Домой » Апрель » Герой это всегда конфлифкт

Герой это всегда конфлифкт

Наш собеседник — Юсуп Разыков, режиссер — постановщик, директор киностудии «Узбекфильм», лауреат многих международных кинофорумов, а также и национального кинофестиваля в Бухаре
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ К ИНТЕРВЬЮ
«Дильхирож» — последний фильм Юсупа Разыкова, премьера которой прошла недавно.
dilhiroj
Фильм по времени — в час с небольшим. Натянутых, пустых кадров нет, есть некая созерцательность в остановившемся кадре. Будь то вид солнечного кишлака или лица озорной девчушки, умудренной жизнью женщины или шумящий листвой тополь. Стремительность и порыв бегущей по крышам домов девушки, плутание среди вывешенных цветных дорожек и ковров юного героя насыщают кадры особой динамичностью.
Поразительно тонко срабатывает чутье режиссера Юсупа Разыкова и оператора Хотама Файзиева. Порой появляются неожиданные маленькие детали, говорящие больше, чем длинные монологи. Собранные в ряд на подоконнике румяные яблоки, расшитые блесками платочки, которыми прикрывает свое лицо жених, тайком выходящий из комнаты невесты в период «каллик уйин», и вереница мотоциклов, едущих на празднество.
Яркость одежд героев, ковров, курпачей, свадебных процессий диссонирует с видом убогих домов, строений, домашней утвари. Вот и взгляд камеры, в зависимости от места своего расположения, дает расшифровку, переоценку происходящего. Картинка незыблемости, а где-то и статичности, предсказуемости создается при съемках сверху вниз далекого кишлака в Байсуне, вечных гор, зеленеющих полей и тополя — одного из символов киноповествования. Если камера направлена снизу вверх, то это отображение непременного движения, взгляда на живое, потаенное. Такими мы увидели детские ладошки на солнечном свету, крадущиеся по гребню глиняного дувала ноги жениха, застывшую, будто во сне, белоснежную Момо. Тих и монотонен голос этой старой женщины. Эта неторопливость и мудрость слепой, заранее все предрекающей бабушки объясняет, примиряет нас с происходящим.
Прекрасен, как всегда, у Разыкова актерский состав и присущий ему тонкий аромат юмора, а где-то скоморошества. Так что в целом, говоря банальным языком, фильм смотрится на едином вздохе.
СТРАСТИ ПО КИНО
— В вашем фильме история любви двух молодых людей представлена на фоне специфическо-этнографической среды, сохранившейся в отдельных районах Сурхандарьи. Будет ли она понятна зрителям?
— Я считаю, что так называемое понимание фильма, книги, живописного полотна — это последняя, высшая стадия восприятия произведения искусства. Но не единственная и не главная. Для любого художника важно эмоциональное, чувственное восприятие созданного им, доступное любому человеку. Сочувствие, любовь, ненависть, страх — эти чувства не требуют фундаментальных знаний и подготовки. Если зритель полюбит наших героев, посочувствует им, значит, он сделает шаг, чтобы больше узнать о простых людях с их незатейливыми интересами, в том числе об обряде «каллик уйин». Мы не собирались делать этнографическую картину, и я бы хотел, чтобы наш фильм в первую очередь зритель воспринял, как историю любви…
— Каждый из созданных вами фильмов становился призером и лауреатом различных фестивалей. Будет ли «Дилхирож» участвовать в конкурсе какого-нибудь кинофорума?
— На сегодняшний день фильм приглашен в апреле на кинофестиваль в город Висбаден, что в Германии. Там же состоится и всемирная премьера фильма. С нами ведут переговоры еще несколько фестивалей.
— А когда узбекским кинематографистам покорится «Оскар»?
— Нет ничего невозможного. Если поставить перед собой такую цель. Надо только иметь в виду несколько вещей. Первое — создать «оскаровский комитет Узбекистана», своеобразный филиал Американской киноакадемии. Заплатить взнос и отправлять каждый год фильм-претендент на соискание престижной премии в номинации «Лучший иностранный фильм года». Второе — нужно знать и понимать, что «Оскар» чрезвычайно тенденциозен и политизирован, как, собственно, и любой крупный конкурс. Ни о какой свободе творчества там речи и не идет. Но парадокс: каждый режиссер желает, конечно, иметь в своем арсенале, помимо этой награды, еще и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Такова специфика всякой публичной профессии, потому что эти награды — известность, признание.
— Легко ли совмещать работу директора студии с творчеством?
