Домой » Апрель » КРЕДИТ — ЗНАЧИТ ДОВЕРИЕ

КРЕДИТ — ЗНАЧИТ ДОВЕРИЕ

Очередное заседание «круглого стола», посвященное финансовой поддержке малого и среднего бизнеса, было организовано страховым агентством «Мадад», республиканским Бизнес-фондом и ташкентским «Бизнес-клубом».
У большинства присутствовавших на нем представителей коммерческих структур — банков, фирм, лизинговых и страховых компаний — накопилось достаточно острых вопросов в сфере кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. В самом деле, какими нормативными актами должен руководствоваться банкир или лизингодатель, чтобы при заключении договора с предпринимателем свести свои риски к минимуму? Как отличить местного бизнесмена, берущего кредит на конкретное, прибыльное и перспективное дело, от лжепредпринимателя, который заведомо не собирается отдавать долг? Как справедливо распределить риски и выгоду бизнеса?
Одна из главных проблем, особо остро волновавших гостей «круглого стола», — невозвратность кредитов. Хамид Абдурахманов, заметитель генерального директора страховой компании «Бизнес-сугурта», для начала предлагает определиться с понятиями. Кто у нас сегодня гегемон? Очевидно, товаропроизводитель, но не наемный рабочий, а инициативный предприниматель, который сам знает, чего и сколько производить, как и по какой цене реализовывать. Ему, как правило, не хватает двух основных компонентов для своей деятельности — свободы рук и стартового капитала. Первое зависит от государства, второе — от банков.
Важно знать и то, что банки, лизинговые компании, страховые и другие организации — это только инфраструктура, служащая развитию предпринимательства. Главная же проблема заключается в том, что в основной своей массе наши предприниматели не умеют грамотно вести бизнес, который в первую очередь строится на доверии. А ведь именно Восток был всегда традиционно силен в торговле. Караваны Великого шелкового пути снаряжались купцами, которые вели дела в соответствии с нравственными нормами. Понятие чести было незыблемым и первостепенным.
Банкир Эркин Вафоев также считает, что основной, сдерживающий развитие малого и среднего бизнеса, фактор — неграмотность, а зачастую и недобросовестность самих предпринимателей.
— Мы знаем, что залоговое обеспечение — это вторичный источник погашения кредитов. Но основной источник — это сам бизнес, то, чем предприниматель конкретно занимается. Проблема банка заключается порой в том, что у него нет полной и объективной информации о клиенте — кредитополучателе или лизингополучателе.
Еще один аспект, связанный с кредитованием малого и среднего бизнеса, обозначил Мумин Ашуров, генеральный директор страхового агентства «Мадад», один из организаторов «круглого стола».
— Главным принципом мы считаем принцип эквивалентного распределения рисков между тремя договаривающимися сторонами — предпринимателем, банком и страховым агентством. Если какая-либо из сторон будет стремиться получить исключительные условия, то такой бизнес лопнет.
Степан Балакин.