Феерический и ироничный, сосредоточенный на психологических нюансах и саркастический — очень разный в своих сценических проявлениях театр «Аладдин» вызывает самые неоднозначные оценки профессионалов и просто зрителей. Как неоднозначно воспринимается и тот факт, что этот «храм искусства», как у нас принято понимать назначение театра, является частью развлекательного комплекса с ночной дискотекой, баром и пр. Но гораздо важнее для тех, кто создает имидж театра (а это сравнительно небольшой коллектив единомышленников), то, что не зарастает тропа театралов, ведущая к нему, а каждый новый спектакль вызывает неподдельный интерес и становится предметом жарких обсуждений.
В июньские дни, когда по традиции объявляют о закрытии театрального сезона, в «Аладдине» делились ближайшими творческими планами, ведь двери этого театра открыты для зрителя все лето.
— Очередной сезон пройдет для нас под знаком пятилетия театра — даты, которая будет праздноваться в январе следующего года, — такими словами начал брифинг заслуженный артист республики, художественный руководитель театра Михаил Каминский. — Мы с оптимизмом смотрим в наше будущее и радуемся, что за эти годы у театра сформировалась своя зрительская ниша.
Один из самых молодых и, безусловно, ярких театральных коллективов уже сейчас готовится отметить этот возрастной рубеж, значимый в плане формирования творческого «лица». В числе приуроченных к нему событий — гала-концерт. А задолго до него состоится премьера. Постановку пьесы болгарского автора «Полковник Птица», работа над которой начнется уже вот-вот, осуществит М. Каминский. Он же — режиссер-постановщик спектаклей «Трамвай «Желание», «Мужики и капуста», «Дикарь», «Единственный наследник», «Пончики для Анжи», музыкально-пародийного шоу «Караван звезд». Пожалуй, это почти добрая половина текущего репертуара театра. Нашему же поколению Михаил Давыдович хорошо знаком как блестящий артист театра-студии «Ильхом», а еще были театр Горького, ТЮЗ, участие в международных театральных проектах… Настал момент, когда артист решил оставить «Ильхом», которому посвятил 24 года артистической карьеры, чтобы испытать свои силы в новом деле.
— Наш театр создан на независимой основе, — продолжает Каминский. — Он существует на средства тех, кто любит и поддерживает театральное искусство. Что касается выбора пьес, нам важно, чтобы прежде всего интерес постановщика совпал со зрительским интересом. И в этом смысле «Аладдин» является площадкой, открытой для самых разных театральных экспериментов, проектов, в том числе музыкальных и пластических. Наш стиль — это интерес зрителей.
К одному из бесспорно удачных пластических «экспериментов» критики относят спектакль «Жизнь масок» (режиссер-постановщик Олег Луговской). Без единого слова, выразительностью жеста и мимики четыре актера буквально завораживают действом. Рядом в афише — совершенно другая по своим задачам и средствам выразительности психологическая драма «Дверь в смежную комнату», поставленная ведущей актрисой театра, заслуженной артисткой республики Ириной Авдюшкиной. Недавно состоялась вторая премьера спектакля в ее постановке — «Так хорошо и днем, и ночью» по пьесе Франсуазы Саган. И это тоже пример того, что сцена «Аладдина» действительно открыта для творческих исканий, в данном случае актрисы.
— Я не сторонник исключительно интеллектуальной драматургии, которая должна «подтягивать» зрителя до высот автор-ского замысла, — размышляет М. Каминский. — В то же время мы не идем по пути постановки только коммерческих проектов: при всем разнообразии репертуара всегда должен существовать пласт пьес, важных для театра в смысле формирования мировозрения зрителя.
«Аладдин» — один из немногих отечественных театральных коллективов, работающих по принципу реализации проекта.
— Поэтому у нас вообще нет труппы как таковой. И это понятно — такая система сложилась в минувшие времена, когда все театры находились на государственной дотации, — продолжает он разговор. — Артисты приходят, ангажируются на конкретный спектакль, а затем уходят в свой «родной» театр. В этом смысле «Аладдин» является театром антрепризы, какими были, за малым исключением, дореволюционные русские театры, по такому принципу и сегодня в зарубежных театрах формируют состав артистов. Наконец, театр антрепризы — это театр актерских «звезд».
Отвечая на вопрос о главных проблемах театра, М. Каминский замечает:
— Самая большая проблема, которая стоит теперь практически перед каждым русскоязычным театром — кадровая. У нас попросту не осталось творчески зрелых артистов тридцатипяти-сорокалетнего возраста, — делится он наболевшим. — На самых разных сценических подмостках выступают артисты, кому еще нет и тридцати, и те, кому хорошо «за»… Кто-то уехал, кто-то сменил свое призвание на работу, приносящую весомый доход. Причем теряем немало театральных специалистов — администраторов, режиссеров, представителей других профессий. Не случайно в Европе при каждом театре существует свой ресторан, развлекательные комплексы, поскольку ни один театр не «вытягивает» своих финансовых затрат. И это нормально.
Видимо, в нынешних условиях «окунуться с головой» в это искусство способны только молодые. Понимая это, в этом году мы намерены открыть при «Аладдине» свою театральную мастерскую.
Вообще актер — профессия бескорыстная, удивительная. Думаю, никто из артистов не сможет ответить, почему его каждый вечер тянет на сцену.
Наталья Петрачкова.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…