Домой » Бизнес » АКЦИОНЕРЫ НА ПОДЪЕМЕ

АКЦИОНЕРЫ НА ПОДЪЕМЕ

Коллектив Кувасайского фарфорового завода не жалуется на трудности. Работая на рынок, акционеры рассчитывают только на свои возможности
Акционерное общество словно переживает свое второе рождение: наращивает объемы производства, расширяет ассортимент изделий. Платит исправно налоги и практически без задержек выдает зарплату. Здесь изыскивают средства на приобретение новейшего оборудования, разработку таких технологий, которые позволяют снижать себестоимость продукции, улучшать ее качество.
— Мы сегодня на подъеме, — уверенно говорит руководитель экономической службы Этибор Исроилова. — Работаем почти с полной загрузкой своих мощностей. Это выпуск свыше 17 миллионов штук пиал, чайников, блюд, тарелок, ляганов и другой продукции в год. Доходы за шесть месяцев составили 550 миллионов. Приблизительно в четыре раза больше, чем в 1997 году. Создали 450 дополнительных рабочих мест. Средняя зарплата в «Кувасай чинниси» составляет 30 тысяч сумов. Уже подписан приказ об очередном ее повышении.
… Вот готовые к отправке 120000 единиц блюд, именуемых «Рохат». Охотно покупают «челноки» пиалушки нового образца «Дилрабо», «Нозик», «Санам». На складах нет остатков. Есть смысл, чтобы завод работал на «полную катушку». Технологи ведут приемку нового восточного сервиза «Истиклол». Того самого, что весной экспонировался на столичной выставке. Коммерсанты Бухары, Нукуса, Термеза, Коканда просят отгрузить такой набор большими партиями буквально в считанные дни.
«Истиклол» — далеко не единственная новинка. За последние три года с конвейера завода сошло сорок видов фарфоровых изделий. Они находят своих покупателей не только на внутреннем рынке. 2001 год ознаменовался для акционеров еще одной важной вехой. Они проложили путь своей продукции в странах Центральной Азии, а также России.
Чем же объсняются столь высокие стабильные показатели завода, расположенного в глубинке? Подумав секунду-другую, председатель АО Хамроджон Набиев обратился к электронному досье. На экране компьютера засветилась зеленая линия. Она стала неуклонно стремиться вниз.
— Это своего рода «Книга жалоб», — пояснил руководитель завода. — Линия показывает, сколько рекламаций поступает от заказчика на каждую тысячу единиц произведенного нами товара. Видно, что число претензий к АО, особенно в последнее время, резко сократилось. Следовательно, качество фарфоровых изделий улучшается…
Сегодня коллектив не может, как раньше, ориентироваться на выпуск товара по количеству. Акционеров непосредственно интересуют нужды потребителей. Их замечания и предложения кладутся в основу технической политики. Именно запросы покупателей побудили открыть коммерческий дом «Новинка». По сути не торговый объект, а лабораторию, где тщательно изучается покупательский интерес. Предложили товары полсотни наименований. Они изготовлены пока опытными вариантами. «Добро» на серийный выпуск дают покупатели. Подобные фирменные службы решили создать в восьми крупных городах страны.
… Почти 25 лет назад завод выдал первую партию продукции. Однако в начале девяностых годов нарушились привычные хозяйственные связи с партнерами. Госзаказ резко сократился. Сложно было завозить сырье. Слишком дорогими получились фарфоровые изделия. На не находящую сбыта продукцию ушли все оборотные средства предприятия. Коллективу стало трудно дышать: он потерял управление. Велись даже разговоры прекратить производство. Нужно было принимать кардинальные меры.
Команда Хамроджона Набиева пришла сюда в 1997 году с развернутой программой вывода АО из затяжного кризиса. По его словам, оптимизм вселял тот факт, что здесь сохранился производственный потенциал. А это прежде всего люди — золотой фонд предприятия. Даже в самый сложный период опытные рабочие, специалисты не покинули родной завод. С их поддержкой наладили ритм.
