ТРАСЕКА: этапы развития

24-26 апреля в Ташкенте пройдет Вторая конференция Межправительственной комиссии (МПК) ТРАСЕКА
Первый подобный форум министров транспорта стран-участниц Основного многостороннего соглашения состоялся в марте 2000 года в Тбилиси.
Следует отметить, что проект ТРАСЕКА (Транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия) разработан Европейским Союзом в рамках программы ТАСИС и призван соединить Европу с Центральноазиатским регионом посредством развития транспортных коммуникаций, возрождая один из древних маршрутов Великого шелкового пути.
Данный международный проект имеет свою историю становления и развития, начавшуюся в мае 1993 года в Брюсселе. Тогда на международной конференции, организованной под эгидой Европейской Комиссии, впервые предложили идею создания программы ТРАСЕКА. Форум прошел с участием министров торговли и транспорта 8 государств: Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Стороны договорились о совместной реализации Программы развития транспортного коридора западно-восточного направления из Европы через Кавказ и Каспийское море в Центральную Азию.
Основной идеей в предложенной Европейским Союзом программе ТРАСЕКА стала разработка, строительство и введение в действие транспортного коридора в качестве дополнительной альтернативы для стран-участниц в целях:
— оказания поддержки политической и экономической независимости государств региона Центральной Азии и Кавказа путем увеличения возможностей их выхода на европейские и мировые рынки через альтернативные транспортные маршруты;
— содействия дальнейшему развитию регионального сотрудничества в вопросах совершенствования транспортных систем;
— использования программы в качестве катализатора для привлечения средств международных финансовых институтов и частных инвесторов для развития транспортной инфраструктуры;
— достижения гармонизации при объединении маршрута ТРАСЕКА с трансевропейскими транспортными коммуникациями.
При постоянном секретариате МПК ТРАСЕКА созданы 4 рабочие группы, включающие 12 национальных секретарей стран-участниц ОМС (основное многостороннее соглашение) ТРАСЕКА для содействия в реализации основных направлений программы: торговле, автодорожному, железнодорожному и морскому транспорту.
Важным шагом на пути развития институционально-правовой базы проекта ТРАСЕКА стали «Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа — Кавказ — Азия» и технические приложения, подписанные по итогам международной конференции «Реабилитация исторического Шелкового пути», прошедшей 7-8 сентября 1998 г. в г.Баку. Среди подписавших этот документ — Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Украина и Узбекистан.
В соответствии с его положениями и при поддержке ЕС был также создан Постоянный секретариат Межправительственной комиссии ТРАСЕКА со штаб-квартирой в г.Баку.
Финансирование Программы ТРАСЕКА осуществляется за счет средств Комиссии Европейских сообществ (КЕС).
С момента начала ее реализации задействовано 46 проектов: 33 из них — технического содействия и 13 инвестиционных — по реабилитации инфраструктуры, на общую сумму 99,6 млн. долларов США.
Экспертами отмечается, что более 50 процентов от общего бюджета программы направлено на реализацию инвестиционных проектов, что делает программу ТРАСЕКА более привлекательной и создает благоприятный инвестиционный климат.
К примеру, технические проекты в рамках данной программы содействовали привлечению инвестиций со стороны международных финансовых институтов. Так, взяли обязательства: ЕБРР — оказать финансовую поддержку на общую сумму 250 млн. долларов США, Всемирный банк — по финансированию проектов на сумму 40 млн. долларов США, АБР — выделить средства на реабилитацию дорог. Кроме того, в осуществление проектов вовлечены и частные инвесторы ЕС.
К концу прошлого года в восьми странах-участницах межрегиональной программы ТРАСЕКА бюджет инвестиционных проектов достиг 50 млн. 450 тыс. евро.
Следует отметить, что уже сейчас порядка 50 стран для осуществления грузоперевозок пользуются путями транспортного коридора ТРАСЕКА. Растет и количество государств, заинтересованных принять участие в реализации данного проекта.
Наша справка:
Проект ТРАСЕКА предусматривает:
— реконструкцию существующих и строительство новых автомобильных и железных дорог;
— реконструкцию отдельных каспийских и черноморских портов;
— создание дорожной инфраструктуры по оказанию необходимых услуг;
— подготовку кадров по осуществлению международных перевозок соответствующей квалификации;
— создание соответствующей правовой базы с разработкой единых таможенных и тарифных правил путем присоединения стран-участниц проекта к международным конвенциям и соглашениям, а также гармонизации их с европейскими стандартами.

Сергей Курбанов.
ИА «Жахон».

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Собиржон Рузиев: «ЭТО НЕ ЛИЧНАЯ НАГРАДА»

«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…

22 года ago

Первый маленький юбилей

Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…

22 года ago

ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…

22 года ago

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…

22 года ago

МЕТРОЛОГИЯ ДЛЯ СВЯЗИ

Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…

22 года ago

РАСЦВЕТАЕТ МАХАЛЛЯ

Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…

22 года ago