Домой » Июнь » ГЛАВНОЕ — ИНТЕРЕС ЗРИТЕЛЯ

ГЛАВНОЕ — ИНТЕРЕС ЗРИТЕЛЯ

Феерический и ироничный, сосредоточенный на психологических нюансах и саркастический — очень разный в своих сценических проявлениях театр «Аладдин» вызывает самые неоднозначные оценки профессионалов и просто зрителей. Как неоднозначно воспринимается и тот факт, что этот «храм искусства», как у нас принято понимать назначение театра, является частью развлекательного комплекса с ночной дискотекой, баром и пр. Но гораздо важнее для тех, кто создает имидж театра (а это сравнительно небольшой коллектив единомышленников), то, что не зарастает тропа театралов, ведущая к нему, а каждый новый спектакль вызывает неподдельный интерес и становится предметом жарких обсуждений.
В июньские дни, когда по традиции объявляют о закрытии театрального сезона, в «Аладдине» делились ближайшими творческими планами, ведь двери этого театра открыты для зрителя все лето.
— Очередной сезон пройдет для нас под знаком пятилетия театра — даты, которая будет праздноваться в январе следующего года, — такими словами начал брифинг заслуженный артист республики, художественный руководитель театра Михаил Каминский. — Мы с оптимизмом смотрим в наше будущее и радуемся, что за эти годы у театра сформировалась своя зрительская ниша.
mihail_kaminskiy
Один из самых молодых и, безусловно, ярких театральных коллективов уже сейчас готовится отметить этот возрастной рубеж, значимый в плане формирования творческого «лица». В числе приуроченных к нему событий — гала-концерт. А задолго до него состоится премьера. Постановку пьесы болгарского автора «Полковник Птица», работа над которой начнется уже вот-вот, осуществит М. Каминский. Он же — режиссер-постановщик спектаклей «Трамвай «Желание», «Мужики и капуста», «Дикарь», «Единственный наследник», «Пончики для Анжи», музыкально-пародийного шоу «Караван звезд». Пожалуй, это почти добрая половина текущего репертуара театра. Нашему же поколению Михаил Давыдович хорошо знаком как блестящий артист театра-студии «Ильхом», а еще были театр Горького, ТЮЗ, участие в международных театральных проектах… Настал момент, когда артист решил оставить «Ильхом», которому посвятил 24 года артистической карьеры, чтобы испытать свои силы в новом деле.
— Наш театр создан на независимой основе, — продолжает Каминский. — Он существует на средства тех, кто любит и поддерживает театральное искусство. Что касается выбора пьес, нам важно, чтобы прежде всего интерес постановщика совпал со зрительским интересом. И в этом смысле «Аладдин» является площадкой, открытой для самых разных театральных экспериментов, проектов, в том числе музыкальных и пластических. Наш стиль — это интерес зрителей.
К одному из бесспорно удачных пластических «экспериментов» критики относят спектакль «Жизнь масок» (режиссер-постановщик Олег Луговской). Без единого слова, выразительностью жеста и мимики четыре актера буквально завораживают действом. Рядом в афише — совершенно другая по своим задачам и средствам выразительности психологическая драма «Дверь в смежную комнату», поставленная ведущей актрисой театра, заслуженной артисткой республики Ириной Авдюшкиной. Недавно состоялась вторая премьера спектакля в ее постановке — «Так хорошо и днем, и ночью» по пьесе Франсуазы Саган. И это тоже пример того, что сцена «Аладдина» действительно открыта для творческих исканий, в данном случае актрисы.
— Я не сторонник исключительно интеллектуальной драматургии, которая должна «подтягивать» зрителя до высот автор-ского замысла, — размышляет М. Каминский. — В то же время мы не идем по пути постановки только коммерческих проектов: при всем разнообразии репертуара всегда должен существовать пласт пьес, важных для театра в смысле формирования мировозрения зрителя.
«Аладдин» — один из немногих отечественных театральных коллективов, работающих по принципу реализации проекта.
— Поэтому у нас вообще нет труппы как таковой. И это понятно — такая система сложилась в минувшие времена, когда все театры находились на государственной дотации, — продолжает он разговор. — Артисты приходят, ангажируются на конкретный спектакль, а затем уходят в свой «родной» театр. В этом смысле «Аладдин» является театром антрепризы, какими были, за малым исключением, дореволюционные русские театры, по такому принципу и сегодня в зарубежных театрах формируют состав артистов. Наконец, театр антрепризы — это театр актерских «звезд».
Отвечая на вопрос о главных проблемах театра, М. Каминский замечает:
— Самая большая проблема, которая стоит теперь практически перед каждым русскоязычным театром — кадровая. У нас попросту не осталось творчески зрелых артистов тридцатипяти-сорокалетнего возраста, — делится он наболевшим. — На самых разных сценических подмостках выступают артисты, кому еще нет и тридцати, и те, кому хорошо «за»… Кто-то уехал, кто-то сменил свое призвание на работу, приносящую весомый доход. Причем теряем немало театральных специалистов — администраторов, режиссеров, представителей других профессий. Не случайно в Европе при каждом театре существует свой ресторан, развлекательные комплексы, поскольку ни один театр не «вытягивает» своих финансовых затрат. И это нормально.
Видимо, в нынешних условиях «окунуться с головой» в это искусство способны только молодые. Понимая это, в этом году мы намерены открыть при «Аладдине» свою театральную мастерскую.
Вообще актер — профессия бескорыстная, удивительная. Думаю, никто из артистов не сможет ответить, почему его каждый вечер тянет на сцену.
Наталья Петрачкова.