Есть профессии, в которых внимание к людям, вежливость являются обязательными элементами, как в профессии летчика, скажем, мужество. Это работники становящейся престижной в наши дни сферы обслуживания. Но почему-то они работают по старинке, хотя на дворе уже давно рыночные отношения. Переменив стиль поведения, они ощутили бы на практике, что не только время — деньги , но и вежливость сегодня дает ее владельцу прекрасные дивиденды. Еще классик заметил, что ничто не ценится так дешево и не стоит так дорого, как вежливость.
А как дело происходит в действительности?
Например, в крупном продуктовом магазине «Бешагач», который разместился на многолюдной автобусной остановке у метро «Чиланзар», среди богатых и разнообразных витрин покупателю недостает только одного важного товара, который в дефиците, — вежливости молодых продавцов.
Автор этих строк была там недавно свидетелем такой сценки. Пожилая женщина в отделе мясных полуфабрикатов попросила заменить пару куриных ножек, которые ей не понравились своим внешним видом. В ответ она выслушала от парня-продавца такой водопад шумного недовольства, временами сопровождающийся нетрадиционной лексикой, что, покраснев, покупательница быстро пошла прочь из магазина. И эта брань во всеуслышание прозвучала в общественном месте, в магазине, от человека, который должен быть с покупателем по роду своей профессии предельно вежлив. Вежлив, даже если покупатель порой и излишне капризен.
В соседнем колбасном отделе молодой продавец отреагировал на просьбу покупателя взвесить 300 граммов дорогой колбасы, бросив на весы кусок более 500 граммов и категорически отказался отрезать от него хотя бы грамм. «Не хотите — не берите… здесь вам не базар, чтобы торговаться»,- был его ответ. А парню за прилавком от силы двадцать лет, и лексикон у него на грубость богат, хотя обслуживать покупателя, как подобает, он еще не научился…
Возьмем транспорт. По утрам все спешат на работу. Наша читательница, заметив нужный ей троллейбус № 8, который застрял на перекрестке из-за упавшей штанги, имела неосторожность, проехав остановку, когда штанга упала еще пару раз и она уже явно опаздывала на работу, сделать замечание молодому парню кондуктору и водителю троллейбуса (№2565), что на линию следовало бы выезжать на исправном транспорте. В ответ на нее тоже был вылит ушат грубости со словами: «Не нравится — ездите на такси!»
На днях мне нужно было проехать несколько остановок до Чиланзарского торгового центра. Подошел автобус № 9 (10 370). В тесной кабине водителя и на передней площадке находились два его друга, включая и контролера. Постояно дергая машину при трогании, не глядя на дорогу, все время смеясь чему-то и разговаривая со своими приятелями, водитель так же резко и невпопад тормозил, подъезжая к остановкам. Иными словами, он, ведя машину, болтал, а на пассажиров ему было наплевать. Пассажиры сделали замечание шоферу. В ответ — грубые советы ездить на такси.
Словом, часто на вполне элементарные наши требования к работникам сферы обслуживания — чтобы нормально работал телефон, не выходил из строя недавно отремонтированный холодильник, не грубили в ответ на вопрос клиента работники почты, официанты быстро обслуживали и не обсчитывали — мы слышим в ответ не их извинения, а грубость и, порой, откровенное хамство.
Получается, не рынок, а базар.
Галина Глушкова.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…