На ноябрьском заседании Комитета сотрудничества «Узбекистан-Европейский Союз» руководитель делегации Евросоюза К.Виттеброод отметил,что ЕС считает Узбекистан своим важным партнером в Центральной Азии. В 2000 и 2001 годах объем товарооборота между Узбекистаном и государствами Евросоюза превысил 1 миллиард долларов США.
В настояшее время в нашей стране зарегистрированы представительства 153 фирм и компаний государств ЕС. 537 предприятий функционируют с участием инвестиций данных государств. Однако, по утверждению экономистов, обе стороны имеют достаточно возможностей для увеличения этих показателей в несколько раз.
Информация к размышлению: в феврале нынешнего года Министерство экономики, финансов и промышленности Франции приняло решение о включении Узбекистана в перечень привилегированных государств, которым в первую очередь будут выделяться финансовые средства из фонда «Резерв развивающихся стран». Подобный шаг, безусловно, символизирует определенный этап в развитии сложнопереплетенных экономических интересов двух государств на протяжении последних десяти с небольшим лет.
В предлагаемой вниманию читателей газеты «Правда Востока» публикации автор пытается с помощью французских экспертов-аналитиков очертить круг отличительных особенностей взаимопроникновения экономик Узбекистана и Франции.
Французское предпринимательство действует на рынке Узбекистана в благоприятных «рамочных условиях», обеспеченных пакетом законов «О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и другими. Кроме того, договорно-правовая основа узбекско-французских экономических отношений значительно укреплена в результате подписания целого ряда межгосударственных и межправительственных документов.
90-е годы для Франции стали периодом «поворота в сторону Азии». В 1993 году французский экспорт в Узбекистан составил 169,9 миллиона франков, причем 72 процента пришлось на продукты сельского хозяйства.
Официальные визиты Президента Республики Узбекистан И. Каримова во Францию (октябрь 1993 г.) и Президента Франции Ф. Миттерана в Узбекистан (апрель 1994 г.) обусловили новое качество двустронних отношений.
В результате комплекса адресных мер узбекского правительства по привлечению иностранных инвестиций. Франция вошла, в частности в нефтегазовый сектор республики. В 1994-1996 гг. Узбекистан выгодно изменил структуру товаров импорта от продовольственных (зерно, алкоголь, мясо) на оборудование — контракты Томпсон CSF (модернизация системы воздушного контроля) и Текнип (строительство НПЗ в Бухаре).
Экспорт Франции вырос до 570 млн франков в 1996 году и снизился на 47 процентов в 1997 году. Но французские фирмы в рамках правительственной политики стремятся найти новые ниши на быстро меняющемся рынке. Благодаря экспорту 1 аэробуса А-320 в 1998 году Франция заняла почетное место во внешней торговле Узбекистана среди стран — не членов СНГ (6 процентов). Продовольственные товары составляют уже 19,7 процента или 160 млн франков.
Узбекистан стал для Франции четвертым рынком в СНГ — после России, Украины и Туркменистана после того, как в 1999 году французский экспорт вырос на 53 процента. Он состоит в основном из предметов оборудования и осуществляется в рамках больших индустриальных и аэрокосмических контрактов. В 1999 году самый сильный рост ее экспорта пришелся на продукты химии, стоимость которых выросла с 9 до 81 млн франков. Сильное падение отмечено на продукты сельского хозяйства и агропродовольственные товары — 82 процента.
В 1999 году Французский банк зарегистрировал 5 миллионов франков прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Контракты связаны с модернизацией бумажной фабрики — Фраматром (Клекстрал), аэропорта Учкудук (Томсон), строительством завода хлората соды и магнезии (Кребс), поставкой сети оборудования для подвода воды в Самарканде (Дегремон-Сафеж), реставрацией ирригационного канала в Голодной степи (БРЛ) и поставкой фильтрационных станций и ионизации воды в бассейне Арала (СФЕК). В I квартале 2000 года, отмечает эксперт авторитетного журнала «Le courier des pays de i’Est» Софи Оман, возросший до 121 процента экспорт (128 миллионов франков) связан с контрактом на продажу тракторов и сельхозматериалов.
Иными словами, главный выигрыш от торговых связей с Францией наша страна получает в виде реализации индустриальной политики, создания современного производственно-технического потенциала.
Анализ французской прессы, в частности, журнала «Le courier des pays de i’Est» за последние 10 лет показывает, что французские эксперты очень высоко оценивают потенциал узбекского рынка. Ни один даже самый малый прогресс в наших преобразованиях не остался без внимания таких аналитиков, как Селин Бау, Александр Уйе, Софи Оман, J.L, Гаэлх Рабаллан и других. Особо отмечается решающая роль Президента И. Каримова в создании благоприятного инвестиционного климата, особенно в 1991-1996 гг.
Однако при активизации двусторонних экономических отношений, отмечают они, в этой области имеется неиспользованный потенциал. Анализ французских инвестиций в Узбекистан показывает участие лишь небольшой группы компаний. На узбекском рынке представлено около 50 французских фирм, 18 совместных предприятий. Некоторым пока не удается реализовать свои планы.
Сегодня во Франции хорошо знают историю, культуру нашего края и все еще недостаточно представляют экономический потенциал республики. Сказывается отсутствие добротной информации о рыночных преобразованиях в Узбекистане, в частности, о мерах по либерализации валютного рынка, циркулированию наличноденежного обращения и других экономических изменениях. В этой связи возрастает потребность в квалифицированной, высокопрофессиональной, объективной презентации республики деловому миру Франции с подготовкой ряда материалов в ведущих французских изданиях.
Нам самим, думается, также необходимо целенаправленно изучать положение дел в странах, из которых идут инвестиции. Существенную роль в расширении информационного пространства, установлении партнерских организаций экспортеров и импортеров двух стран может сыграть сотрудичество с экономической службой посольства Франции, постом экономической экспансии (Poste d’expansion economigue). В его обязанности входит изучение и анализ нашего рынка, продвижение экономических интересов своей страны.
Взаимный обмен информацией на постоянной основе позволит довести до сведения зарубежных партнеров все те изменения, которые внесены за последние годы в налоговый режим, таможенную, валютную политику. В этой работе особое место, думается, должна занять широкая пропаганда новой редакции Закона «О внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», где с учетом десятилетнего опыта управления систематизированы обязанности субъектов внешнеэкономической деятельности, а также включен ряд новых положений (о свободе и экономической самостоятельности субъектов ВЭД, недопущении дискриминации при осуществлении торгово-экономических отношений с иностранными государствами, доступе субъектов ВЭД к информации, затрагивающей их права и интересы, приоритете международных договоров Республики Узбекистан над положениями действующего законодательства, приоритете экономических методов регулирования внешнеэкономической деятельности над административными). Все они имеют принциципиальное значение для потенциальных инвесторов и должны занять вместе с «Инвестиционной программой — 2002» место в интернетовских материалах во Франции.
Убайдулла Надырханов.
Кандидат экономических наук.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…