Демократия, гражданское общество, обеспечение прав и свобод человека возможны только тогда, когда человек просвещен, когда он не просто потребитель благ демократии, а активный их созидатель и защитник — только в этом случае он становится гражданином в полном смысле этого слова.
Ислам КАРИМОВ
Перечитывая доклад Президента нашей страны Ислама Каримова на девятой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва, глубоко осознаешь, что мы ускоренно приступили к великому историческому делу — построению основ гражданского общества. Все, что мы делаем сегодня, делается во имя будущего нашей независимой страны, светлого будущего наших детей.
При посещении любой передовой страны мира вы увидели бы в ней только присущие ей грани демократии. Например, демократия Америки качественно отличается от демократии Европы, демократия Запада — от демократии Востока. В прежнем социалистическом обществе человек служил государству. Между тем, во всем цивилизованном мире и государство, и общество служат человеку, во имя человека.
Поднять же гуманные отношения сегодня в обществе до новых высоких уровней возможно не только через понятие «демократия», но и через активную просветительскую деятельность. Для этого у нас есть свое богатое и великое историческое, духовное, культурное демократическое наследие.
Как известно, демократическое развитие общества опирается на стабильность и социальное партнерство. Мы должны создать новые механизмы дальнейшего углубления демократии в нашей стране, построения справедливого общества, члены которого обладают высокой духовностью. Основное требование — они должны претворяться в жизнь с учетом узбекского национального менталитета. На деле же будет создан синтез мудрости Востока и энергии Запада. При этом ориентиром будут служить следующие принципы развития — «сохраняя самосознание, быть равным», «идти вперед, не останавливаясь». Они на сегодняшний день полностью соответствуют происходящим в мире интеграционным процессам.
В мире вызывает большой интерес становление гражданского общества в Узбекистане. Это требует оперативной разработки стратегических программ, которые будут работать и сегодня, и в будущем. Наша стратегия, направленная на демократизацию всех сфер жизни общества, последовательно нацелена на решение малых, средне- и долгосрочных конкретных задач. Поэтому мы будем шаг за шагом, постоянно продолжать совершенствование законодательства по углублению демократических реформ.
Демократия служит расцвету науки. А наука — процветанию нации. Отставание в науке означает отставание во всем. Ибо новая научная мысль, служащая прогрессу, возникает вначале из ростков представлений, предположений. Сегодня для нации необходимы ученые, интеллигенция, способные практически применить свои знания в жизни. Причем компетентно сказать о том, что нужно делать в данный момент, а что завтра. Чтобы наши ученые добились больших высот в мире науки, они должны творить в обществе, где царит полная демократия.
Давайте вернемся в прошлое: молодой ученый или аспирант стоит, скажем, на пороге большого открытия. А ему профессор словами классика отвечает: «Такого быть не может. Потому что этого не было». В результате еще в зародыше погибали новые научные идеи, концепции, в итоге научный престиж страны снижался.
Если в науке существуют волюнтаризм, консерватизм, как в прошлом, то молодые ученые, будь они реалисты, оптимисты, в жизни все равно не смогут уверенно и быстро решить современные проблемы будь то в экономике, медицине, образовании и воспитании. К счастью, благодаря независимости ситуация в корне изменилась. В настоящее время узбекская наука все более внедряется в практику, в гущу жизни страны, вносит свой весомый вклад в верное решение как научных, так и общественных проблем.
Понятие «гражданское общество» должно быть упрощено со стороны всех общественно-гуманитарных наук. Тогда оно из теоретического, абстрактного, загадочного превратится в ясное понятие, доступное простому человеку — будь он дехканин, рабочий, шофер…
В построении гражданского общества возрастает роль общественно-гуманитарных наук. Философия должна и может превратить в специальный объект исследований — мышление гражданина демократического общества, культурология — демократическую культуру гражданина, история — историю гражданского общества, педагогика — воспитание у граждан, и особенно молодежи, принципа демократизма, этнография- демократические традиции узбекского народа…
В настоящее время ряд зарубежных фондов работает в Узбекистане среди активного населения, молодежи, рассказывая о путях становления гражданского общества вообще в мире и в республике в частности. Однако если мы сами, узбекистанцы, не будем возглавлять работу в этом направлении, не возьмем на себя основную ответственность, то процесс демократизации может затянуться. Ибо его модели, давшие хорошие результаты в других странах, другой нации, не будут успешно работать на нашей земле. Истории известны подобные примеры. Именно по этой причине в 50-е годы резкой критике были подвергнуты социально-технологические концепции «Национальный характер», «Культурный детерминизм».