— Нелегко. Но профессия режиссера неожиданно оказалась очень кстати. Мне не пришлось отдельно вникать в «кухню» каждой стези. Если режиссер-постановщик обычно является руководителем съемочной группы в 40-60 человек, то у директора студии их три, четыре. Важно в таком коллективе каждому найти место по его возможностям и даже потребностям. Большую помощь в работе оказывают мои заместители, начальники цехов, отделов. Всех их я знаю много лет. Я пришел на студию еще мальчиком, больше 30 лет назад. Кем только с тех пор ни работал. В военном билете у меня до сих пор в графе основная гражданская специальность стоит отметка — «осветитель».
Сегодня многие студии бывшего Союза прекратили свое существование. «Узбекфильм» сохранен и работает. Нынче мы можем обеспечить съемки до 10 полнометражных фильмов в год. Разумеется, в столь масштабном производстве не обойтись без проблем. Среди основных я бы назвал техническое перевооружение, а также проблему кадров. Мировые кинотехнологии являются на нынешний день динамично развивающимися отраслями. Чтобы за ними угнаться, необходимы значительные средства. Сейчас основная задача нового узбекского кино — утвердить в мире свой авторитет, добиться признания. С гордостью можно сказать: мы в этом значительно преуспели. В последние годы узбекское кино вызывает в мире пристальный интерес. В этом значительная роль и нашей национальной студии. Поднимем авторитет узбекского кинематографа — будут решены и кадровые проблемы, молодежь снова потянется в кинопроизводство. Я в это верю.
— Что вы думаете о проблеме создания образа современного героя?
— Это достаточно тонкая задача, и в ее разрешении важно четко и профессионально представлять параметры цели, а также возможные победы и поражения. Современный герой или положительный персонаж — это не определенный тип, не розовый идеал, который на деле оказывается дутым примером и недостойным для подражания. Зритель в такого героя не поверит и за ним не пойдет. Противоречивость, упорство, терпение, трудолюбие, воля, способность признавать и исправлять свои ошибки — наиболее характерные, на мой взгляд, приметы деятельной фигуры современной драмы, фильма.
Хочу привести один пример, кстати, мой любимый — образ Медеи великого Еврипида. Этот образ живет свыше двадцати веков и, несмотря на то, что Медея совершает ужасное преступление — убивает своих детей, многовековая эстетическая мысль выводит ее в ранг высокотрагичных, социально-положительных героев. Медея отстаивала свое, попранное предательством Ясона достоинство. Вся Греция гордится непокоренной Медеей, ее роль играют великие актрисы… Герой — это всегда конфликт.
Конечно, этот пример исключительный. Но чтобы герой был понятен, интересен зрителю, он должен быть ему близок, должен жить его проблемами, радоваться, страдать, сопереживать. Художник должен пристально вглядываться в окружающий его мир, живо интересоваться его переменами, вникать в жизнь людей, познать среду, в которой может проявиться персонаж, достойный званий «современный герой», пример для подражания.
УЖАСНО САМОКРИТИЧНЫЙ «БЛИЗНЕЦ»
— Довольны ли вы создавшейся ситуацией в своей жизни? В творческом плане, семейной жизни?
— Не могу сказать, что всем доволен. В своей профессии я, наверное, одолел премудростей на 50 процентов. Считаю, что лучшие фильмы у меня еще впереди.
— Вы самокритичный человек?
— Ужасно!
— Сможете в нужный момент сказать себе: «Стоп, больше создавать на должном уровне фильмы я не могу»?
— Не знаю, не знаю. Может, к старости я стану таким слабым, сентиментальным, слезливым человеком, что мне будет очень жаль себя, и я не смогу сказать: «Нет!» Но мои преклонные годы все равно будут связаны с кинематографом.
— А пока вам сколько?
— Через два месяца будет 45. По гороскопу я «близнец», у которого настроение, работоспособность во многом зависят от моего окружения.
— Какое у вас близкое, родное окружение?
— Жена Лола, она юрист, и сын Эркин, который учится в третьем классе. Я, откровенно говоря, не могу принимать участия в его образовании — нет времени. А вот воспитание беру под свою ответственность: все базируется на личном примере.
— Что скажете о своей прекрасной половине?
— Лола — человек искренний, очень лиричный. Для нее большой праздник сходить на премьерные кинопросмотры, быть в культурной среде.
— Чего хотите сами?
— Я хочу гордиться своей Родиной, атрибутами ее государственности — гимном, флагом, гербом -так, как это делают американцы. У них каждый дом может быть украшен флагом. Хочу гордиться успехами узбекских кинематографистов, чтобы видели и знали наши картины на планете. Но сначала эту ступень, глубоко убежден, надо преодолеть здесь, на нашей родной земле.
Беседовала Муяссар Максудова.