Рыночный подход стал ведущим в деятельности управленцев завода во главе с Х. Набиевым. Они получили свободу действий: с кем заключать соглашение, на каких условиях, куда вывозить товар, какую цену устанавливать. Все это работало только на то, чтобы продукции высокого качества было много, завод нашел достойное место среди конкурентов.
Отсутствовала валюта, чтобы закупать каолин в украинских коммерческих структурах. Пробовали местный, ангренский. Полуфабрикат получился даже намного лучше. Заключили договор с узбекско-германским СП. Имеют теперь двухгодичный запас каолина. Недалеко от Кувасая в кишлаке Логон обнаружено богатое месторождение. Как отметили старожилы, его ресурсы столетия назад благополучно использовали гончары. Продукция кувасайских ремесленников по Великому шелковому пути отправлялась в развитые города мира. Кашкадарьинский доломит заменил импортные варианты. Сейчас 12 основных видов сырья поступает на завод из местных перерабатывающих предприятий. Это положительно влияет на качество выпускаемого фарфора и себестоимость товара.
Когда появились деньги, построили котельную. Собственная теплоэнергия каждый месяц сэкономит около шести миллионов сумов. Соорудили скважину. Улучшилось водоснабжение. Источник подземной воды приносит ежегодно в казну завода без малого два миллиона прибыли. Прежде солидные суммы уходили на транспортные услуги. Создали свое автопредприятие с современными автобусами, грузовиками. Второй год оно работает за счет сэкономленных ресурсов. Открыли швейный цех, который обеспечивает рабочих завода фирменной одеждой. Излишки товаров реализуют, получают немалые деньги.
Пожалуй, самым главным для Хамроджона Набиева стало признание его завода Хамкорбанком. Потенциальная финансовая организация — деловой партнер АО. Для перспективного клиента открыл АКБ кредитный счет на 400 миллионов. Заводчане договорились с испанскими коллегами. Создали СП зарубежного аналога. Скоро приступят к выпуску черепиц.
Где черпают идеи умелый управленец, опытный производственник Набиев и его команда для покорения рыночных высот, как выходят на партнеров и потенциальных покупателей? Специалисты завода не пропускают ни одной выставки, отраслевого симпозиума, деловой встречи. Они уловили, что предприятия «Узэнерго», фарфоро-фаянсовая промышленность республики нуждаются в огнеупорных кирпичах высокой прочности. Прежде их завозили. Кредитный запас позволил модернизировать старый цех, построить «тоннели» для обжига кирпича. Импортозаменяющей продукции «Кувасой чинниси» пока хватит всем.
На основе собственных разработок, нестандартных конструкторских решений начали выпускать диски фильтпресса. Его изготавливают из алюминиевых отходов. Прежде столь необходимые формочки для обжига фарфоровой посуды покупали за валюту.
АО сегодня стало признанной фирмой среди предприятий государственной ассоциации «Узбеклегпром». Завод способен не просто выживать, а достойно конкурировать с ведущими предприятиями отрасли. Пять лет назад получили всего 2680 тысяч сумов прибыли. Она в прошлом году составила 70 миллионов. Произведено около 15 млн единиц фарфоровых изделий, почти в два раза больше, чем в 1998 году. Использование мощностей также увеличилось на 85 процентов. И бюджетные исчисления завода превышают сто миллионов сумов.
Руководству АО приходится капитально заниматься также вопросами социального характера. Рабочие обеспечены бесплатным транспортом. В столовой питание дешевое. Детишки за средства завода отдыхают в лагерях. На досуг и материальное поощрение коллектива за шесть месяцев затрачено двадцать миллионов. Нашли деньги, чтобы возобновить работу детсада. Снова принимает заводчан профилакторий.
Ни одна просьба, ни одна свадьба, рождение или другие ритуалы не обходятся без материального участия завода. В Год защиты интересов пожилых людей 15 кувасайским аксакалам назначили ежемесячные заводские стипендии. Четверым престарелым купили однокомнатные квартиры. Уход за ними также организован за счет АО. Областной дом милосердия и 250 его обитателей полностью финансирует «Кувасой чинниси».
Нурмухаммад Ватанияр.
Соб. корр. «Правды Востока».
г. Кувасай.
Ферганская область.