Демократия, гражданское общество, обеспечение прав и свобод человека возможны только тогда, когда человек просвещен, когда он не просто потребитель благ демократии, а активный их созидатель и защитник — только в этом случае он становится гражданином в полном смысле этого слова.
Ислам КАРИМОВ
Перечитывая доклад Президента нашей страны Ислама Каримова на девятой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва, глубоко осознаешь, что мы ускоренно приступили к великому историческому делу — построению основ гражданского общества. Все, что мы делаем сегодня, делается во имя будущего нашей независимой страны, светлого будущего наших детей.
При посещении любой передовой страны мира вы увидели бы в ней только присущие ей грани демократии. Например, демократия Америки качественно отличается от демократии Европы, демократия Запада — от демократии Востока. В прежнем социалистическом обществе человек служил государству. Между тем, во всем цивилизованном мире и государство, и общество служат человеку, во имя человека.
Поднять же гуманные отношения сегодня в обществе до новых высоких уровней возможно не только через понятие «демократия», но и через активную просветительскую деятельность. Для этого у нас есть свое богатое и великое историческое, духовное, культурное демократическое наследие.
Как известно, демократическое развитие общества опирается на стабильность и социальное партнерство. Мы должны создать новые механизмы дальнейшего углубления демократии в нашей стране, построения справедливого общества, члены которого обладают высокой духовностью. Основное требование — они должны претворяться в жизнь с учетом узбекского национального менталитета. На деле же будет создан синтез мудрости Востока и энергии Запада. При этом ориентиром будут служить следующие принципы развития — «сохраняя самосознание, быть равным», «идти вперед, не останавливаясь». Они на сегодняшний день полностью соответствуют происходящим в мире интеграционным процессам.
В мире вызывает большой интерес становление гражданского общества в Узбекистане. Это требует оперативной разработки стратегических программ, которые будут работать и сегодня, и в будущем. Наша стратегия, направленная на демократизацию всех сфер жизни общества, последовательно нацелена на решение малых, средне- и долгосрочных конкретных задач. Поэтому мы будем шаг за шагом, постоянно продолжать совершенствование законодательства по углублению демократических реформ.
Демократия служит расцвету науки. А наука — процветанию нации. Отставание в науке означает отставание во всем. Ибо новая научная мысль, служащая прогрессу, возникает вначале из ростков представлений, предположений. Сегодня для нации необходимы ученые, интеллигенция, способные практически применить свои знания в жизни. Причем компетентно сказать о том, что нужно делать в данный момент, а что завтра. Чтобы наши ученые добились больших высот в мире науки, они должны творить в обществе, где царит полная демократия.
Давайте вернемся в прошлое: молодой ученый или аспирант стоит, скажем, на пороге большого открытия. А ему профессор словами классика отвечает: «Такого быть не может. Потому что этого не было». В результате еще в зародыше погибали новые научные идеи, концепции, в итоге научный престиж страны снижался.
Если в науке существуют волюнтаризм, консерватизм, как в прошлом, то молодые ученые, будь они реалисты, оптимисты, в жизни все равно не смогут уверенно и быстро решить современные проблемы будь то в экономике, медицине, образовании и воспитании. К счастью, благодаря независимости ситуация в корне изменилась. В настоящее время узбекская наука все более внедряется в практику, в гущу жизни страны, вносит свой весомый вклад в верное решение как научных, так и общественных проблем.
Понятие «гражданское общество» должно быть упрощено со стороны всех общественно-гуманитарных наук. Тогда оно из теоретического, абстрактного, загадочного превратится в ясное понятие, доступное простому человеку — будь он дехканин, рабочий, шофер…
В построении гражданского общества возрастает роль общественно-гуманитарных наук. Философия должна и может превратить в специальный объект исследований — мышление гражданина демократического общества, культурология — демократическую культуру гражданина, история — историю гражданского общества, педагогика — воспитание у граждан, и особенно молодежи, принципа демократизма, этнография- демократические традиции узбекского народа…
В настоящее время ряд зарубежных фондов работает в Узбекистане среди активного населения, молодежи, рассказывая о путях становления гражданского общества вообще в мире и в республике в частности. Однако если мы сами, узбекистанцы, не будем возглавлять работу в этом направлении, не возьмем на себя основную ответственность, то процесс демократизации может затянуться. Ибо его модели, давшие хорошие результаты в других странах, другой нации, не будут успешно работать на нашей земле. Истории известны подобные примеры. Именно по этой причине в 50-е годы резкой критике были подвергнуты социально-технологические концепции «Национальный характер», «Культурный детерминизм».
