В Ташкенте, в выставочном зале Центра современного искусства, открылась выставка работ молодых художников, работающих в жанре социального плаката.
В рамках программы «Культура» проект женской интегрированной грамотности Винрок Интернэшнл объявил в сентябре конкурс среди учащихся художественных учебных заведений, творческих мастерских нашей страны. Плакат должен был отвечать одному из трех направлений: права женщин, гендерное равенство, предотвращение домашнего насилия в отношении женщин. Тренерами Винрок Интернэшнл предварительно были проведены ознакомительные занятия, семинары, тренинги среди потенциальных участников конкурса.
На конкурс были представлены 94 работы художников до 35 лет. Из них отобраны 42, которые выставлены на обозрение в двух залах центра. Они поражают многообразием стилей, смелостью композиций, уровнем мастерства.
Вот плакат под названием «Абсолютное равенство». На самом верху пьедестала почета находится мужской классический цилиндр, а рядом, на одном с ним уровне, над цифрой II расположилась женская шляпка. Однако в чем заключены особый смысл, тонкий подход и публицистичность автора? Дело в том, что равенство положений двух объектов достигнуто за счет построенного под шляпкой постамента из кирпичей. Как здесь не поразиться: мужчине во всем уделяется главенствующее положение, а женщине приходится добиваться своего места в жизни путем приложения определенных усилий. В том числе и физических, выкладывая по кирпичикам постамент своего успеха.
На церемонии открытия были отмечены дипломами все участники выставки, а победители награждены призами. Первого места была удостоена Елена Иванушкина, учащаяся Республиканского художественного колледжа. Вторым призером стал Абдурашид Ниязов, студент Института художеств и дизайна имени Бехзода. Еще четыре участника получили поощрительные призы.
Особой премией награжден одиннадцатилетний Лутфулла Кадыров из Коканда. Его плакат — не только актуален. Oн — результат настоящего мужества. Мальчик — без рук и свое творение создал ногами.
Все работы, представленные на выставке, смогли в той или иной степени передать проблему гендерных взаимоотношений, привлечь внимание посетителей.
Муяссар Максудова.