Домой » Август » Поэма изысканых линий.

Поэма изысканых линий.

Того, кто попадает в этот древний город, который по праву называют колыбелью знаменитого Амира Темура, буквально завораживают своей сказочной красотой памятники архитектуры. И это не просто застывшая в камне музыка. Это немые свидетели войн и сражений, любви и предательства, счастливых и трагических судеб, больших и малых событий истории. Это дыхание минувших веков.
Совершим небольшой тур в Шахрисабз. По традиции он начинается с дворца Великого Темура, названного Ак-Сарай — Белый Дворец.
…Самый прославленный хорезмийский усто, вознеся молитву Всевышнему, попросил принести горсть золотого песка. Великий повелитель, присутствовавший при том, и глазом не моргнул: желание мастера было исполнено. Тот замесил глину для первого кирпича и бросил в нее искрящееся золото. Одни утверждают, что это означало символ богатства и могущества великого эмира, дворцы которого делаются из золота, другие считают, что мастер решил испытать щедрость повелителя и его решимость построить дворец невзирая на баснословные расходы. Фактом остается то, что в 1380 году началось строительство Ак-Сарая.
Когда же дворец обрел свои четкие контуры, мастер внезапно исчез, прикрепив предварительно к арке цепь, не доходившую до земли. Через два года он появился, проверил осадку здания и только потом объявил о своей готовности начать облицовку. Как бы не был разгневан Темур, но, оценив по достоинству профессионализм усто, позволил гордому мастеру продолжить работу. И хотя Ак-Сарай строился более двух десятилетий, его мечте было суждено сбыться.
Так гласит известная легенда. Сохранившиеся отзывы поэтов, послов, просто современников той эпохи свидетельствуют о красоте и величественности Ак-Сарая.
— Высота его кунгра достигает предела,
— Который спорит за равенство с глазом звезд неба.
-…Темной ночью сияние белизны его стен
— Соревнуется с ударом в свод (звуков призыва) муэдзинов,..- писал Шерефеддин-ал Йезди.
Строительством Ак-Сарая Темур ознаменовал свой победоносный четвертый поход на Хорезм. По словам летописца Абд-ар-Резака Самарканди, повелитель «отдал приказ переселить всех, кто может пригодиться, из Хорезма, отправить в Мовероуннахр и поселить в городе Кеше… Хорезмийские мастера построили высокий дворец, который известен теперь под именем Ак-Сарай». Придворные историки позже восторженно писали : «… в конце 871 года, соответствующего Году обезьяны, в первые дни весеннего изобилия, архитектор весны обратил силы произрастания на здание, изобилующее травой Шахрисабза, и, вознеся до зенита поднятия стенные зубцы (кунгра) лоз розового куста дворца, расписал изображение бирюзовых листьев и золотого цветка».
Низамаддин Шами сообщал : «Арка (так) и аркатура (равак) его достигают до айука (блестящей звезды капеллы), так что никто в мире равного ему не наблюдал и подобного ему не постигал».
— И хотя сегодня от величественного сооружения сохранилось лишь два пилона, потомки могут представить себе всю красоту и монументальность этого сооружения. Арка входного пештака, рухнувшая около двух веков назад, была крупнейшей в Средней Азии, пролет ее составлял 22,5 метра, что больше пролетов мавзолея Ахмада Яссавий в Туркестане и мечети Биби-Ханым в Самарканде. Высота пилонов была не менее пятидесяти метров, то есть равнялась высоте современного восемнадцатиэтажного здания. Сейчас здесь на высоте 38 метров расположена смотровая площадка — излюбленное место туристов, откуда прекрасно просматривается город.
Эффект грандиозности достигался монолитностью кирпичных масс, украшенных мозаичными орнаментами. Крупные плоскости — софиты свода, угловые минареты одеты панцирем в виде геометрического орнамента — гириха, образующего многочисленные композиции, выделенные синими жирными лентами на фоне шлифованного кирпича и голубых куфических надписей. Неповторима гармония фиолетово-синего, изумрудно-зеленого, молочно-голубого, золотисто-охристого, чисто белого с вкраплениями красного, позолоченного тонов, наполняющая сюжеты мозаик и майолик — исторические и религиозные надписи, многообразный растительный мир, обращенный в волшебные узоры — особым светом и смыслом. Среди надписей имеется дата выполнения облицовок (16.Х.1395 — 5.Х.1396). Стихи восхваляют Аллаха и Темура.
Что же представлял из себя Ак-Сарай функционально ? По описаниям современников, это был обширный комплекс общественных и жилых построек. На оси двора, по свидетельству Бабура, находилось купольное здание для заседания дивана, по обеим сторонам от него малые залы заседаний советников — таваджибеков и диванбеков. Внутренние покои эмира и его гарема, по словам испанского посла Клавихо, побывавшего здесь, были отделаны с большой роскошью. Поражал современников и чудо-хауз на крыше дворца, с которого стекал живописный каскад. Вода поступала по свинцовому желобу с перевала Тахтакарачи самотеком. Существует такая версия, что строительство дворца Ак-Сарай так и не было полностью завершено при Темуре и дело отца продолжил его сын Шахрух. Неоднозначно подается и разрушение великолепного дворца. По одной из легенд, в разрушении повинен Абдуллахан-11. Другие приписывают гибель Ак-Сарая самому Темуру, который не пожалел его при уничтожении засевших во дворце мятежников. Есть сведения,что в 1707 году под порталом Ак-Сарая воссел на трон бухарский хан Убайдулла, что служит доказательством того, что тогда еще арка была цела. В 60-х годах ХУ111 века руины Ак-Сарая были включены в территорию дворца-урду шахрисабзского бека.
Долгое время из этого архитектурного шедевра эпохи Темура брали кирпичи для городских нужд. И только гораздо позже пришло осознание непреходящей ценности этого памятника истории.
aksaray
Наиля Искандерова.
Соб. корр. «Правды Востока».