драматургического дела» эта замечательная творческая труппа была запрещена и распущена. Впоследствии же, в 30-х годах, более 20 участников труппы были незаслуженно объявлены «врагами народа» и подверглись жестоким репрессиям.
Перу Хуршида принадлежит 30 пьес, такие, как «Гулшах и Варка», «Которая лучше», «Страницы путешествия», «Трагедия в степи Карбало», «Вместо помощи — расточительство», «Тахир и Зухра», «Юсуф и Зулейха», «Смерть Сиявуша», «Кокандский хан и кипчаки», «Мухаррам», «Темная история», «Айбану», «Сиявуш»… Причем большинство из них написаны в стихотворной форме, с обилием великолепных, «жемчужных» газелей для арий, дуэтов и хоров, песенно-танцевальных номеров.
Хуршид был и известным театральным организатором. Им был создан ряд театрально-сценических площадок, а также театральная труппа «Тилак» («Стремление») при Ташкентском старогородском отделе народного образования, в которой сам был режиссером-постановщиком спектаклей.
Велико значение классических музыкальных драм «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», написанных Хуршидом в начале 20-х годов минувшего столетия по бессмертным поэмам Алишера Навои. Этими прекрасными пьесами Хуршид положил начало «сценической Навоиане», прославился как выдающийся драматург-новатор. Эти произведения успешно ставили и во всех театрах Узбекистана, а также на сценах других республик, показывали в Москве, Петрограде, Баку, Казани и др., они стали благодатным фундаментом национального оперного искусства.
Печать, литературная критика справедливо отмечали, что «в 20-30 годы среди народа были самыми популярными авторами и славились своими произведениями два творческих деятеля: один — Абдулла Кадыри со своими романами «Минувшие дни», «Скорпион из алтаря», другой — Шамсуддин Хуршид со своими драматургическими произведениями «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун». Спектакль «Фархад и Ширин» успешно показывали в 1930 году на Первой международной театральной олимпиаде, а также в 1937 году на Первой декаде искусства Узбекистана в Москве, он получил высокую оценку критики на страницах газет и журналов «Театр», «Литературная газета», «Известия», «Музыка», «Правда Востока» и других.
Сценические произведения Хуршида явились своеобразной творческой лабораторией для многих известных режиссеров, композиторов, художников, дирижеров, балетмейстеров, способствовали росту и формированию профессионального мастерства сотен исполнителей драматического, оперного, музыкально-драматического искусства. Известный деятель плодотворно работал в Институте языка и литературы Академии наук республики, где подготовил к изданию выдающиеся творения классиков узбекской литературы Огахи, Дурбека, Муниса. Принял активное участие в подготовке к печати бессмертных сочинений Джами, Нишати, Надиры, переводил с фарси стихотворные произведения Хафиза Шерози. Перу Хуршида принадлежит более 20 переводов на узбекский язык произведений мировой, русской, восточной классики, драматургии, современных авторов, в числе которых пьесы Шекспира, Шиллера, Гоголя, Билль-Белоцерковского, Мамедкули-заде, Хусейна Джавида, Марка Твена, Журжи Зейдана, Узаира Гаджибекова и других. И тем не менее было обидным и оскорбительным для Хуршида, когда его — глашатая прогрессивных идей, страстного пропагандиста, творческого деятеля-интернационалиста в период разгула репрессий обвинили в создании произведений с «буржуазно-националистическим содержанием», в том числе пьес «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун». Он был исключен, как и многие другие поэты, из рядов Союза писателей и отстранен от театрально-драматургической деятельности. С этим тяжелым клеймом и ушел из жизни выдающийся поэт-драматург, талантливый переводчик, журналист, известный просветитель — организатор новометодных школ, видный деятель театра, зачинатель музыкально-драматического искусства в республике. Не увидел он после этих обвинений сборников своих стихов, собраний сочинений, пьес, некоторые из которых так и остались невоплощенными на сцене.
Светлое имя, выдающиеся творческие деяния, богатое культурное наследие Хуршида сегодня особо почитаемо. Важное значение в популяризации творчества Хуршида имело распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан о праздновании 100-летия Шамсуддина Шарафуддинова — Хуршида в 1995 году…
Бахриддин Насриддинов.
Член Союза писателей, театральных работников Узбекистана, заслуженный работник культуры республики.
Рахима Шарафуддинова.
Филолог, старший научный сотрудник литературного музея им. А. Навои Академии наук Узбекистана.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…