Малику Каюмову — 90 лет. Но обойдемся без риторических фраз и восклицаний. Биография ветерана узбекского кино так полна событиями и памятными датами, что их хватило бы на несколько «нормальных» человеческих жизней. Свидетель крупнейших общественно-политических катаклизмов эпохи, участник войны, он не только отразил своей камерой радости, тревоги и заботы миллионов людей, но и вдохновленный человеческим подвигом, преломлял его в удивительно цельные и красивые экранные образы.
Можно соглашаться или не соглашаться с высокой патетикой стилистики его картин, но я уверен, что все, что он делал в области творчества, отчетливо доносило до зрителей искреннюю ноту его романтического видения происходящих явлений, определенную тенденциозность, присущую документальному фильму. Эти характерные штрихи определили доминанту его богатой оттенками палитры, вывели в круг крупнейших кинодеятелей современности.
Каюмов избрал едва ли не самую трудную стезю в кинематографе. И шел по ней далеко не простым путем ошибок и находок. Отдав дань вначале юношескому увлечению актерским ремеслом, затем долго изучая операторскую профессию, он приходит в режиссуру, становится подлинным вожаком национальных кинодокументалистов. Фильм М. Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» в 1938 году удостаивается золотой медали на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Заметным явлением в кино республики становится снятая им работа «Могучий поток». С укреплением таланта на смену ремеслу приходит сознательное наполнение искусства чертами яркой индивидуальности, особой красочной зрелищности. Он вбирает в себя опыт таких современников, как Б. Небылицкий, Р. Кармен, но отдает предпочтение Д. Демуцкому, разгадавшему в молодом хроникере лирическую жилку, столь свойственную его собственной замечательной «кисти».
В последующие годы на экран выходят такие его произведения, как «Приезжайте к нам в Узбекистан», «Пять рук человечества», «Тринадцать ласточек», «От весны до весны», в которых Каюмов проявляет себя как художник, увлеченный масштабами событий, пафосом труда. Закладываемые им основы новой школы документалистики не бесспорны. Но опытный мастер умеет дополнять кадр емким человеческим содержанием, теплотой своего личного участия. Оператор, режиссер, драматург дополняют в его работе друг друга.
Что бы ни происходило на просторах республики: строительство заводов и фабрик, плотин и ГЭС, освоение целинных земель, организация и проведение международных форумов и фестивалей — весь этот благодатный материал занимает важное место в произведениях национальной хроники и кинодокументалистики. Особенно красочно и сочно, выпукло и выразительно представлен этот многообразный, меняющийся на глазах каледоскоп явлений и фактов в картинах Малика Каюмова, всегда умеющего обратить свой взор на самые характерные и знаменательные события в жизни страны.
Любознательный, жадный до впечатлений художник, он объездил полмира, наполняя свои репортажи и очерки приметами, красками быта народов других стран, оставаясь всегда заинтересованным и активным участником исторического процесса. Творчество народного артиста Малика Каюмова получило мировое признание. Живут и не потеряли ценность его лучшие, согретые искренним чувством работы. О них спорит, учится, сверяет мастерство новое поколение кинематографистов.
Джура Тешабаев.
Заслуженный деятель искусств Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…