Домой » Культура » МАСТЕР КОМЕДИЙНЫХ РОЛЕЙ

МАСТЕР КОМЕДИЙНЫХ РОЛЕЙ

Рахим-ака сыграл около 50 ролей, многие фильмы («Тахир и Зухра», «Похождения Насреддина», «Алишер Навои», «Об этом говорит вся махалля», «Ты не сирота»), созданные при непосредственном участии этого мастера сценического и экранного искусств, и сейчас пользуются успехом у зрителей. Но о творческом пути труженика узбекского кино киноведы-критики пишут редко. Поэтому о подробностях работы над ролями, о биографии этой всесторонне одаренной личности знают далеко не все. Между тем, прославившись как прекрасный актер, Рахим-ака владел пером, многие роли дописывал как драматург и только после этого искал необходимое физическое действие, мизансцену, даже грим и костюмы.
Сохранились тексты наших многочисленных бесед, которые проходили у него дома, в просторных павильонах киностудии, во время поездок в города и кишлаки.
…В 1896 году у арбакеша Пирмат-ака родился сын Рахим. Отец радовался, верил, что сын унаследует его богатырскую силу и ремесло, семье поможет и себе обеспечит кусок хлеба.
А время было тяжелое. Рахим рано пошел работать, усилия отца хоть как-то свести концы с концами ни к чему не приводили. С раннего утра до позднего вечера мотался Пирмат-ака со своей тележкой во все концы старого Ташкента и получал за изнурительный труд жалкие гроши.
К тому времени Рахим всерьез увлекся искусством бродячих кизикчи (комиков), отдавая ему все свободные часы. Мог ли он тогда подумать, что посвятит жизнь кинематографу, станет популярным артистом экрана, его будут знать и любить люди не только в Туркестане, но и далеко за его пределами?
Первыми его учителями были зачинатели узбекского профессионального театра М. Уйгур и Я. Бабаджанов, а первыми партнерами на сцене — Аброр Хидоятов и Фатхулла Умаров. В театре за Пирмухамедовым утвердилось амплуа комедийного актера, а в кино он играл разнообразные роли: в «Шакалах Равата» (1927 г.) ему поручили роль атамана, а в ленте «Из-под сводов мечети» (1928 г.) он воплотил образ дехканина. Молодой актер в этих работах продемонстрировал удивительную пластичность, любовь к точной, до совершенства отточенной детали.
Экран раскрыл многие грани таланта артиста. И все же кинозрители полюбили его прежде всего за роли комедийные, эксцентрические. Одним из таких персонажей стал страж эмира в фильме «Насреддин в Бухаре» (1943 г.). Эта роль невелика, но потребовала напряженной работы. Спустя три года зрители вновь увидели Пирмухамедова в картине о веселом и мудром герое Востока — Ходже Насреддине.
Рахим-ака на этот раз создал совсем иной образ. Это был Безбородый — неразлучный друг Насреддина. Ловкий, смышленый любитель азартных игр, он побеждал всех. И только одного человека не мог победить — странного незнакомца-пришельца. Уязвленный в самое сердце, он проиграл незнакомцу и в состязании острословов — аские, за что был высмеян свидетелями его небывалого позора. Каковы же были удивление и радость Безбородого — Пирмухамедова, когда он узнал, что проиграл самому Ходже Насреддину.
Рахим-ака однажды рассказал о том, как работал над образом Абдулхаира в фильме «Авиценна»:
— Картина отражает события тысячелетней давности. Я играл роль злобного и коварного невежды, врага лекаря Ибн Сино. Этому герою, на мой взгляд, недоставало каких-то индивидуальных черт. Необходимо было дописать сценарий, найти выразительные слова, характеризующие моего героя. Я пошел к мастеру художественного слова, поэту — академику Гафуру Гуляму. Мы работали вместе. Это был увлекательный, нелегкий, но плодотворный труд. Затем все пошло лучше и легче, когда мой герой «ожил» в сценарии. Мне же оставалось лишь найти наиболее характерные жесты, мимику, интонации. В этом помог режиссер Камиль Ярматов…
А потом были «Сыновья идут дальше» (роль Икрама), «Об этом говорит вся махалля» (роль завхоза Арслана), «Ты не сирота» (роль контролера-взяточника), «Минувшие дни» (курбаши)…
Помню его прикованным к постели. Похудевший Рахим-ака продолжал работать над новыми ролями. Четко представлял мизансцену, своего будущего партнера и строил рисунок своей роли, место своего героя в той или иной сцене.
— Если бы вы знали, как хочется играть, чувствовать камеру, партнера и творить. Жду весны. Говорят, к весне больные поправляются…
Это были последние слова, которые я услышал в гостеприимном доме Рахима Пирмухамедова, еще при жизни создавшего музей узбекской комедиографии.
raximpirmuhamedov
Хамидулла Акбаров.