Любая прекрасная идея, если она не будет подкреплена сильной пропагандистской технологией, может остаться розовой мечтой. Поэтому в высокоразвитых странах осуществление крупного, общественно-политического мероприятия проводится в четыре этапа. Три четверти работы отводится на его подготовку (кто, когда, где и что будет делать, кто, что и как будет обеспечивать проводимое? Какие могут встретиться трудности? Кто и как будет их решать? — подобные вопросы моделируются до самых мелочей). При таком подходе и реформы ускоренно претворяются в жизнь.
Если обратиться к сравнительному анализу, то мы видим, что в Европе, США широко соблюдалась бихевиористическая концепция социальной технологии. Бихевиоризм (behavio(u)rism) — практическое моделирование поведения общества. Причем не силой навязывались людям нормы общественного поведения. Широко предлагались на выбор только целесообразные. В учебных заведениях осуществлялись демократические принципы воспитания — «Молодые граждане» (США), «Гражданское воспитание» (Германия).
А в бывшем СССР наоборот увлекались «воспитанием подобного себе поколения». Главенствовали авторитарное воспитание, монологическое изречение в воспитании «старшие всегда и во всем правы». Авторитаризм в воспитании вырос вместе с детьми и превратился в авторитаризм в обществе. Общество разделилось на классы приказывающих «сделаешь, как я сказал!» и исполняющих «сделано, как вы сказали!».
О каком творчестве, инициативе могла идти речь? В обществе укоренялись двуличие, приписки, бюрократизм, безразличие, равнодушие, бедность.
Сегодня мы строим новое общество, свое будущее. Высокоразвитый, демократический Узбекистан видится нам только в облике гражданского общества. Значит, мы должны определить, найти ответы на такие вопросы, как «этика гражданского общества», «как и в каких ситуациях ведут себя люди в гражданском обществе?».
Давайте попытаемся еще более упростить проблему: в магазине вы купили пылесос. Или в аптеке лекарство. К пылесосу, лекарству прилагаются инструкции, в которых дается полная информация, скажем, если речь идет о лекарстве, его применении и о противопоказаниях. Для более полного понимания дополнительно прилагаются различные снимки, схемы. Мы можем это назвать обучением покупателя правилам пользования пылесосом, больного — лекарствами? Можем. Потому что, если не учить, то это будет накладно для покупателя и небезопасно для пациента.
Надо ли человека обучать тому, где и как он может использовать свои гражданские права и обязанности? Да. Почему? Ибо право — очень хрупкое, уязвимое средство, которое применяется каждый час, в различных ситуациях, защищающее человека на протяжении всей жизни (даже после смерти). Его неиспользование или неверное применение могут повредить человеку, а через него — всему обществу.
Поэтому каждого человека надо учить, разъяснять ему его права и обязанности. В противном случае общество будет подобно дороге, по которой на машине проносятся водители без прав, или по перекрестку с неисправным светофором. При этом всем будет на дороге трудно и опасно. Также и с законом. Осознание прав — развивает долг. Ибо, как сказал Демокрит, закон помогает тем, кто ему подчиняется.
Гражданское общество — это прежде всего общество просвещенных людей. Значит, мы обязаны научно определить то, что должен знать каждый наш соотечественник, живущий в нем. Что он должен уметь. Другими словами, вопрос касается его «демократических знаний, навыков и квалификации». После этого мы должны дать объективную оценку уровню демократической культуры нашего современника. Причем нужно подвергать резкой критике те преграды, которые препятствуют построению гражданского общества, а помогающие факторы, примеры — всесторонне стимулировать.
Обучение каждого гражданина знанию и применению своих прав послужит регулированию общественной жизни на основе демократических принципов. Как отметил Президент нашей страны на IX сессии Олий Мажлиса, права одного человека заканчиваются в той точке, где начинаются права другого. Эта точка — точка справедливости. Таким образом на деле прочно защищаются честь, достоинство, собственность, здоровье, дети, будущее каждого человека.
Аслиддин Болиев.
Мухаммад Куронов.