Международный фестиваль «Хумо» будет идти в Молодежном театре Узбекистана на протяжении всего нынешнего театрального сезона. Сезона особенного, знакового для театра: в мае он завершится празднованием 75-летия этого творческого коллектива. Поводом для недавней встречи с организаторами и участниками фестивального марафона стал приезд гостей из Парижа.
Театр современного танца «Sweet move» представила балетмейстер и танцовщица Лоранс Левассер. Ташкентским актерам и танцовщикам, будущим и состоявшимся, это имя известно — хореограф и актриса в последние полтора года не раз проводила для них мастер-классы.
— Моя цель — ставить танцы сродни универсальному языку, понятному зрителю разных стран. Чтобы этого достичь, надо углубиться в символику жестов, отражающих чувства, ощущения, — говорит г-жа Лоранс. — Два направления, куда стремится мое сердце, — это Африка и Азия. Подготовленный нами спектакль «Sukr» в исполнении пяти танцовщиц олицетворяет собирательный образ, воплощающий черты женщин разных континентов. В их лице женское сообщество проходит разные этапы развития, а каждая из них представляет собой отдельный мир, индивидуальную вселенную.
Не случайно в числе исполнительниц, а это Диана Сибейр, Вероника Мутусами, Виржиния Руа, Офелия Силла и сама балетмейстер, представительницы разных рас и цвета кожи. Большое значение, по словам автора спектакля, имеет и символика декораций, чисел. Так, три тотема, на фоне которых происходит действие, воспринимаются как ступени на пути к преображению.
Тепло принятый зрителем в столице и Самарканде, спектакль стал еще одним ярким событием фестивальной жизни.
Третий форум сценического искусства разных стран мира проводится, как и прежде, при содействии Министерства по делам культуры, ТПО «Узбектеатр» и многих спонсирующих организаций. За прошедшее время изменилась его концепция: изначально задуманный как театральный, фестиваль вовлек в свою орбиту коллективы современного танца, демонстрирует современное композиторское искусство.
Так, открытие нынешнего фестиваля состоялось с участием австрийского модерн-балета «Эдитта Браун Компани», представившего спектакль «Небензоннен». В основу пластического сюжета положена история о взаимоотношениях двух поколений, матери и дочери. На следующий день после спектакля театра современного танца «Sweet move» был дан концерт электронной музыки французского композитора «новой волны» Юга Санчеса. Именно его музыка озвучила хореографический и философский замысел спектакля «Sukr».
Вехи фестиваля: 1998 год, в столицу Узбекистана приехали коллективы из Израиля и Каракалпакстана. Театр «А-Натив» из Тель-Авива показал спектакль «Овечка» по пьесе Надежды Птушкиной, в основу которой положена библейская притча. Театр «Цилиндр» из Иерусалима разыграл саркастическую комедию по известной пьесе Дюрренматта «Играем Стринберга» и композицию на сказочные мотивы «Беспокойное сердце» — авторский спектакль Даны Гур. Состоялась творческая встреча с Натальей и Ниной Михоэлс — дочерьми знаменитого режиссера и актера Соломона Михоэлса, некогда осуществлявшего талантливые постановки на сцене узбекского государственного театра.
Спустя два года — снова полные залы, тысячи зрителей, запоминающиеся работы «Боз-масхаробоз» Узбекского республиканского ТЮЗа, «Бумажная птица» Грузинского государственного Потийского драматического театра им.Гуния, «Обеди-охотник» Дрезденского театра молодого поколения… С последним с тех пор установились тесные связи благодаря содействию Гете-Института и представительства Фонда Конрада Аденауэра сложился долгосрочный международный проект. Результатом его стало и ответное выступление Молодежного театра Узбекистана в Дрездене в октябре.
В Германию привезли два спектакля: «Краш-бум-тарарам» Бернда Сикоры (причем готовили как свой вариант, так и совместный с германскими актерами) и «Звезды на ладони» Риммы Кашаевой. Феерическая пьеса немецкого режиссера и постановщика «Краш-бум-тарарам», в которой густо замешаны музыка, клоунада и эксцентрика, была поставлена к закрытию предыдущего театрального сезона «Молодежки».
— Перед первым спектаклем объявили, что на него приглашены около 50 детей чернобыльцев, которые отдыхают и лечатся в Германии. Было очень трогательно, до мурашков по телу — узбекские и немецкие актеры играли пьесу для российских ребят, — говорит художественный руководитель театра Наби Абдурахманов. — В начале следующего года согласно международному проекту совместно с дрезденцами мы намерены осуществить постановку одной из глав великой поэмы Гете «Фауст» — своеобразную попытку прикоснуться к этому творению. Думаю, что гастроли — это хорошая форма пропаганды нашего театрального искусства, надо чаще выезжать за пределы страны.
— В этом меня утвердило и участие в VII Международном фестивале театров для детей и молодежи «Мини-фест-2002», который состоялся в Ростове-на Дону. Здесь мы увидели очень много хороших спектаклей и пригласили на свой фестиваль интересные коллективы, — делится впечатлениями Наби Каюмович. — Спектакли «Девочка со спичками» и «Холстомер» вызывали и восторги, и споры. Разве можно говорить так откровенно с детьми о смерти, говорили некоторые критики. Но в том и состоит цель постановки «Девочки со спичками», чтобы подарить чувство Бога в каждый момент человеческого существования. Как говорил Мейерхольд, если спектакль нравится всем, значит, это плохой спектакль. Мы же получили удовольствие и от своей игры, и от искренней «отдачи» зала. На пресс-конференции, прошедшей в дни фестиваля в Ростове-на-Дону, мы еще раз убедились, что об Узбекистане заговорили как о театральном пространстве, в котором можно почерпнуть много ценного. И главное, зрители спешили видеть постановки узбекистанских театров.
На участие в программе фестиваля «Хумо-2002», которая проходит под девизом «Молодежь — против терроризма», подали заявки коллективы из семнадцати стран мира. Несмотря на плотный график, театр готовит и свои премьеры. Ближайшая из них состоится в Большом зале Госконсерватории Узбекистана. Сказка Гауфа «Приключения Саида» станет основой представления на проведении традиционной президентской елки. А до этого здесь намерены восстановить трижды отмеченный фестивальными наградами спектакль «Лекарь поневоле» по бессмертной пьесе Мольера.
Творческий союз с Тимуром Зульфикаровым, уже дважды посетившего Ташкент для участия в фестивальной программе, вылился в подготовку спектакля «Вечная плясунья Шарора» по мотивам трех рассказов известного поэта и прозаика. Хореографию осуществит Лоранс Левассер, которая вновь проведет мастер-классы с актерами театра и учащимися Высшей школы национального танца и хореографии… Так перекрещиваются новации и традиции театральных школ и искусства разных стран на сцене одного театра.
К 75-летию — дате, совсем не юношеской, Молодежный театр Узбекистана готовится во всеоружии юношеской энергии и замыслов, принимая гостей и выступая за рубежом. Театр и внешне «помолодел» благодаря ремонту здания, правда, пока незаконченному. Обновлен зал, оснащенный теперь достойной высококачественной акустической техникой, привлекательны настенные витрины в фойе — с любовью и красочно оформленные хранители летописи жизни театра. И поэтому тоже очереди «за билетиком» в кассу все длиннее, а аплодисменты артистам — своим и зарубежным — все громче.
Наталья Петрачкова.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…