Домой » Декабрь » ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ АТТЕСТАЦИЯ И АККРЕДИТАЦИЯ

ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ АТТЕСТАЦИЯ И АККРЕДИТАЦИЯ

По инициативе Министерства высшего и среднего специального образования, республиканского фонда «Устоз» в Институте экономики, бизнеса, повышения квалификации и переподготовки кадров при ТашГЭУ проходил международный семинар по развитию бизнес-образования, стандартизации и аккредитации учебных программ в подготовке бакалавров и магистров. Основными докладчиками на семинаре были представители Европейского совета по бизнес-образованию (штаб-квартира совета находится в Швейцарии), Высшей коммерческой школы при Министерстве макроэкономразвития России, Ташкентского государственного экономического университета, фонда «Устоз», Института повышения квалификации и переподготовки кадров и Института проблем высшей и средней специальной школы республики. На семинаре обсуждались проблемы повышения квалификации заведующих профилирующими кафедрами, осуществляющими подготовку кадров по бизнес-образованию. В первую очередь, кадров для малого и среднего бизнеса республики, который в Узбекистане становится приоритетным направлением реформ, проводимых под руководством Президента И.А.Каримова. В понимании Европейского совета к бизнес-образованию относятся подготовка кадров в области бухгалтерского учета, финансов, маркетинга, менеджмента, менеджмента информационных систем, управления человеческими ресурсами и экономики.
На семинаре о роли университетов и факультетов экономического профиля в развитии экономического образования, основных направлениях совершенствования стандартов (государственных требований) к подготовке бакалавров и магистров, необходимости интеграции бизнес-образования республики в европейскую и мировую систему выступил министр высшего и среднего специального образования академик С.Гулямов. Он особо остановился на недостатках в осуществлении разработанных стандартов.
Известный жизненный тезис «Кадры решают все» относится и к преподавательскому корпусу. К сожалению, недавняя аттестация заведующих кафедрами профилирующих дисциплин показала, что воспитатели сами нуждаются в повышении квалификации. Семинар позволил увидеть себя глазами независимых экспертов, оценить разработанные стандарты по двум ступеням высшего образования с точки зрения их соответствия международным стандартам.
Исполнительный директор Европейского совета по бизнес-образованию господин Брайен Холден изложил философию разработки стандартов для экономических специальностей, которая, как правило, начинается с определения миссии обучения, включает цели, задачи и стратегию эффективности учебных программ.
В Европейский совет по бизнес-образованию (ЕСБО) в настоящее время входят 24 государства и 44 университета и бизнес-школы. Совет через аккредитацию учебных программ обеспечивает необходимые условия для подготовки кадров трех уровней: бакалавров, магистров (по искусству и магистров по науке и магистров по деловому администрированию). Причем стандарты учитывают особенности развития каждой страны, ее специфические условия, устанавливают не менее 600 контактных (аудиторных) часов и 1200 часов самостоятельной работы и самоподготовки.
Основное требование при аккредитации — наличие единых профессиональных компонентов, содержательный аспект программ, необходимость формирования у выпускников широкого кругозора, глубоких знаний, практического опыта и профессиональных способностей в соответствующей сфере бизнес-образования.
Единые профессиональные компоненты включают около пятнадцати бизнес-дисциплин. Особое внимание при аккредитации уделяется наличию в учебном заведении высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. Не менее восьмидесяти процентов преподавателей должны иметь ученые степени по аттестуемой учебной программе.
Интерес на семинаре вызвали особенности подготовки специалистов в области бизнес-образования в англосаксонских странах и Соединенных Штатах Америки. В первых используется схема 3+2+2, что означает три ступени подготовки специалистов и необходимые сроки для обучения в бакалавриате, магистратуре и после вузовского обучения. В США преобладает схема 4+2+3, т.е. для бакалавриата требуется четырехлетний срок, магистратуры — два года и докторантуры — три года. В настоящее время ЕСБО и Американская ассоциация бизнес-школ ведут переговоры по унификации сроков обучения и стандартов учебных программ.
В США доля студентов бизнес-образования составляет 42 процента, а в Европе она приближается к 70 процентам, что повышает ответственность ЕСБО при аккредитации учебных программ. Она позволяет обеспечить студентам широкий выбор вузов, доступность обучения, взаимное признание дипломов, конкуренцию и кооперацию учебных заведений и отсюда эффективность и высокое качество.
Если какой-то вуз становится членом ЕСБО, то получает через Интернет доступ к базам данных членов совета, учебных программ и другим информационным ресурсам и в режиме он-лайн может осуществить дистанционное изучение преподавателями и студентами отдельных предметов.
Ректор высшей коммерческой школы при Минмакроэкономразвитии России академик В.Буренин рассказал о развитии бизнес-образования в России, которое условно можно разбить на три этапа. Первые годы постсоветского пространства характеризуются прежней системой подготовки кадров, но с другой стороны и появлением новых специальностей и направлений. Второй этап охватывает переходный период от административно- командной к рыночной экономике, когда появилось много государственных и негосударственных учебных заведений в области бизнес-образования и была организована Российская ассоциация вузов по бизнес-образованию. Россия в числе первых из стран СНГ вошла в Болонскую конвенцию (Италия) по высшему образованию.
Отсчет третьего этапа развития бизнес-образования, по мнению академика В.Буренина, начинается с вступления России в ЕСБО и характеризуется интеграцией экономических вузов России в европейское и в дальнейшем мировое образовательное пространство.
В условиях глобализации экономики государств подготовку кадров необходимо рассматривать так же, как часть мировых интеграционных процессов, поднятие уровня подготовки кадров на мировой уровень обеспечивать аккредитацию учебных программ и взаимное признание дипломов.
Для России и Узбекистана этот процесс начался два года назад, когда в Бангкоке состоялся мировой форум по деловому образованию, куда съехались полторы тысячи участников из разных государств. В нем участвовали и делегации из России и Узбекистана. Тогда было подчеркнуто значение международной аккредитации учебных программ по бизнес-образованию и эффективности кредитной системы оценки знаний студентов.
В условиях рыночной экономики переход к кредитной системе оценки знаний, при наличии аккредитации программ предоставляет обучаемому доступность и эффективность обучения. Студент, обучавшийся в одном вузе и получивший соответствующие кредиты, может, предъявив справку об этом, быть освобожден в другом вузе от изучения соответствующей дисциплины повторно.
Академик В.Буренин высказал критические замечания по разработанным в некоторых вузах государственным требованиям по двум направлениям бакалавриата: «Финансы» и «Бухгалтерский учет» с позиции требований к бизнес-образованию в Европе.
В частности, по его мнению, необходимо лучше гармонизировать содержание программ бакалавриата, магистратуры и послевузовского обучения, исключить в преподавании дисциплин дублирование разделов и вопросов.
Об актуальных задачах реализации Национальной программы подготовки кадров, непрерывной концепции образования республики, основных направлениях совершенствования разработанных стандартов в связи с интеграцией бизнес-образования в единое мировое пространство выступили исполнительный директор фонда «Устоз» профессор А.Шермухамедов, профессор Х.Лутфуллаев, директор ИПВШ профессор Э.Эмамов.
Участники семинара были единодушны в том, что и в области бизнес-образования необходима интеграция вузов. Это сделает опыт передовых достоянием всех вузов, обеспечит мобильность и эффективность использования кадров, совершенствование учебных программ.
Г.Ахунова.
Директор Института
экономики, бизнеса,
повышения квалификации и переподготовки кадров при ТГЭУ, профессор.
Т.Шадиев.
Профессор.