Таков девиз воспитанников Ташкентского учебного центра, созданного ННО «Забота о мире». Сегодня в центре занимаются первые 27 воспитанников. Это ребята от 4 до 12 лет с медицинским диагнозом детский церебральный паралич.
Я не случайно сказала «медицинским». Ведь многие окружающие, да и родители воспринимают ДЦП как приговор для малыша. И в результате невольно лишают его общения со сверстниками и… замедляют полноценное развитие личности.
Здесь, в школе их считают обычными детьми. Просто к таким детям нужно проявлять больше внимания и терпения. И оно окупится сторицей.
— Наша школа начала работать всего полгода назад, — говорит руководитель центра Сюзанн Колстед. — Но за столь небольшой срок ребята буквально меняются на глазах, и это радует и педагогов, и родителей. В самом начале многие дети не имели даже элементарного представления о ручке, карандаше и бумаге. Родители просто не считали нужным давать их. Многие не умели писать и читать, пользоваться ножницами, работать с бумагой, рисовать красками и фломастерами. Теперь — и это самое главное — дети поверили в себя.
А что было в самом начале обучения? Дети жили в своей семье изолированными от общества, как бы в социальном вакууме, общаясь лишь с родственниками. Согласитесь, этого для нормального развития личности мало. Педагоги центра считают своей главной задачей — адаптировать такого ребенка в большой мир, научить общаться со сверстниками. По мнению педагогов центра, их воспитанники чутко воспринимают мир. Поэтому учителя стремятся развивать в них творческие задатки. Программа центра в корне отличается от обычных общеобразовательных, хотя дети изучают, как и везде в школах, математику и чтение, письмо и грамматику, изо и музыку, историю и географию. Весь учебный процесс разработан на основе американских методик работы с детьми с диагнозом ДЦП. Занятия проходят четыре раза в неделю в форме игры, беседы. Изучаемые темы тесно взаимосвязаны между собой, одна как бы вытекает из другой.
Например, в младшей группе во время моего посещения шел игровой урок истории. Тема — каменный век, зарождение родоплеменных отношений. Согласитесь, сложная тема даже для взрослого человека. Но как ее преподносили детям? Преподаватель вела урок, как актриса на сцене. Она как бы перевоплощалась из одного образа в другой, на игровых ролях рассказывала детям о жизни древних людей, о том, как они собирались на охоту, изготавливали оружие, охотились, обустраивали жилище. Малыши тут же на уроке мастерили из картона копья для охоты. Сюзанн Колстед убеждена — гармоническое сочетание игровых моментов с учебными, плюс доброжелательное отношение и внимание, дают прекрасные результаты.
К каждому воспитаннику наставники стараются найти индивидуальный подход. Обращают внимание лишь на то, что получается у ребенка, тем самым формируя позитивное мышление и желание работать. В каждой группе трудятся одновременно и, кстати сказать, очень слаженно, по три-четыре учителя. Это сделано для того, чтобы ни один ребенок не оставался без внимания.
К выбору педагогов госпожа Колстед относится очень серьезно. Это не случайно, ведь подход к детям, а тем более больным ДЦП, может найти не каждый. Нужно обладать завидными терпением, выдержкой, творческим потенциалом и, несомненно, огромной любовью к детям.
В школе нет случайных людей. Все сотрудники перед тем, как приступить к своим непосредственным обязанностям, прослушали специальный курс лекций и прошли тренинги. Многие не выдерживали и уходили сразу — работа требует огромной самоотдачи.
Здесь нет уравниловки — ребята учатся в духе здоровой конкуренции. На территории центра ходят так называемые «деньги-фишки», их надо зарабатывать — хорошим ответом, помощью другу, добрыми делами. А к концу учебного дня или недели можно пойти в специальный магазин, расположенный тут же, на территории центра, и купить полезную мелочь — ручки, фломастеры, блокноты, игрушки.
В эту школу дети приходят как на праздник, потому что для многих ребят — это распахнутое окно в большой мир. К сожалению, центр — всего лишь капля в море, и он не может решить всех проблем детей с заболеванием ДЦП. Пока школа рассчитана всего на 27 человек, больше принять не может, потому что не позволяет площадь арендуемого помещения. Но педагоги готовы поделиться опытом и знаниями, передать свои методики и разработки людям, которые заинтересованы в развитии таких центров в стране.
Лилия Торбина.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…