Любая прекрасная идея, если она не будет подкреплена сильной пропагандистской технологией, может остаться розовой мечтой. Поэтому в высокоразвитых странах осуществление крупного, общественно-политического мероприятия проводится в четыре этапа. Три четверти работы отводится на его подготовку (кто, когда, где и что будет делать, кто, что и как будет обеспечивать проводимое? Какие могут встретиться трудности? Кто и как будет их решать? — подобные вопросы моделируются до самых мелочей). При таком подходе и реформы ускоренно претворяются в жизнь.
Если обратиться к сравнительному анализу, то мы видим, что в Европе, США широко соблюдалась бихевиористическая концепция социальной технологии. Бихевиоризм (behavio(u)rism) — практическое моделирование поведения общества. Причем не силой навязывались людям нормы общественного поведения. Широко предлагались на выбор только целесообразные. В учебных заведениях осуществлялись демократические принципы воспитания — «Молодые граждане» (США), «Гражданское воспитание» (Германия).
А в бывшем СССР наоборот увлекались «воспитанием подобного себе поколения». Главенствовали авторитарное воспитание, монологическое изречение в воспитании «старшие всегда и во всем правы». Авторитаризм в воспитании вырос вместе с детьми и превратился в авторитаризм в обществе. Общество разделилось на классы приказывающих «сделаешь, как я сказал!» и исполняющих «сделано, как вы сказали!».
О каком творчестве, инициативе могла идти речь? В обществе укоренялись двуличие, приписки, бюрократизм, безразличие, равнодушие, бедность.
Сегодня мы строим новое общество, свое будущее. Высокоразвитый, демократический Узбекистан видится нам только в облике гражданского общества. Значит, мы должны определить, найти ответы на такие вопросы, как «этика гражданского общества», «как и в каких ситуациях ведут себя люди в гражданском обществе?».
Давайте попытаемся еще более упростить проблему: в магазине вы купили пылесос. Или в аптеке лекарство. К пылесосу, лекарству прилагаются инструкции, в которых дается полная информация, скажем, если речь идет о лекарстве, его применении и о противопоказаниях. Для более полного понимания дополнительно прилагаются различные снимки, схемы. Мы можем это назвать обучением покупателя правилам пользования пылесосом, больного — лекарствами? Можем. Потому что, если не учить, то это будет накладно для покупателя и небезопасно для пациента.
Надо ли человека обучать тому, где и как он может использовать свои гражданские права и обязанности? Да. Почему? Ибо право — очень хрупкое, уязвимое средство, которое применяется каждый час, в различных ситуациях, защищающее человека на протяжении всей жизни (даже после смерти). Его неиспользование или неверное применение могут повредить человеку, а через него — всему обществу.
Поэтому каждого человека надо учить, разъяснять ему его права и обязанности. В противном случае общество будет подобно дороге, по которой на машине проносятся водители без прав, или по перекрестку с неисправным светофором. При этом всем будет на дороге трудно и опасно. Также и с законом. Осознание прав — развивает долг. Ибо, как сказал Демокрит, закон помогает тем, кто ему подчиняется.
Гражданское общество — это прежде всего общество просвещенных людей. Значит, мы обязаны научно определить то, что должен знать каждый наш соотечественник, живущий в нем. Что он должен уметь. Другими словами, вопрос касается его «демократических знаний, навыков и квалификации». После этого мы должны дать объективную оценку уровню демократической культуры нашего современника. Причем нужно подвергать резкой критике те преграды, которые препятствуют построению гражданского общества, а помогающие факторы, примеры — всесторонне стимулировать.
Обучение каждого гражданина знанию и применению своих прав послужит регулированию общественной жизни на основе демократических принципов. Как отметил Президент нашей страны на IX сессии Олий Мажлиса, права одного человека заканчиваются в той точке, где начинаются права другого. Эта точка — точка справедливости. Таким образом на деле прочно защищаются честь, достоинство, собственность, здоровье, дети, будущее каждого человека.
Аслиддин Болиев.
Мухаммад Куронов.
«Собиржону Рузиеву, председателю Национального олимпийского комитета Узбекистана. Мне доставляет огромное удовольствие проинформировать Вас о том,…
Ровно пять лет тому назад на волнах 101,5 прозвучали позывные радиостанции «Гранд». С того времени…
На вопросы читателей отвечают специалисты Государственного налогового комитета Правильное ведение бизнеса, налоговые вопросы волнуют многих…
24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в…
Активное развитие в Узбекистане за годы независимости сферы телекоммуникаций и почтовой связи проходит под знаком…
Каждое утро Шохида Эшпулатова провожает своего супруга на работу, искренне желая, чтобы все у него…