Домой » Декабрь » Страсти по белой картине

Страсти по белой картине

В театре «Ильхом» вновь премьера. Пьеса «Арт» французского драматурга Ясмины Реза прошла по сценическим площадкам Старого и Нового Света и, наконец, добралась до Узбекистана.
Коллизия спектакля «Арт» складывается вокруг одной- единственной картины, куплен- ной за огромные деньги. Это полотно — не только причина раздора трех закадычных друзей, но и своеобразное отражение индивидуальности каждого. Сама Ясмина Реза считает, что написала смешную пьесу при наличии трагических ситуаций во взаимоотношениях героев. Иностранная же пресса неоднозначна в оценке. Кто-то считает «этюд» драматурга современной классикой с серьезными размышлениями о жизни, искусстве, а кто-то — «переоцененной безделицей, маленьким схематичным упражнением для беглости пальцев», в котором характеры слишком прямолинейны.
Судить о драматургическом воплощении теперь будут и ташкентские зрители. Однако присутствовавшие на репетициях французские гости столицы признали, что нынешняя постановка более оригинальна, трогательна и глубока, нежели нашумевшая на их родине.
По словам режиссера-постановщика Марка Вайля, к спектаклю готовились полтора года. Как было ужасно и одновременно соблазнительно постоять у афиш в западных странах и… заставить себя отказаться от возможности посмотреть работы других театров. Ведь предстоит самому дойти до сути, создать свой «Арт».
Зрелищность — это безусловность творчества. Однако зрелищность не всегда подразумевает наличие многих персонажей, мельтешения драматургического действия. Зрелый, ограненный спектакль может поражать даже камерностью происходящего, приправленного… математическим расчетом. В «Арте» во взаимоотношениях героев, декоративном и музыкальном оформлении проступают пропорции и законы геометрии. Треугольник — три друга, каждый из которых ищет свой угол, куда прячет или где раскладывает по полочкам свое миропонимание и оправдание своих поступков. Угол и две направляющие — вертикальные белые стены — вот и вся декорация. Метод проекции — в момент подсветки сквозь белую стену мы видим силуэты тех, кто представляет музыкальное сопровождение. Фигуры и линии можно на стене нарисовать, а затем и стереть, совсем как на ученической доске.
Как увидеть и оценить такое художественное произведение — как белые полосы на белом полотне? Неординарного Сержа (Евгений Дмитриев), врача по профессии, радует купленная им необычная картина. Рационального инженера Марка (Антон Пахомов) гложет мысль, что за эту бессмыслицу отданы последние, причем бешеные деньги. Простодушного Ивана (Бернар Назармухамедов) — продавца канцтоваров волнуют накалившиеся отношения между друзьями, он всячески хочет притушить огонь раздора. Однако этому «бесхребетному существу» не всегда удается справиться даже с неуверенностью в отношениях с окружающими его женщинами — невестой, матерью, мачехой.
Каждый из героев вызывает особые эмоции и размышления. Интеллигентность сквозит в речах, облике Сержа. Мягкий, грудной его голос контрастирует с металлическим, наполненным сарказма и негодования голосом Марка, который сначала «оценил» картину, потом самого Сержа, а затем их взаимоотношения. Эти два противоборствующих персонажа — филантроп Серж и прагматик Марк — со всей силой чувств готовы отстаивать свое мнение. В этом столкновении герои были интересны и по-своему неотразимы. Ведь, по сути, из таких страстей и желаний состоят наши будни, когда приходится выбирать между необходимостью человеческого существования и порывом души.
Примечательно, что все необходимые вещи скупого интерьера — стул, томик Сенеки, тарелочка с оливками — передавались поверх белой стены руками в белых же перчатках. Жест, говорящий, с одной стороны, о непричастности к разыгравшимся страстям, с другой — усиливающий символ «белых вибрирующих разводов на белой картине». Внешний прикид героев в противовес насыщенности и густоте эмоциональных красок был вполне выдержан в пастельных тонах, отлично подобран.
Говоря о сопутствующих элементах успеха, стоит отметить музыкальные композиции Артема Кима, довольно плодотворно и успешно работающего в театре. Введение в структуру драматургического произведения клавесинной музыки, игры на скрипке и виолончели, голосовой подпевки — все способствовало неожиданному восприятию, полифоническому звучанию спектакля.
…Современный молодой зритель, больше привыкший к развлекательному жанру, порой воспринимал зрелище неоднозначно. Можно предположить, что эта пьеса для него оказалась несколько сложной. Над этой вещью, если не поплакать, не посмеяться, то пофилософствовать вполне можно. И послушать умные слова стоит каждому. Так же, как и попытаться понять, оценить хоть раз попадавшуюся в нашей жизни белую картину с белыми полосами.
Муяссар Максудова.