Домой » Июль » В СОДРУЖЕСТВЕ МУЗ

В СОДРУЖЕСТВЕ МУЗ

Камолу Умарходжаеву знают и ценят в мире хореографии: прекрасны танцы, своеобразны клипы, созданные с ее участием. Кинорежиссеры доверяют ей сложные роли, ибо уже первая ее актерская работа в фильме «Любовь» («Севги») привлекла внимание и зрителей, и критиков. А телевидение обращается к Камоле ввиду многогранности ее творческой деятельности. Пластичны, грациозны в танце, интеллектуально богаты ее героини. В этом убеждает и поэтичный фильм «Бабье лето», где Камола сыграла роль красавицы Бахтигул, не представляющей свою жизнь без высоких чувств, без любви.
В павильонах студии и репетиционных комнатах проходит значительная часть времени всегда собранной и веселой, озорной и энергичной Камолы Умарходжаевой, танцовщицы и актрисы. Чем объяснить ее успех: сценарной основой фильмов, режиссурой? В начале творческого пути она встретилась с высокопрофессиональными режиссерами — Юсуфом Разыковым и Исаматом Эргашевым. Палитра исполнительности быстро обогащается, совершенствуется техника. Камола тонко чувствует камеру, помнит о возможностях крупного плана. Эпизоды с участием неугомонной Бахтигул («Бабье лето») приобретают трагедийное звучание благодаря проникновенному исполнению образа влюбленной девушки, но так и не ставшей любимой.
Творческое становление молодой актрисы стало темой наших бесед, состоявшихся в павильонах кино и телестудий, в просторном зале Национального университета, куда актриса приехала на встречу со своими сверстниками — старшекурсниками факультета журналистики.
— Будучи молодой, ты уже сыграла довольно сложные роли. Кто больше помогал — автор, режиссер или партнер?
— Наверное, все. Хотя я бы выделила фигуру режиссера. Исамат Эргашев первым поверил мне, увидел мои актерские возможности, доверил хорошую роль. А Юсуф Разыков ко мне относился, как к уже сложившейся актрисе. «Ты это можешь сделать! Тебя этому учили. Да и сама ты находишь верную тональность роли!» — говорил он и старался не вмешиваться в процесс работы над ролью. Перед тем как дать команду «Мотор!», он тактично, с чувством глубокого уважения предлагает актеру: «А может, вот так войдешь в комнату… этого требует конкретная ситуация…» Получила огромное удовольствие от общения с такими режиссерами.
— Первая роль — это Салима, многострадальная, забытая любимым человеком. А в юности своей — веселая, озорная, решительная. Эти качества своей героини ты должна была раскрыть в одном фильме. По существу ты сыграла две роли в одной картине. Об этих сложностях ты знала, когда участвовала в конкурсе претенденток на эту роль?
— Не знала. Нам предложили сыграть роль влюбленной девушки, провожающей своего друга в далекий поход. Все мы, тогда учащиеся хореографического училища, были увлечены этой затеей режиссера. Оказалось, что этот эпизод взят из сценария Усмона Азима «Севги». Каждая из участниц отбора по-своему интерпретировала состояние героини. Вовсю горели «юпитеры», суетилась операторская и режиссерская группы, работала камера. И за всем этим следил чуть ли ни весь коллектив учебного заведения. Я попросила пятиминутную паузу, постаралась вспомнить самые грустные дни, когда обиду свою прятала под одеялом и лила слезы на подушку. Вот в таком виде и предстала перед камерой. Слезы продолжали литься, а на лице уже была улыбка, ибо за камерой я видела не только режиссера, но и своих однокашек. Слезы и улыбка решили мою судьбу. А о сценах, упомянутых вами, я узнала во время съемок.
— Тебе близка эта роль?
— Салима — это я. Хотя меня окружает иная атмосфера, иные люди, живу в другое время. Радуюсь, когда получаю приглашение на актерские пробы, когда танцую, когда на улице узнают и доброжелательным взглядом, неподдельной улыбкой провожают меня. Радуюсь, когда мои наставники из Института искусств замечают даже небольшую мою роль и порою бывают весьма строгими, требовательными, но всегда искренними, заботливыми… Жила бы Салима в наше время! Она могла бы петь, танцевать. Я считаю ее творчески одаренной личностью. Вспомните: только смерть разлучает ее с книгой Абдуллы Кадыри, с ее героями.
— Кстати, о танцах, которые и привели тебя в мир искусства. Быть может, не стоит распыляться, а выбрать одно из двух — актерскую деятельность или хореографию?
— Прошлым летом была в Дели, Бомбее. Пообщалась с индийскими актрисами. Каждая из них может сыграть роль и принять участие в хореографических сценах. А танцы этой страны очень сложны. Я думаю, что актрисе необходимо умение владеть телом, чувством ритма, а танцовщице нужен опыт актера, мгновенно входящего в роль. Так они могут друг друга обогащать, дополнять.
kamola_umarhojaeva
Хамидулла Акбаров.