Домой » Бизнес » А ГДЕ ЖЕ АВТОЛАВКИ?

А ГДЕ ЖЕ АВТОЛАВКИ?

Сегодня животноводы республики накануне очередного ответственного мероприятия — окотной кампании. Об этом подумалось по дороге из Учкудука в Навои, где лунные «пейзажи» песчаных барханов Центральных Кызылкумов изредка сменялись индустриальными силуэтами предприятий Навоийского горно-металлургического комбината. Навстречу довольно редко попадались автомагазины, спешащие к животноводам за 350-400 километров. Но чаще они стояли на обочине с поднятыми капотами или копошащимися под днищами шоферами…
avtolavka
Останавливаемся. Экспедиторы и водители из Тамды, Учкудука, Зарафшана охотно вступают в разговор. «Да что вы хотите? Из более чем 200 автомагазинов на ходу осталось 25-30 единиц. Да и те, как видите, на ладан дышат. Из товара — ассортиментный минимум из восьми наименований. С такой ездой мы давно стали убыточными».
Слово «убыточными» больно резануло слух. Автор не понаслышке знает о потребкооперации. И в ее природе убыточность как таковая вообще не присутствует. Не случайно на планете самой большой общественной организацией по количеству членов является Международный кооперативный альянс. Слово «дивиденды» пришло к нам с рыночными реформами. Но оно было в ходу еще в 1892 году в первых кооперативных организациях на территории Андижанской области.
Даже по сегодняшним рыночным меркам на одиннадцатом году независимости нет такой рыночной структуры, которую можно было бы поставить на одну ступень с потребкооперацией. Не беря у государства ни копейки, система Узбекбрлашув перечислила в бюджет миллионы. Самостоятельный труд кооператоров и миллионов пайщиков со своей истинно рыночной структурой, кооперативной демократией, вертикалью власти творил буквально чудеса. И это не ностальгия по прошлому.
Все мы хорошо помним импортное изобилие на прилавках сельских магазинов. Это все оттуда, из самой природы потребительской кооперации, когда заготовители на «Уралах» с колясками подчищали дехканские дворы вплоть до ржавого гвоздя и ненужной макулатуры, тряпья, рогов и копыт. Если дословно расшифровать понятие «потребкооперация», то получится формула: «Заготовил, произвел, продал». У госторговли формула попроще: «Получил со склада, накрутил процент, продал».
Потребкооперация, которую мы знаем, это не только розничная торговля и общепит, но и заготовки, мощная стройиндустрия, собственное производство, сельское хозяйство и откорм, образовательная база, собственный автопарк из более чем 12 тысяч единиц. Лучшие и красивейшие объекты на селе принадлежали потребкооперации. Кормила, поила и одевала во все лучшее 80 процентов населения тоже потребкооперация. На рынках работал конвейер «поле-прилавок». На консервных заводах Узбекпотребсоюза толпились гонцы из Италии, Японии, Швейцарии, Германии. Кстати, по количеству делегаций и гостей из-за рубежа кооператоры давали солидную фору другим. И вновь подчеркиваю — без копейки государственных средств.
В чем же причины ее упадка?
…Приватизация кооперативных объектов проводилась в «ускоренном» темпе. Понятно, что на тот момент «прихрамывала» правовая база. Но тогда вступают в силу каноны международного права. Они же гласят: объекты общественной собственности не подлежат аресту, конфискации и т.д. А ведь кишлачный магазин «товаров повседневного спроса», чайхана, тандырный цех, да и все остальное были построены и содержались на взносы нескольких поколений пайщиков. Теперь это приобрел некто по остаточной стоимости.
Отложим пока в сторону самостоятельность, самофинансирование, самодостаточность недавней потребкооперации и обратимся к дню сегодняшнему.
В кабинете председателя правления Навоийской АК «Матлуботсавдо» Мурадхона Эгамкулова карта области, сплошь заполненная условными обозначениями и стрелками. Мурадхон Олимович как лицо официальное лаконичен:
— Мы работаем в тех условиях, в которые нас поставило время рыночных преобразований. Я здесь для того, чтобы исполнять решения руководства. Но зачастую приходится работать «не благодаря, а вопреки». Взять снабжение чабанов отгонного животноводства. Вы посмотрите по карте расстояния. Один Учкудукский район занимает 10 процентов территории страны. Но, тем не менее, на всех фермах и стойбищах есть достаточный запас муки, сахара, масла, соли, макаронных изделий, мыла. А шапок-ушанок, чабанских полушубков, кирзовых сапог, теплого белья завезено больше прошлогоднего почти на 23 миллиона сумов. Конечно, приходится выкручиваться как только можно. Уже заметно улучшение с финансированием, фондами. Я с вами согласен, что убыточное райпо и потребкооперация вообще — понятия взаимоисключающие. Но возьмите простой пример: машина с мукой отъехала от мелькомбината, положим, на 100 метров, и это уже дает право продавцу сделать разрешенную наценку в 20 процентов. Нам же приходится ту же машину гнать за 500 километров. Но и здесь наценка не выше 20 процентов. Транспортные же расходы повисают «неподъемной гирей» на деятельности кооператоров и автоматически ведут к убыточности со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Здесь мне видятся два выхода из положения. Первый — разрешить наценку (хотя бы для дальних рейсов) не ниже 35-40 процентов от стоимости. Второй — вернуться к общепринятой практике, когда накладные расходы оплачиваются за счет местного бюджета. Это вполне по-рыночному. Или, наконец, расходы на транспорт хотя бы делить в солидарном порядке с районным бюджетом. Конечно, у нас есть НГМК. О тружениках области он проявляет большую и неоценимую заботу. Туда послали тысячи тонн угля, сюда сотни тонн муки. Но ведь не единожды сказано: «Голодному дай удочку, а не рыбу». А благотворительность все-таки больше расслабляет, порождает иждивенческие настроения: комбинат поможет. Ведь только на уже затраченные горняками средства можно было так оздоровить экономику всех четырех животноводческих районов, что и никакой помощи не надо. Да плюс развязать хозяйственную инициативу именно производителя. С тревогой наблюдаем за судьбой инициативы Канимеха по организации с этого года аукционной торговли продукцией животноводства. Приживется начинание — жить хозяйствам и сельчанам в достатке. Да и кооператоры поучаствуют в прибылях.
В заключение вспомним автопарк кооператоров из более чем 12 тысяч автомашин. Ежегодно он обновлялся на 12-15 процентов! Но за собственные средства. Так что вопрос: «А где же автолавки»? — риторического порядка.
Марат Насыров.
Соб.корр. «Правды Востока».
Навоийская область.